В эпоху цифровизации в системе школьного образования меняется роль учителя- из транслятора знаний в навигатора и наставника в безбрежном море информационных потоков, обрушившихся на головы учащихся.
В эпоху развития искусственного интеллекта, таких, как, например, DeepSeek и ChatGPT, которые лучше и быстрее могут предоставить ученику необходимую информацию, задача учителя помочь ученику осмыслить, критически оценить и применить эту информацию. Учитель становится «гидом по информации», который учит отличать достоверные данные от ложных, проверять факты и делать выводы.
Искусственный интеллект пока не может в полной мере заменить эмоциональный интеллект, творчество и способность к совместной работе. Поэтому акцент деятельности учителя смещается на развитие у учеников критического мышления(задание правильных вопросов, а не поиск готовых ответов, анализ, насколько выводы искусственного интеллекта являются обоснованными ), креативности (поощрение нестандартных решений, которые ИИ может лишь имитировать, но не генерировать с нуля),эмоционального интеллекта(поддержка учеников, мотивация, разрешение конфликтов, создание психологически безопасной среды в классе).
Еще одна важная технология, которая может быть с успехом применена в школьном образовании-это виртуальная и дополненная реальность.
Главное преимущество использование технологий виртуальной и дополненной реальности –это наглядность. На уроках истории вместо чтения о пирамидах Гизы, ученик может пройтись по ним , используя технологии виртуальной реальности, на уроках биологии — исследовать 3D-модель сердца со всех сторон, разобрать его на слои и увидеть, как оно бьется, это превращает абстрактные понятия в конкретный, запоминающийся опыт, на уроках химии и физики- проведение опытов в безопасной среде, на уроках основ безопасности жизнедеятельности и защиты Родины- спуститься в глубь кратера вулкана и наблюдать процесс начала извержения вулканических масс.
Проведенные исследования показывают, что при грамотном использовании технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности сокращается время на освоение темы по ряду учебных предметов на 20-40% за счет адаптивности и наглядности, а для учителя экономится до 10 часов в неделю на рутинных операциях (проверка, отчетность).
При этом необходимо отметить, что при всех своих положительных качествах внедрение технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности несет в себе ряд рисков. Например, при чрезмерном использовании искусственного интеллекта у учеников может произойти потеря базовых навыков (например, устного счёта, письма), и как следствие этого-снижение когнитивных способностей, неспособность решать задачи без цифровых помощников. Чрезмерное погружение в виртуальную среду может ухудшать социальные навыки, и, как следствие этого у ученика возникнут проблемы работы в коллективе. Это только небольшая часть тех рисков, которая может возникнуть при использовании искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности. Поэтому важно осмысленно подходить к вопросу внедрения этих технологий в учебный процесс. Особенно это важно для школьного уровня, когда мыслительная деятельность учеников еще не в достаточной степени развита. И здесь роль учителя должна быть особенно высока.
В настоящее время профессором кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущим аналитиком Корпоративного университета московского образования д.т.н., Шахраманьяном М.А проводиться комплекс работ по внедрению технологий искусственного интеллекта в проектную деятельность учащихся в рамках реализации проекта «Дагестанская школьная республика» на базе школы №58 г. Махачкалы. В качестве примера можно привести планируемые мероприятия по проектной деятельности учеников этой школы, в процессе выполнения которых будут применены технологии обработки космических снимков с использованием искусственных нейросетей для выявления несанкционированных мусорных свалок на территории Республики Дагестан.
Таким образом , исходя из вышеизложенного можно сделать вывод , что в настоящее время в связи с бурным развития систем искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других наукоемких технологий происходит трансформация формулы образования: из старой формулы образования: «Учитель изрекает, а ученик записывает» в новую формулу образования «Учитель вместе с учеником добывают новые знания».