В условиях стремительного развития цифровых технологий и меняющихся рыночных реалий необходимость разработки стратегии цифровой трансформации становится очевидной, так как она позволяет промышленным предприятиям адаптироваться к новым требованиям, повышать конкурентоспособность и успешно внедрять инновационные решения для достижения устойчивого роста.
Стратегия цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности до 2024 года и на период до 2030 года была разработана Министерством промышленности и торговли РФ с целью комплексного повышения эффективности и создания условий для успешной работы отраслей.
Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2023 г. № 3113-р, выделяет следующие тенденции в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности (табл. 1):
Таблица 1 - Тенденции стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности
В соответствии с данным документом в рамках стратегического направления будет осуществлена реализация пяти межотраслевых проектов:
-
«Умное производство»;
-
«Цифровой инжиниринг»;
-
«Продукция будущего»;
-
«Технологическая независимость»;
-
«Интеллектуальная господдержка».
Ведомственный (Минпромторга России) проект «Цифровая промышленность» включает три направления модели цифровой трансформации промышленности (рис. 1):
Рисунок 1 – Модель цифровой трансформации промышленности России
Реализация первого направления предполагает развитие законодательной и нормативно-технической баз в сфере цифровых технологий, информационных мер государственной поддержки, создание программ переподготовки и повышения квалификации для каждой отрасли обрабатывающей промышленности.
Что касается второго направления, то одним из главных инструментов реализации Федерального закона от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике Российской Федерации» стала государственная информационная система промышленности (ГИСП).
ГИСП - цифровая платформа для взаимодействия государства и промышленных предприятий в России. Она использует технологии искусственного интеллекта для анализа деятельности предприятий и эффективности государственной поддержки. На платформе содержится информация о состоянии и прогнозах развития промышленности, предприятиях, производстве, госпрограммах, кадровом потенциале и другие данные. ГИСП обеспечивает производителям доступ к господдержке, закупочным и логистическим процессам через разнообразные сервисы. В платформе также есть база нормативно-правовых актов, поддержка пользователей и каталог промышленных площадок.
На сегодняшний день ГИСП включает более 170 цифровых сервисов для промышленности, более 1,8 млн позиций в каталоге продукции, более 2500 мер государственной поддержки, объединяет более 140000 участников промышленной кооперации, 58000 поставщиков и производителей продукции, более 1000 представителей органов государственной власти.
В рамках ГИСП реализуется модуль «Цифровой паспорт промышленного предприятия», который позволяет предприятиям самооценивать свою цифровую зрелость. Цифровой паспорт содержит информацию о готовности к внедрению цифровых технологий и целях развития. Получение цифрового паспорта позволяет предприятиям оценить свою позицию, сравниться с конкурентами и определить направления развития. Цифровая зрелость помогает организациям адаптироваться к цифровой среде и конкурировать эффективно. Государство активно поддерживает развитие цифровой зрелости предприятий, что способствует интеграции новых технологий и повышению эффективности производства. Единая методика оценки цифровой зрелости позволяет сравнивать и анализировать данные, что помогает государству определять потребности в поддержке и содействии процессам трансформации в промышленности.
С 1 января 2023 года оценка цифровой зрелости не реже 1 раза в полугодие стала обязательной для всех промышленных предприятий, претендующих на получение господдержки.
Система направлений оценки цифровой зрелости предприятия включает в себя три уровня:
-
уровень цифровизации бизнес-процессов в цепочке создания добавленной стоимости;
-
уровень цифровизации вспомогательных процессов;
-
уровень технологического развития ИТ на предприятии.
В рамках третьего направления (рис. 1) сформирован центр компетенций по цифровой трансформации промышленности, обеспечена оценка уровня цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, выявлены системные проблемы цифровой трансформации промышленности, реализованы меры государственной финансовой поддержки, направленные на стимулирование разработки цифровых платформ, программных продуктов, базовых технологий производства приоритетных электронных компонентов и радиоэлектронной аппаратуры, а также масштабирования внедрения существующих на рынке решений в целях цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности.
В июне 2024 года Правительство Российской Федерации утвердило постановление № 896 «Об утверждении Правил формирования и использования цифровых паспортов промышленной продукции». Это постановление направлено на систематизацию информации о выпускаемой продукции и поддержку отечественной промышленности. Цифровые паспорта будут создаваться в ГИСП и содержать данные, которые будут публиковаться в открытом доступе.
Цифровые паспорта обеспечат совершенствование системы каталогизации продукции, что упростит поиск и подбор необходимой продукции. Благодаря открытому доступу к информации о продукции, покупатели смогут подбирать аналоги импортных товаров и выбирать лучшие предложения. Систематизированная информация о продукции поможет государству более эффективно определять приоритеты для поддержки.
Анализируя необходимость разработки стратегии цифровой трансформации, важно также обратиться к кейсам промышленных компаний в России, которые демонстрируют явные преимущества и результаты внедрения цифровых технологий в своих бизнес-процессах (табл. 2).
Таблица 2 – Успешные кейсы цифровых стратегий промышленных компаний России
Источник: составлено авторами.
Эти, а также ряд других предприятий (ОАО «Сибур», ПАО «КАМАЗ», концерн «Калашников», МКПАО «ОК РУСАЛ»), реализуя инновационные подходы, демонстрируют, как цифровая трансформация помогает российским промышленным предприятиям повысить эффективность, сократить издержки и улучшить качество производства, - отмечает Аида Хизриевна Казанбиева, кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.
Несмотря на потенциал и преимущества цифровой трансформации, современные промышленные предприятия России сталкиваются с рядом проблем, влияющих на успешность и эффективность цифровых инициатив:
- недостаток специалистов, обладающих навыками в области цифровых технологий;
- необходимость значительных инвестиций;
- угрозы для конфиденциальности и безопасности информации;
- сложности интеграции новых цифровых решений с уже существующей инфраструктурой предприятия и др.
По мнению Ярослава Олеговича Зубова, кандидата экономических наук, доцента кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, преодоление этих проблем требует комплексного подхода, включающего развитие следующих направлений:
-
обучение и развитие персонала: инвестировать в обучение и переквалификацию сотрудников для усвоения цифровых навыков и компетенций, необходимых для работы с новыми технологиями;
-
партнерство и сотрудничество: установить партнерские отношения с технологическими компаниями, стартапами и научными учреждениями для обмена опытом, разработки инноваций и поддержки внедрения цифровых решений;
-
инвестиции в разработку и внедрение инновационных цифровых технологий, которые могут повысить эффективность и конкурентоспособность предприятия;
-
принятие мер по обеспечению безопасности данных, включая использование шифрования, многоуровневой защиты и мониторинга угроз;
-
участие государства в виде программ поддержки цифровой трансформации, налоговых льгот или финансовой помощи.
Реализация этих путей в рамках стратегического подхода позволит промышленным предприятиям России успешно преодолеть вызовы цифровой трансформации и обеспечить устойчивый рост и развитие в цифровой эпохе.
Казанбиева Аида Хизриевна,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Зубов Ярослав Олегович,
кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации