Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

15 июля 2025

Государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении эффективности использования бюджетных средств, предотвращении коррупции и поддержании экономической стабильности.

Особой важностью становится разграничение понятий «контроль» и «аудит», а также разработка стратегии их интеграции для развития государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль - совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также специально созданными ими органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распоряжения и использования средств бюджетов бюджетной системы. Другими словами, это процесс, который непрерывен и постоянно требует чёткости, прозрачности, структуры для наиболее эффективной производительности в лице государственных органов. Для полного погружения в данную тему важно рассмотреть основные аспекты контроля и аудита, их сходства и различия, а также проанализировать практические подходы к развитию системы государственного финансового контроля.

Чтобы разобраться в понимании двух понятий как «контроль» и «аудит», а главное иметь понимание в чем их сходства и различия, как считает к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Липатова И.В., важно начать с их определений. Контроль в системе государственного финансового контроля подразумевает проверку соблюдения законодательства, правил и норм при использовании финансовых ресурсов. Говоря проще, контроль – это то, что придаёт определённый регламент, свод правил и нормы порядка для обеспечения безопасности финансовых ресурсов государства, в избежание финансовых потерь, глобальных ошибок и коррупции. Основной целью контроля является устранение ошибок и нарушений. Здесь, важно понимать, что основным фокусом контроля, который является в первую очередь приоритетом, является проверка, выполненная в соответствии нормативным требованиям.

По мнению доцента Липатовой И.В., несомненно, правильное выполнение деятельности контроля от начала и до конца заключается в законности, а значит подкреплённой правовой нормой. Любое важное действие обязано быть строго отражено в правовом документе, подтверждающее его официальность и неоспоримость, для прозрачности процесса, а также устранения возможных проблемных последствий, которые могут ухудшить ситуацию. Именно поэтому контроль, а точней его правильно направленная деятельность, заключается особо важным элементом в государственном финансовом контроле. Контроль исполняется по определённым и чётким методам, которые в свою очередь работают как выстроенный механизм, где при отсутствии одного из элементов может утратить необходимую эффективность и ухудшить конечные результаты. Данные методы включают в себя работу инспекции, проведение тщательной проверки, а также подключения ревизии.

Как отмечает доцент Липатова И.В., аудит представляет собой независимую и объективную оценку эффективности, экономичности и результативности управления финансовыми ресурсами. Аудит носит проактивный характер и ориентирован на улучшение финансовых процессов. Затрагивая ключевые характеристики, важно знать, что главной и основной целью для аудита является повышение эффективности использования ресурсов. Это считается наиболее желаемым результатом, поскольку данная цель проходит в равном направлении вектора всего развития государственной экономики. Это означает, что главным приоритетом государства, в процессе финансовой политики считается наиболее правильное распределение финансовых ресурсов для получения максимальной эффективности, поскольку при данной выстроенной политике экономика страны будет максимизировать не только производительность, но и получать больший приток денежных средств, которыми государство в праве использовать в будущем для реализации поставленных задач и целей, требуемые огромные вложения. Основной фокус аудита заточен на оценку процессов и рекомендаций для их оптимизации. Другими словами, это неотъемлемая часть аналитики, включающая в себя конструирование некой финансовой модели, позволяющая здраво оценивать финансовые возможности государства. Благодаря этому можно выстроить дальнейший план развития финансовой системы страны, которая будет улучшать и внедрять новизну, позволяя получать наиболее результативные успехи в области государственного финансового контроля.

Рассматривая методы аудита, вновь необходимо, как утверждает доцент Липатова И.В., обратить пристальное внимание на аналитику и мониторинг, который является неотъемлемой частью данного процесса, позволяющий более детально выполнять процесс аудита, помогающий наиболее удобным способом выявлять нарушения, и это интервьюирование, благодаря которому есть возможность находится в прозрачной, открытой деятельности. Процесс аудита позволяет дать определённые важные рекомендации по улучшению финансового управления, которые представляют собой основную необходимость. Таким образом есть возможность узреть в корень проблемы, а значит, есть огромная вероятность для той ситуации, которая позволит разрешить сложность. Подводя конкретные выводы, о деятельности аудита можно уверенно сказать, что данный метод в государственном финансовом контроле имеет огромную компетенцию, а главное играет ключевую роль в обеспечении прозрачности, эффективности управления государственными финансовыми ресурсами, способствуя быть не только гарантом высокого качества, но и высоким уровнем доверия по отношении к обществу во взаимодействии государственных органов.

Стратегия развития государственного финансового контроля строится на создании единой системы управления. Это другими словами объединение данных о нарушениях и результатах аудита для выработки комплексных решений. Для улучшения производительности данной системы необходимо разделение функций, то есть контроль отвечает за соблюдение норм, а аудит — за улучшение процессов. Здесь, по мнению доцента Липатовой И.В., есть необходимость в совместном использовании технологий, поскольку цифровизация процедур, автоматизация анализа данных и использование искусственного интеллекта сейчас возглавляет явный приоритет во многих отраслях и является основной задачей для их внедрения, использования и улучшения. Большое внимание отводится переходу к риск-ориентированному подходу, который включает в себя фокусирование проверок на зонах с высоким риском нарушения и прогнозирование возможных проблем с помощью анализа данных. Невозможно не сказать про повышение профессионализма кадров, которое должно происходить на регулярной основе, в котором заложено обучение сотрудников современным методикам аудита и контроля и развитие компетенций в области IT и аналитики. Нельзя забывать про прозрачность и отчетность. Это значит важно проводить публикации ключевых показателей эффективности аудита и контроля, а также вовлечение общественности и гражданского общества в обсуждение результатов.

Таким образом, существует несколько практических подходов к реализации данной стратегии. В первую очередь это цифровая трансформация, где происходит внедрение автоматизированных систем анализа бюджетных операций; это международное сотрудничество, в котором есть адаптация лучших мировых практик и стандартов; последнее - создание национального центра аудита, строящийся на консолидации усилий для унификации стандартов и обмена опытом.

Таким образом, по мнению доцента Липатовой И.В., контроль и аудит - это два взаимодополняющих инструмента государственного финансового контроля. Контроль обеспечивает соблюдение норм, а аудит способствует стратегическому развитию и повышению эффективности. Для развития системы государственного финансового контроля необходимо четкое разграничение определённых функций, их интеграция в единую стратегию и внедрение современных технологий. Сейчас стоит вопрос совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе развитие определённых компетенций контролера-ревизора будущего, которые будут иметь необходимые компетенции, такие как умение быстро принимать решения и выполнять задачи; адаптация к меняющимся условиям; аналитика больших данных; построение моделей рисков; поиск возможностей для применения новых подходов к решению задач; критическое мышление; коммуникация в командной работе.

Липатова Инна Владимировна,

к.э.н., доцент кафедры

«Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового факультета

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

18 июля
Языковой барьер стирается или продолжаем учить языки?

Языковой барьер стирается или продолжаем учить языки?

18 июля
Рынок труда 2025: как российский бизнес адаптируется к замедлению экономики

Рынок труда 2025: как российский бизнес адаптируется к замедлению экономики

18 июля
Совершенствование процесса премирования сотрудников: микросервисы помогут

Совершенствование процесса премирования сотрудников: микросервисы помогут

18 июля
Технологический суверенитет: как его обеспечивают Европа, Китай и США

Технологический суверенитет: как его обеспечивают Европа, Китай и США

18 июля
«В то время мы все хотели побольше узнать о России». 40 лет Двенадцатому Всемирному фестивалю молодежи и студентов

«В то время мы все хотели побольше узнать о России». 40 лет Двенадцатому Всемирному фестивалю молодежи и студентов

18 июля
Генеративный ИИ в промышленности: от чертежа до стратегии

Генеративный ИИ в промышленности: от чертежа до стратегии

17 июля
FMCG 2025: экология и персонализация на фоне цифровой революции

FMCG 2025: экология и персонализация на фоне цифровой революции

17 июля
Тенденции развития упаковки на российском рынке: от экологии до цифровых технологий

Тенденции развития упаковки на российском рынке: от экологии до цифровых технологий

17 июля
Глобальные тренды цифровой трансформации промышленности

Глобальные тренды цифровой трансформации промышленности

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год