Динамика развития современных технологий и курс цифровой трансформации высших учебных заведений меняет методы обучения и взаимодействия преподавателя со студентами. Сегодня педагогам, которые желают идти в ногу со временем, необходимо владеть не только базовыми цифровыми навыками, но и активно использовать современные образовательные цифровые инструменты в учебном процессе. Отношение педагога к современным цифровым технологиям, его умение пользоваться образовательными платформами и программами, влияет на эффективность профессиональной деятельности, на мотивацию студентов и их успехи в учебе.
По информации газеты «Коммерсантъ», к 2030 году прогнозируется рост числа специалистов по работе с большими данными (на 113%), инженеров по финансовым технологиям (93%), специалистов по искусственному интеллекту и машинному обучению (82%). Такое развития рынка труда определяет направление деятельности образовательных учреждений.
Ситуация изменения потребностей рынка труда определяет направление деятельности системы высшего образования. Реакцией на меняющиеся условия в процессе реализации цифровой трансформации вузов стало распоряжение Правительства РФ 05.07.2025 г., которое утверждает обновленное стратегическое направление в области трансформации отрасли науки и высшего образования до 2030 г. и определяет основные цели и показатели, которые необходимо достичь.
Одним из трендов в сфере науки и высшего образования согласно данному распоряжению является использование цифровых инструментов разработки интерактивных образовательных материалов с применением различных мультимедийных форматов, технологий дополненной реальности и виртуальной реальности, вебинаров, видео-конференц-связи, что непосредственно затрагивает развитие и совершенствование цифровых навыков педагогических работников вуза.
Доцент Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Танцура считает, что совершенствование цифровой грамотности требует постоянного обновления знаний и навыков применения цифровых инструментов, поскольку используемые вузами онлайн-платформы становятся более интерактивными. Для организации учебного процесса педагогу необходимо обладать цифровыми компетенциями, которые помогут сформировать учебно-методический контент, проанализировать и спрогнозировать результаты успеваемости студентов в цифровой среде.
Несомненно, обсуждение с коллегами наиболее эффективных цифровых средств и способов применение цифровых технологий для улучшения учебного процесса способствует развитию цифровой грамотности. Однако тренинги, мастер-классы, курсы повышения квалификации помогают преподавателям преодолеть трудности планирования использования цифровых ресурсов в процессе обучения. В Финансовом университете запущена программа повышения квалификации «Экосистема развития компетенций ППС ООВО под запросы цифровой экономики», целью которой является ознакомление преподавателей с возможностями использования современных цифровых технологий в учебном процессе и создания цифрового контента, освоение новых подходов преподавания.
Татьяна Танцура резюмирует, что развитие цифровых навыков - непрерывный процесс, требующий постоянного изучения и освоения новых платформ, программ, ресурсов, что способствует повышению качества преподавания, процесс обучения становится более увлекательным и познавательным, а это отражается на результатах успеваемости студентов.