Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

12 сентября 2025

В соответствии с принятой в конце 2024 года Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года, в современных условиях определен дифференцированный подход к развитию российских регионов, сосредоточивающий финансовые ресурсы на приоритетных, стратегических территориях опережающего роста.

Развитие единого экономического пространства оказывает комплексное влияние на финансовую устойчивость субъектов РФ. Несмотря на очевидные выгоды в виде роста доходов и инвестиций, данное пространство создает условия для усиления конкуренции и неравномерного распределения ресурсов. Формируемые механизмы финансовой устойчивости должны учитывать как местные региональные особенности, так и общие интеграционные процессы на федеральном уровне.

Для достижения финансовой устойчивости регионов необходим глубокий анализ их экономических показателей и определение драйверов роста, таких как использование финансово-кредитных инструментов, участие в национальных программах и поддержка предпринимательства. Кроме того, для стимулирования регионального развития необходима единая государственная финансово-кредитная политика, которая будет включать в себя управление бюджетной задолженностью, создание «мастер-городов» и развитие свободных экономических зон.

Согласно статистическим данным Федеральной службы государственной статистики наблюдается постепенное формирование фундамента устойчивости регионов, что подтверждается ростом ряда экономических показателей в 2024 году и начале текущего года: ВВП России увеличился на 4,8 % по сравнению с 2023 годом и составил около 200 трлн рублей (для сравнения, в 2020 году этот показатель был вдвое меньше – 107.6 трлн рублей). По мнению заместителя Председателя Правительства РФ А. Оверчука, укрепление финансовой самостоятельности Российской Федерации было обусловлено увеличением доли несырьевого сектора экономики и ростом поступлений от реализации продукции обрабатывающей промышленности. Так, объем валового внутреннего продукта интеграционного объединения государств Северной Евразии в 2024 году продемонстрировал прирост в 4,4%, превысив среднемировой показатель в 3,3%.

Дальнейшее стратегическое развитие экономики России и ее регионов требует наращивания их ресурсного, инвестиционного и финансового потенциала. Важным направлением в этой области является правовое регулирование формирования новых механизмов финансовой устойчивости. Принятие ключевых федеральных и региональных законодательных актов, включая Указ Президента РФ № 229 от 31.03.2023 (Концепция внешней политики), Указ Президента РФ № 309 от 07.05.2024 (Национальные цели развития до 2030/2036 гг.), Распоряжение Правительства РФ № 4146-р от 28.12.2024 (Стратегия пространственного развития до 2030/2036 гг.), Федеральный закон № 33-ФЗ от 20.03.2025 (Об общих принципах организации местного самоуправления) и ежегодные послания Президента РФ Федеральному Собранию, открыло новые перспективы для расширения экономического пространства страны. Особое значение имеют положения Федерального закона № 33-ФЗ, поскольку он устраняет противоречия и несогласованность между уровнями власти, что является необходимым условием для формирования единого экономического пространства на уровне регионов и муниципалитетов.

Решение правовых вопросов в экономическом выравнивании регионов России стало «стартапом» разработки и реализации национальных и региональных программ развития регионов на новом уровне, в том числе международном. В качестве примера можно привести «Национальную программу развития Дальнего Востока», принятую в 2020 году и планирующую развиваться до 2035 года за счет постоянно дополняемых перспективных проектов и направлений, выходящих за рамки обозначенного территориального образования (макрорегиона). Начиная с 2023 года, V Дальневосточный форум стал площадкой для решения задач по расширению межрегиональных связей с Китаем, в первую очередь через развитие логистических центров и современной инфраструктуры. Решение, принятое в 2024 году, о создании первой международной территории опережающего роста (ТОР) ярко демонстрирует заинтересованность государств в экономическом сотрудничестве с Дальневосточными регионами.

В рамках этого проекта, который будет реализован в Приморье, планируется участие Китая, Беларуси и Северной Кореи. Основная задача – дальнейшее укрепление технологического суверенитета посредством совместных программ в таких областях, как космос, электроника, фармацевтика и автомобилестроение.

Свидетельством нового уровня экономической связанности регионов является, к примеру, проект строительства первой на Дальнем Востоке атомной электростанции (АЭС) в закрытом административно-территориальном образовании «Фокино». Особое внимание уделяется малым и средним энергоблокам, а в перспективе – модульным и плавучим АЭС. Китай и Северная Корея планируют получать существенную часть вырабатываемой электроэнергии, тем более что в будущем предполагается создание нескольких таких площадок для АЭС на территориях опережающего роста Дальневосточного федерального округа России (ДФО).

Все эти события указывают на новые акценты в понимании «макрорегиона», подчеркивая взаимосвязанность регионов разных территорий, в том числе и на межгосударственном уровне. В связи с этим стали применяться такие понятия, как «экономические платформы» и «экономические полигоны», отражающие сложные, современные процессы, включая трансформацию и цифровизацию. По нашему мнению, взаимосвязанность регионов представляет собой совокупность территорий, объединенных экономическими отношениями в рамках национальных программ (проектов), основанных на использовании их потенциальных возможностей для достижения экономического выравнивания макрорегиона в целом.

Для осмысления текущих прогрессивных изменений требуется углубление научных знаний о формировании региональных экономических зон. Необходимо активно задействовать потенциал регионов и определить новые, рациональные и результативные пути их развития. В связи с этим анализируются различные подходы к экономическому росту государства и его территорий, в том числе модель, основанная на использовании внутренних и внешних стимулов развития, получившая название «НЭП-2.0». Глава Банка России подчеркивает, что смена моделей экономического роста – это закономерный процесс, и нам необходимо сосредоточиться на разработке новой модели, ориентированной на переход к следующему технологическому этапу.

