Государственный финансовый контроль играет ключевую роль в обеспечении эффективности использования бюджетных средств, предотвращении коррупции и поддержании экономической стабильности.
Особой важностью становится разграничение понятий «контроль» и «аудит», а также разработка стратегии их интеграции для развития государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль - совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также специально созданными ими органами по проверке деятельности всех субъектов финансовых отношений с целью обеспечения законности, целесообразности и эффективности формирования, распоряжения и использования средств бюджетов бюджетной системы. Другими словами, это процесс, который непрерывен и постоянно требует чёткости, прозрачности, структуры для наиболее эффективной производительности в лице государственных органов. Для полного погружения в данную тему важно рассмотреть основные аспекты контроля и аудита, их сходства и различия, а также проанализировать практические подходы к развитию системы государственного финансового контроля.
Чтобы разобраться в понимании двух понятий как «контроль» и «аудит», а главное иметь понимание в чем их сходства и различия, как считает к.э.н., доцент кафедры «Финансовый контроль и казначейское дело» Липатова И.В., важно начать с их определений. Контроль в системе государственного финансового контроля подразумевает проверку соблюдения законодательства, правил и норм при использовании финансовых ресурсов. Говоря проще, контроль – это то, что придаёт определённый регламент, свод правил и нормы порядка для обеспечения безопасности финансовых ресурсов государства, в избежание финансовых потерь, глобальных ошибок и коррупции. Основной целью контроля является устранение ошибок и нарушений. Здесь, важно понимать, что основным фокусом контроля, который является в первую очередь приоритетом, является проверка, выполненная в соответствии нормативным требованиям.
По мнению доцента Липатовой И.В., несомненно, правильное выполнение деятельности контроля от начала и до конца заключается в законности, а значит подкреплённой правовой нормой. Любое важное действие обязано быть строго отражено в правовом документе, подтверждающее его официальность и неоспоримость, для прозрачности процесса, а также устранения возможных проблемных последствий, которые могут ухудшить ситуацию. Именно поэтому контроль, а точней его правильно направленная деятельность, заключается особо важным элементом в государственном финансовом контроле. Контроль исполняется по определённым и чётким методам, которые в свою очередь работают как выстроенный механизм, где при отсутствии одного из элементов может утратить необходимую эффективность и ухудшить конечные результаты. Данные методы включают в себя работу инспекции, проведение тщательной проверки, а также подключения ревизии.
Как отмечает доцент Липатова И.В., аудит представляет собой независимую и объективную оценку эффективности, экономичности и результативности управления финансовыми ресурсами. Аудит носит проактивный характер и ориентирован на улучшение финансовых процессов. Затрагивая ключевые характеристики, важно знать, что главной и основной целью для аудита является повышение эффективности использования ресурсов. Это считается наиболее желаемым результатом, поскольку данная цель проходит в равном направлении вектора всего развития государственной экономики. Это означает, что главным приоритетом государства, в процессе финансовой политики считается наиболее правильное распределение финансовых ресурсов для получения максимальной эффективности, поскольку при данной выстроенной политике экономика страны будет максимизировать не только производительность, но и получать больший приток денежных средств, которыми государство в праве использовать в будущем для реализации поставленных задач и целей, требуемые огромные вложения. Основной фокус аудита заточен на оценку процессов и рекомендаций для их оптимизации. Другими словами, это неотъемлемая часть аналитики, включающая в себя конструирование некой финансовой модели, позволяющая здраво оценивать финансовые возможности государства. Благодаря этому можно выстроить дальнейший план развития финансовой системы страны, которая будет улучшать и внедрять новизну, позволяя получать наиболее результативные успехи в области государственного финансового контроля.
Рассматривая методы аудита, вновь необходимо, как утверждает доцент Липатова И.В., обратить пристальное внимание на аналитику и мониторинг, который является неотъемлемой частью данного процесса, позволяющий более детально выполнять процесс аудита, помогающий наиболее удобным способом выявлять нарушения, и это интервьюирование, благодаря которому есть возможность находится в прозрачной, открытой деятельности. Процесс аудита позволяет дать определённые важные рекомендации по улучшению финансового управления, которые представляют собой основную необходимость. Таким образом есть возможность узреть в корень проблемы, а значит, есть огромная вероятность для той ситуации, которая позволит разрешить сложность. Подводя конкретные выводы, о деятельности аудита можно уверенно сказать, что данный метод в государственном финансовом контроле имеет огромную компетенцию, а главное играет ключевую роль в обеспечении прозрачности, эффективности управления государственными финансовыми ресурсами, способствуя быть не только гарантом высокого качества, но и высоким уровнем доверия по отношении к обществу во взаимодействии государственных органов.
Стратегия развития государственного финансового контроля строится на создании единой системы управления. Это другими словами объединение данных о нарушениях и результатах аудита для выработки комплексных решений. Для улучшения производительности данной системы необходимо разделение функций, то есть контроль отвечает за соблюдение норм, а аудит — за улучшение процессов. Здесь, по мнению доцента Липатовой И.В., есть необходимость в совместном использовании технологий, поскольку цифровизация процедур, автоматизация анализа данных и использование искусственного интеллекта сейчас возглавляет явный приоритет во многих отраслях и является основной задачей для их внедрения, использования и улучшения. Большое внимание отводится переходу к риск-ориентированному подходу, который включает в себя фокусирование проверок на зонах с высоким риском нарушения и прогнозирование возможных проблем с помощью анализа данных. Невозможно не сказать про повышение профессионализма кадров, которое должно происходить на регулярной основе, в котором заложено обучение сотрудников современным методикам аудита и контроля и развитие компетенций в области IT и аналитики. Нельзя забывать про прозрачность и отчетность. Это значит важно проводить публикации ключевых показателей эффективности аудита и контроля, а также вовлечение общественности и гражданского общества в обсуждение результатов.
Таким образом, существует несколько практических подходов к реализации данной стратегии. В первую очередь это цифровая трансформация, где происходит внедрение автоматизированных систем анализа бюджетных операций; это международное сотрудничество, в котором есть адаптация лучших мировых практик и стандартов; последнее - создание национального центра аудита, строящийся на консолидации усилий для унификации стандартов и обмена опытом.
Таким образом, по мнению доцента Липатовой И.В., контроль и аудит - это два взаимодополняющих инструмента государственного финансового контроля. Контроль обеспечивает соблюдение норм, а аудит способствует стратегическому развитию и повышению эффективности. Для развития системы государственного финансового контроля необходимо четкое разграничение определённых функций, их интеграция в единую стратегию и внедрение современных технологий. Сейчас стоит вопрос совершенствования системы государственного финансового контроля, в том числе развитие определённых компетенций контролера-ревизора будущего, которые будут иметь необходимые компетенции, такие как умение быстро принимать решения и выполнять задачи; адаптация к меняющимся условиям; аналитика больших данных; построение моделей рисков; поиск возможностей для применения новых подходов к решению задач; критическое мышление; коммуникация в командной работе.
Липатова Инна Владимировна,
к.э.н., доцент кафедры
«Финансовый контроль и казначейское дело» Финансового факультета
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации