Глобальная эпидемия ожирения, признанная Всемирной организацией здравоохранения одним из ключевых вызовов современности, представляет собой масштабную угрозу для здоровья населения и устойчивого развития общества. По оценкам ЮНИСЕФ каждый десятый ребенок в мире страдает от ожирения. По прогнозам Всемирной федерации по борьбе с ожирением ожидается, что общее число взрослых, страдающих ожирением, увеличится более чем на 115% в период с 2010 по 2030 год — с 524 миллионов до 1,13 миллиарда человек. Без принятия действенных мер к 2035 году 4 миллиарда человек будут страдать от избыточного веса и ожирения, что может создать беспрецедентную нагрузку на глобальную экономику и системы здравоохранения.
Стремительный рост ожирения в мире напрямую связан с увеличения потребления так называемых ультрапереработанных продуктов (чипсы, сладкие напитки, снеки, фастфуд, мясные полуфабрикаты, сладкие йогурты и др.). Одной из причин данной тревожной тенденции является агрессивный маркетинг «вредной» еды, которая активно вытесняет из рациона детей жизненно важные продукты: фрукты, овощи и белковую пищу. Эта опасная замена происходит в критически важный период, когда полноценное питание является основой для здорового роста, когнитивного развития и психического благополучия ребенка.
Всемирная организация здравоохранения для борьбы с нездоровым питанием рекомендует три ключевые стратегии: введение обязательной маркировки на лицевой стороне упаковки для продуктов и напитков с высоким содержанием вредных веществ (сахар, соль, жиры); введение законодательных ограничений на рекламу нездоровых продуктов и напитков, направленную на детей; запрет на продажу такой продукции в образовательных учреждениях.
Несмотря на то, что для улучшения структуры питания и здоровья населения критически важны комплексные меры, большинство стран внедряют их по отдельности, фокусируясь в основном на налогообложении сахаросодержащих напитков. В результате совокупный эффект от одновременного применения политики ограничений в области маркетинга, маркировки и школьного питания остаётся малоизученным.
Чили стала первой страной, которая реализовала все эти меры в рамках обязательной общенациональной политики, приняв ряд соответствующих законов с 2015 года. С учетом адаптационного периода для производителей новые требования внедрялись поэтапно: с 2016 по 2019 год. Первые изменения коснулись маркировки: все продукты питания и напитки, содержащие добавленный сахар, соль или насыщенные жиры и превышающие установленные пороговые значения должны иметь предупреждающие надписи на лицевой стороне упаковки: черные восьмиугольники с надписями «высокое содержание сахара», «соль», «насыщенные жиры» и/или «калории».
Результаты исследования, опубликованные в 2021 году в журнале The Lancet, демонстрируют впечатляющие результаты: даже по результатам первого этапа изменений законодательства в Чили уменьшилось потребление ультрапереработанных продуктов. Так, по сравнению со сценарием, который мог бы быть реализован без изменения законодательства, наблюдалось заметное снижение количества купленных на одного человека в день калорий на 23,8%, количества соли на 36,7% и количества сахара на 26,7%.
Ефимова Нина Александровна, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечает: «Результаты исследования подтверждают высокую эффективность комплексного подхода в регулировании оборота ультрапереработанных продуктов. Анализ полученных данных демонстрирует, что синергетический эффект от введения трёх мер (предупредительная маркировка, ограничения на рекламу и запрет на продажу ультрапереработанных продуктов в образовательных учреждениях) дает больший эффект, чем могли бы дать эти меры по отдельности. Это подтверждает целесообразность реализации именно многостороннего подхода, а не отдельных инициатив в регулировании оборота ультрапереработанных продуктов».