Как считает, Михайлов Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета, развитие экосистем в России будет зависеть от двух ведущих экосистем Сбера и Т-банка.
Современная экономика является очень сложной и многофакторной. Особую роль в ней занимает цифровая экономика. С появлением первых массовых компьютеров, а особенно современных телефонов, коммерциализация интернета и появление разнообразных цифровых экосистем было неизбежно.
Запустившись 3 сентября 1995 года под первоначальным названием AuctionWeb в качестве онлайн-аукциона для соединения продавцов и покупателей для торговли товарами, уже в 1997 eBay обработал миллионы транзакций, показав потенциал масштабируемости данного вида бизнеса.
Прибыль и активы цифровых экосистем росла достаточно быстро. В 2000 году общие активы основных цифровых экосистем составляли 25,8 млрд. Долларов, а общая прибыль превышала 8,6 млрд долларов, то уже через 4 года активы удвоились, а прибыль утроилась. А к 2023 году сумма активов составляла уже 1969,8 млрд долларов, а прибыль более 310 миллиардов долларов. Такие значения превышают ВВП целых стран мира.
Сейчас цифровые экосистемы основательно закрепились в качестве основы жизни многих людей: количество пользователей Amazon, Airbnb, Uber исчисляется миллионами пользователей по всему миру. Российские цифровые экосистемы также развиваются. Их аудиторией являются практически все население России. Суммарные активы и прибыль всех российских цифровых экосистем в 2023 году составляют около 50 триллионов рублей и 1,9 триллиона рублей соответственно. Цифровые экосистемы можно назвать определенным феноменом и даже революцией, которая требует основательного изучения, особенно в области их перспектив на ближайшее время.
Прогнозирование финансового состояния экосистем может быть полезным для улучшения экономической устойчивости компаний со схожими продуктами, в том числе для разработки грамотной стратегии развития и для российских экосистем, которые также активно развиваются.
Для начала следует окончательно разобраться с определением цифровой экосистемы. Единого универсального определения для данного термина, на данный момент, не существует, потому следует рассмотреть различные доступные определения, как из научной литературы, так и иных источников. Также следует выделить основные задачи и функции цифровых экосистем, а также определить основные их отличия от цифровых платформ.
Во-первых, экосистема определяется как бизнес-модель, которая создает ценность, облегчая обмен между двумя или более взаимозависимыми группами, обычно потребителями и производителями, через предоставление инфраструктуры и правил взаимодействия.
Во-вторых, цифровая экосистема - это сервис, реализованный с помощью программного обеспечения, который предлагается для посредничества во взаимодействии между агентами.
В-третьих, экосистема — это расширяемая кодовая база программной системы, которая обеспечивает основную функциональность, общую для модулей, взаимодействующих с ней, и интерфейсы, через которые осуществляется это взаимодействие, таким образом данное определение фокусируется не на ценности цифровой экосистемы для клиента, а на техническом аспекте процесса.
По данным Gartner, в 2024 году более 75% компаний из списка Fortune 500 активно участвовали в экосистемах, что подтверждает их важность для долгосрочной стабильности и конкурентоспособности бизнеса. Таким образом, стратегическое управление и инновации играют ключевую роль в укреплении финансовой устойчивости экосистем.
Также важно рассмотреть тот факт, что экосистемы используют широкий спектр энейблеров. В России самые крупные экосистемы принадлежат Сберу и Т-банку. Данные есть только за 2023 год, за 2024 год данные пока не публичны (табл. 1-2).
Таблица 1. Финансовые сервисы двух ведущих экосистем.
Источник: составлено автором по данным http://www.sberbank.ru/ https://www.tinkoff.ru/
Таблица 2. Энейблеры, которые используют ведущие российские экосистемы.
Источник: составлено автором на основе данных компаний.
Подписочные сервисы сейчас развиваются практически у всех экосистем, наряду с виртуальными ассистентами, создавая удобство для клиентов, тем не менее главный фокус каждой экосистемы разнится.
Сбер занимается развитием AI, облачных технологий, логистики, медицины и экосистемных сервисов. Для него есть вызовы: Усиление санкционного давления, конкуренция со стартапами, регуляторные ограничения. Лидерство в AI-сервисах, расширение экосистемы за счёт технологического бизнеса, возможный выход на международные рынки в новых форматах.
VK делает фокус на медиа, контент, подписочные сервисы и финтех. Конкуренция с международными экосистемами, регулирование цифрового контента. Заметно закрепление позиций в медиа-сегменте, рост аудитории за счёт интеграции новых сервисов, развитие метавселенных.
Яндекс ставит на технологическое лидерство в AI, автономном транспорте, финтехе и облачных сервисах. Его цель: выход на новые рынки, регуляторные риски, возможное ужесточение контроля за данными пользователей, диверсификация бизнеса, экспансия в зарубежные технологические рынки, усиление позиций в AI.
МТС планирует расширение в сфере контента, финансовых сервисов. Характерны высокая конкуренция с банками и цифровыми экосистемами, трансформация в цифровую экосистему с широкой интеграцией.
Т-банк усиливает развитие суперприложения, финтеха и образовательных сервисов. Для этого есть вызовы: высокая зависимость от технологических решений, необходимость масштабирования экосистемы, укрепление позиций в финтехе, возможное создание одного из крупнейших суперприложений на российском рынке.
Михайлов Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета, оценил различные ведущие цифровые экосистемы, и их основные финансовые показатели. Роль цифровых экосистем только возрастает, уже на данный момент доля цифровой экономики превышает 15% мирового ВВП, и их доля еще не исчерпала потенциал своего увеличения.