По мнению экспертов, ведущего научного сотрудника Научного центра по исследованию истории и развития мировых цивилизаций Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского, д.э.н., профессора Русавской А.В., доцента кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета, к.т.н., доцента Мурко Е.В.; доцента кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета, к.т.н. Масалевой М.В.,  финансовая система играет ключевую роль в стимулировании регионального экономического развития и обеспечении единства экономического пространства России. Национальные проекты выступают в качестве основного финансового механизма, способствующего устойчивому социально-экономическому прогрессу регионов. Особое внимание уделяется восьми технологическим направлениям, которые, по нашему мнению, должны быть тесно связаны со Стратегией пространственного развития. Для повышения эффективности реализации национальных проектов планируется принять закон, который установит крайний срок распределения трансфертов – 20 августа. Это позволит регионам своевременно формировать свои бюджеты, согласовывать их с национальными проектами и более успешно достигать поставленных целей.

В ответ на государственные задачи происходит трансформация государственных финансов, в первую очередь через изменения в налоговой системе. Акцент делается на прогрессивную шкалу налогообложения доходов, чтобы направить дополнительные средства на улучшение качества жизни граждан в регионах. Основные принципы налоговой и бюджетной политики останутся неизменными до 2030 года. Бюджетная политика будет по-прежнему основываться на бюджетном правиле, которое направлено на минимизацию рисков, связанных с колебаниями цен на сырьевом рынке (прогнозируемая цена нефти на 2025 год – 56 долларов за баррель, в отличие от 60 долларов, заложенных в бюджетном правиле). Это позволит избежать расходования валютных резервов и увеличить долю нефтегазовых доходов в федеральном бюджете.

В то же время, по мнению экспертов, финансовая устойчивость российских регионов находится под угрозой из-за сокращения остатков средств на их счетах в Федеральном казначействе и банковских депозитах. В 58 регионах "финансовая подушка" снизилась до минимального уровня в 1% в 2024 году, что может привести к увеличению бюджетной задолженности. Остатки денежных средств являются источником покрытия дефицита бюджетов, и их уменьшение свидетельствует либо о недостаточности доходов, либо о росте расходов, в частности, социальных обязательств. Помимо этого, регионы традиционно использовали краткосрочные банковские кредиты для погашения долгов. Но в 2025 году из 39 регионов, которые погасили ранее выпущенные облигации, лишь 6 смогли вновь разместить свои ценные бумаги. Это связано с высокими процентными ставками по банковским кредитам, и даже недавнее снижение ключевой ставки Банком России на 1% не решает проблему ни для бизнеса, ни для регионов в целом.

Доктор экономических наук, профессор Русавская А.В. (Научный центр по исследованию истории и развития мировых цивилизаций Университета мировых цивилизаций имени В.В. Жириновского), к.т.н., доцента Мурко Е.В., к.т.н. Масалева М.В. (кафедра «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ) предлагают для укрепления финансовой стабильности регионов России использовать механизм перераспределения средств путем привлечения сбережений граждан в долгосрочные инвестиции. Так, в 2024 году, когда была запущена программа долгосрочных вложений россиян, было заключено около 3 миллионов договоров и привлечено через этот инструмент около 200 млрд рублей, что по мнению экспертов является дополнительным инвестиционным источником в текущем году для многих субъектов РФ. Увеличение доли таких вложений до 40% от общего объема накоплений позволит россиянам стать акционерами компаний и повысить эффективность работы государственных корпораций и оживить российский фондовый рынок.

В заключении следует отметить, что инновации в финансово-кредитной сфере, включая внедрение современных инструментов, наделяют российские регионы способностью к стабильному и сбалансированному экономическому развитию. Это, в свою очередь, позволяет им эффективно выполнять социальные обязательства, поддерживать социальную сферу и инфраструктуру. Результатом становится укрепление финансовой устойчивости регионов, повышение уровня жизни их жителей и создание привлекательных условий для инвестиций и развития бизнеса.

В совокупности эти факторы формируют единое и действенное экономическое пространство страны, обеспечивая ее процветание и конкурентоспособность в условиях современных вызовов.

Другие новости

16 сентября
Путь к глобальному успеху: как многоязычие формирует конкурентоспособных специалистов и инновационное университетское образование

Путь к глобальному успеху: как многоязычие формирует конкурентоспособных специалистов и инновационное университетское образование

16 сентября
Городская история говорит на разных языках - от слобод к культурным хабам

Городская история говорит на разных языках - от слобод к культурным хабам

16 сентября
С 03 августа 2025 года введена уголовная ответственность за осквернение воинских захоронений и памятников

С 03 августа 2025 года введена уголовная ответственность за осквернение воинских захоронений и памятников

16 сентября
Международная налоговая реформа и глобальное налогообложение не ниже 15%: риски российских компаний и бюджета

Международная налоговая реформа и глобальное налогообложение не ниже 15%: риски российских компаний и бюджета

16 сентября
Шопинг из будущего. Как Poizon и маркетплейсы превращают российских студентов в миллионеров

Шопинг из будущего. Как Poizon и маркетплейсы превращают российских студентов в миллионеров

16 сентября
Не только английский – перспективы изучения иностранных языков для карьеры

Не только английский – перспективы изучения иностранных языков для карьеры

16 сентября
Стратегическая необходимость: почему бизнесу и экспатам следует соблюдать Соглашение об избежании двойного налогообложения

Стратегическая необходимость: почему бизнесу и экспатам следует соблюдать Соглашение об избежании двойного налогообложения

16 сентября
Как увлечение рыбалкой развивает лингвистическую компетентность

Как увлечение рыбалкой развивает лингвистическую компетентность

16 сентября
Ольфакторные практики: тихие аккорды образовательной среды

Ольфакторные практики: тихие аккорды образовательной среды

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год