Российские университетские библиотеки за последние пятилетия вошли в период коренной модернизации. Они становятся функциональными и яркими общественными пространствами, где и студенты, и преподаватели могут работать и отдыхать по одному или даже в группах.
Глобальная цифровизация явилась катализатором цифровой трансформации высшего образования, что свидетельствует об изменение подходов не только к обучению, но и форматов взаимодействия студентов и преподавателей, выстраивании персонализированных траекторий обучения. Таким образом, университетские библиотеки реализуют функцию центров образовательных технологий, где проводятся проектные и исследовательские работы.
Кто же является целевой аудиторией университетской библиотеки? В первую очередь — это наши студенты, во-вторую очередь преподаватели и научные сотрудники университета. Современный потребитель услуг университетской библиотеки — это активный пользователь интернета и гаджетов. Соответственно произошла смена формата потребления информации: целевая аудитория предпочитает альтернативные источники информации: электронные книги, онлайн-библиотеки, аудиокниги, блоги, подкасты и видеолекции.
Эту тенденцию подтверждают данные отраслевой конференции «Книга+: проекты цифровой трансформации. эволюция бизнес-моделей и сервисов», прошедшая 3 сентября 2025 года. Рынок цифровых книг стабильно растет. Так, в 2023 году темпы прироста электронных книг составил 65,8% по сравнению с аналогичным периодом предшествующего года. В 2024 году темпы прироста электронных книг сохранились на уровне 60,0%. В структуре рынка цифровых книг значительную долю занимают аудиокниги (примерно половину).
Если анализировать электронные книги по сегментам, то доля художественной литературы в общем объёме электронных книг возросла до 52,0%, доля нон-фикшн книг (нехудожественной литературы - научно-популярных книг, биографий, мемуаров, дневников) упала до 38,0%, а доля детских книг составила около 10,0%. В стоимостном выражении прикладная литература находится на лидирующей позиции: около 35% книжного рынка. Представители издательств и маркетологи отмечают рост запросов на качественную полиграфию и формат издания.
Несмотря на то, что студенты и преподаватели, научные сотрудники предпочитают собирать информацию с помощью мобильных устройств, не означает, что они не читают книги в другом формате (бумажном). Проводя авторский блиц-опрос студентов факультета, Высшая школа управления 1 сентября 2025 года на потоке МК 22-1, МК 22-2 и МК 22-3, удалось выяснить, что примерно 40% от присутствующих студентов читали летом книги в бумажном формате.
Рынок индустрии домашних развлечений за 2024 год представлен следующими данными: сегмент «Национальное ТВ» с объёмом 240 млрд.руб., сегмент «Видеоигры» - 212,8 млрд.руб., «Платное ТВ» - 157,2 млрд.руб., «Легальные видеосервисы» - 150,0 млрд.руб., «Книги»- 126,4 млрд.руб., «Музыкальные стриминги» - 38,0 млрд.руб.
Таким образом, российские университетские библиотеки трансформируются под воздействием эволюционирующей социальной информационной среды, приспосабливаясь к меняющимся запросам целевой аудитории и предоставляя библиотечные услуги в ожидаемом формате.
Стратегическая цель маркетологов университета — это продвижение библиотеки среди пользователей, продвижение чтения.
Актуальными задачами библиотеки Финансового университета при Правительстве РФ, на наш взгляд, являются следующие:
l предоставить круглосуточный доступ пользователей к цифровым ресурсам: к электронным библиотечным системам, базам данных и мультимедийным материалам;
l обеспечить цифровое пространство, где возможно междисциплинарное взаимодействие, работа в проектных группах, проведение семинаров;
l оказать поддержку профессорско-преподавательскому составу в освоении цифровых инструментов для создания и обновления собственных курсов.
Современные пользователи университетской библиотеки ждут, что она превратится в инновационную площадку, где соединятся: образование, наука и цифровая культура. Это будет пространство, где работают с большими данными, занимаются исследованиями, обсуждают и создают стартапы. Остановимся более подробно на тех моментах взаимодействия сотрудников библиотеки с целевой аудиторией, которые становятся архиважными в настоящее время.
Российские университетские библиотеки не ограничиваются доступом к электронным изданиям, а предлагают виртуальные читальные залы с расширенным функционалом: возможность бронировать доступ к редким изданиям, участвовать в онлайн-сессиях с профессионалами, использование искусственного интеллекта (ИИ) для тематического поиска литературы. В Финансовом университете функционирует лаборатория VR/AR-технологий, где студенты проходят лабораторные занятия по маркетингу в дополненной реальности. К сожалению, лаборатория не интегрирована с библиотекой, что не позволяет решать задачи работы с уникальной литературой.
Современные читальные залы в библиотеках используются для проектной деятельности студентов, а также коворкингами, где представлено мультимедийное оборудование, зоны для совместной или индивидуальной работы. На базе такого пространства создаются медиацентры, где студенты записывают подкасты, снимают видео и монтируют материалы для своих проектов или стартапов. Классическим примером является Шанхайский университет, где медиацентр позволяет студентам освоить азы электронной коммерции.
Возрастает событийная активность университетских библиотек. Мастер-классы по работе с исследовательскими базами, встречи с экспертами в области информационных технологий (ИТ), искусственного интеллекта (ИИ) становятся регулярной практикой библиотек. В таком формате библиотека работает как образовательная площадка, при поддержке преподавателей.
Многие вузовские библиотеки по запросу студентов и преподавателей создают книжные клубы. Так, в 2024 году научная библиотека ГУУ провела Фестиваль книжных клубов «На встречу счастью», где Финансовый университет при Правительстве РФ представлял книжный клуб Юридического факультета «Prose place». ГУУ был представлен двумя клубами: книжным клубом «Обсудим?» и литературно-театральным клубом «ГУУМАНИСТ».
Создание не только образовательных, но и просветительско-культурных пространств меняет внутреннюю культуру университета. Эта среда, в свою очередь, воздействует на студентов, мотивируя их развиваться не только в профессиональном, но и гуманистическом направлении, поощряет инициативу, активную гражданскую позицию.
Опыт российских вузов, которые уже реализовали идеи по созданию центров на базе библиотек, показывает, что такой путь развития — это мощный ресурс университета. Такие пространства становятся не только элементом образовательной инфраструктуры, но и культурной среды в части духовного развития молодёжи. Поэтому развитие библиотеки является частью цифровой и образовательной стратегии вуза, важным элементом корпоративной культуры, инструментов духовного совершенствования молодого поколения. Солдатова Наталья Федоровна к.э.н., доцент кафедры маркетинга Финансового университета и Колесникова Ольга Викторовна к.э.н., доцент кафедры маркетинга Финансового университета считают, что для целевой аудитории университетской библиотеки крайне важным аспектом восприятия библиотечно-информационного комплекса является его развитие как живого пространства знаний, социальных связей, цифровых технологий и духовности.