Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

22 сентября 2025

В эпоху цифровизации в системе школьного образования меняется роль учителя- из транслятора знаний в навигатора и наставника в безбрежном море информационных потоков, обрушившихся на головы учащихся.

В эпоху развития искусственного интеллекта, таких, как, например, DeepSeek и ChatGPT, которые лучше и быстрее могут предоставить ученику необходимую информацию, задача учителя помочь ученику осмыслить, критически оценить и применить эту информацию. Учитель становится «гидом по информации», который учит отличать достоверные данные от ложных, проверять факты и делать выводы.

Искусственный интеллект пока не может в полной мере заменить эмоциональный интеллект, творчество и способность к совместной работе. Поэтому акцент деятельности учителя смещается на развитие у учеников  критического мышления(задание правильных вопросов, а не поиск готовых ответов, анализ, насколько выводы искусственного интеллекта  являются обоснованными ), креативности (поощрение нестандартных решений, которые ИИ может лишь имитировать, но не генерировать с нуля),эмоционального интеллекта(поддержка учеников, мотивация, разрешение конфликтов, создание психологически безопасной среды в классе).

Еще одна важная технология, которая может быть с успехом применена в школьном образовании-это виртуальная и дополненная реальность.

Главное преимущество использование технологий виртуальной и дополненной реальности –это наглядность. На уроках истории вместо чтения о пирамидах Гизы, ученик может пройтись по ним , используя технологии виртуальной реальности, на уроках биологии — исследовать 3D-модель сердца со всех сторон, разобрать его на слои и увидеть, как оно бьется, это превращает абстрактные понятия в конкретный, запоминающийся опыт, на уроках химии и физики- проведение опытов в безопасной среде, на уроках основ безопасности жизнедеятельности и защиты Родины- спуститься в глубь кратера вулкана и наблюдать процесс начала извержения вулканических масс.

Проведенные исследования показывают, что при грамотном использовании технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности сокращается время на освоение темы по ряду учебных предметов на 20-40% за счет адаптивности и наглядности, а для учителя экономится до 10 часов в неделю на рутинных операциях (проверка, отчетность).

При этом необходимо отметить, что при всех своих положительных качествах внедрение технологий искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности несет в себе ряд рисков.  Например, при чрезмерном использовании искусственного интеллекта у учеников может произойти потеря базовых навыков (например, устного счёта, письма), и как следствие этого-снижение когнитивных способностей, неспособность решать задачи без цифровых помощников. Чрезмерное погружение в виртуальную среду может ухудшать социальные навыки, и, как следствие этого у ученика возникнут проблемы работы в коллективе. Это только небольшая часть тех рисков, которая может возникнуть при использовании искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности.  Поэтому важно осмысленно подходить к вопросу внедрения этих технологий в учебный процесс. Особенно это важно для школьного уровня, когда мыслительная деятельность учеников еще не в достаточной степени развита. И здесь роль учителя должна быть особенно высока.

В настоящее время профессором кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущим аналитиком Корпоративного университета московского образования д.т.н., Шахраманьяном М.А проводиться комплекс работ по внедрению технологий искусственного интеллекта в проектную деятельность  учащихся в рамках реализации проекта «Дагестанская школьная республика» на базе школы №58 г. Махачкалы. В качестве примера можно привести планируемые мероприятия по проектной деятельности учеников этой школы, в процессе выполнения которых будут применены   технологии обработки космических снимков с использованием искусственных нейросетей для выявления несанкционированных мусорных свалок на территории Республики Дагестан.

Таким образом , исходя из вышеизложенного можно сделать  вывод , что  в настоящее время  в связи с бурным развития систем искусственного интеллекта,  виртуальной и дополненной реальности и других наукоемких технологий происходит трансформация формулы образования: из старой формулы образования: «Учитель изрекает, а ученик  записывает» в новую формулу образования «Учитель вместе с учеником добывают новые знания».

Другие новости

25 сентября
Арктика: виртуальный туризм

Арктика: виртуальный туризм

25 сентября
Будущее высшего образования: шесть моделей, которые меняют мир

Будущее высшего образования: шесть моделей, которые меняют мир

25 сентября
Направления совершенствования юридической деятельности на основе искусственного интеллекта

Направления совершенствования юридической деятельности на основе искусственного интеллекта

25 сентября
Как формируется цена российских ипотечных облигаций: исследование ДОМ.РФ и Финансового университета

Как формируется цена российских ипотечных облигаций: исследование ДОМ.РФ и Финансового университета

25 сентября
Потенциал развития пищевых кластеров в Российской Федерации

Потенциал развития пищевых кластеров в Российской Федерации

25 сентября
Преимущества корпоративной среды в Финансовом университете: как экосистема развития компетенций трансформирует преподавательский состав

Преимущества корпоративной среды в Финансовом университете: как экосистема развития компетенций трансформирует преподавательский состав

25 сентября
Благоустройство как маркетинговый инструмент: как города формируют свой бренд через комфортную среду

Благоустройство как маркетинговый инструмент: как города формируют свой бренд через комфортную среду

25 сентября
Цифровая революция в орошении: российское исследование раскрывает секреты интеллектуального земледелия

Цифровая революция в орошении: российское исследование раскрывает секреты интеллектуального земледелия

25 сентября
Дистанционное образование: новые возможности  в эпоху цифровых технологий

Дистанционное образование: новые возможности в эпоху цифровых технологий

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год