Бизнес‑авиация перестала быть роскошью и стала инфраструктурой власти и влияния. Объем мирового рынка бизнес‑джетов в 2024 году оценивался в 46,5 млрд долларов, к 2025 году — 48,1 млрд долларов, и ожидается рост к 2032 году до 67,7 млрд долларов при увеличении на 5 % в год. Сервисный сегмент, такой как чартеры, ТО, цифровые платформы оценивается примерно в 59,6 млрд долларов в 2025 году и к 2030 году вырастет до 97,1 млрд долларов при увеличении на 10% ежегодно.
Ведущие тренды на сегодняшний день: Fractional ownership имеет более 54 % часов налета в США приходится на долевое владение; Uber‑подход в авиации — заказ через приложение, выбор самолета, гибкий график; SAF (sustainable aviation fuel) — топливо, способное снизить выбросы CO₂ до 80 %, становится важным конкурентным преимуществом.
Россия показывает устойчивость через трансформацию. Санкции 2022 года вынудили уйти Airbus, Boeing и Bombardier из РФ. Несмотря на падение парка бизнес-джетов на 30–40 %, рынок адаптировался и вырос: выручка ведущих игроков превысила 100 млрд рублей в 2023 году — рост 27,6 % к 2022 году, что в три раза выше уровня 2018 года. В 2023 году в России произошел 20–35 % рост тарифа на чартеры из-за дефицита доступных самолетов и подрядчиков.
Главные игроки: интеграция, сервис и автономность. Компания «Меридиан» family‑office оператор с сертификатом IS‑BAO Stage III. Включает в флот Challenger 605, Gulfstream G450 и VIP‑версии Airbus A320. Клиенты премиум‑уровня, прозрачный сервис, прямая работа с собственниками самолетов. Группа «Вельталь» включает авиакомпанию «Вельталь‑Авиа» и техцентр «Бизнес-Джет Техник». Они предоставляют чартеры бизнес‑класса и надежное ТО своей клиентской базе внутри страны, минимизируя зависимость от зарубежного сервиса.
Технологии, маршруты и клиенты нового формата. Цифровизация пробила лед: в 2024 году российский объем систем онлайн-бронирования рейсов вырос почти на 80 %. Платформы выглядят, как «Uber‑для-джетов». Маршруты меняются, в приоритете Москва — Дубай, Казань — Шанхай, Владикавказ — Стамбул, Москва — Астана. Внутренние направления составляют 60 % всех чартеров. Клиентская база расширяется: 60 % пассажиров — представители среднего и крупного бизнеса, а не только VIP. Для них частный джет является вопросом эффективности, а не статуса.
Embraer растет, тенденции усиливаются. В 2025 году Embraer ожидает поставить 145–155 бизнес-джетов — рост примерно на 18 % к прошлому году. Во втором квартале они уже поставили 38 executive-джетов, рост на 41 % за год. Заказ Flexjet на 182 самолета Phenom и Praetor стал крупнейшим в истории компании. NetJets планируют поставки Praetor 500 с 2025 года. Несмотря на возможные тарифы США, Embraer сохраняет уверенные перспективы роста и ожидает выручку на уровне 7–7,5 млрд долларов в 2025 году.
Почему бизнес больше не летает по расписанию. Время стало ресурсом, каждая минута — это деньги. Деловая авиация помогает сохранить конкурентоспособность.
Сервис и автономность важнее статуса. Долевое владение, цифровые платформы и устойчивое топливо — новая валюта успеха. Российские игроки наращивают влияние через гибкость, вертикальную интеграцию и понимание рынка.
По мнению доцента Кафедры математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве РФ Анны Овсянниковой в 2025 году бизнес не просто летает, он действует свободно, независимо и экологично. Игроки вроде «Меридиан» и «Вельталь» показывают, что локальные модели могут быть не только выжившими, но и ведущими. Время больше не измеряется километрами и маршрутами, оно измеряется минутами. И те, кто контролирует это время — выигрывают гонку.
Овсянникова А.В.,
доцент Кафедры математики и анализа данных
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации