Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

19 сентября 2025

Как считает, Михайлов Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета, развитие экосистем в России будет зависеть от двух ведущих экосистем Сбера и Т-банка.

Современная экономика является очень сложной и многофакторной. Особую роль в ней занимает цифровая экономика. С появлением первых массовых компьютеров, а особенно современных телефонов, коммерциализация интернета и появление разнообразных цифровых экосистем было неизбежно.

Запустившись 3 сентября 1995 года под первоначальным названием AuctionWeb в качестве онлайн-аукциона для соединения продавцов и покупателей для торговли товарами, уже в 1997 eBay обработал миллионы транзакций, показав потенциал масштабируемости данного вида бизнеса.

Прибыль и активы цифровых экосистем росла достаточно быстро. В 2000 году общие активы основных цифровых экосистем составляли 25,8 млрд. Долларов, а общая прибыль превышала 8,6 млрд долларов, то уже через 4 года активы удвоились, а прибыль утроилась. А к 2023 году сумма активов составляла уже 1969,8 млрд долларов, а прибыль более 310 миллиардов долларов. Такие значения превышают ВВП целых стран мира.

Сейчас цифровые экосистемы основательно закрепились в качестве основы жизни многих людей: количество пользователей Amazon, Airbnb, Uber исчисляется миллионами пользователей по всему миру. Российские цифровые экосистемы также развиваются. Их аудиторией являются практически все население России. Суммарные активы и прибыль всех российских цифровых экосистем в 2023 году составляют около 50 триллионов рублей и 1,9 триллиона рублей соответственно. Цифровые экосистемы можно назвать определенным феноменом и даже революцией, которая требует основательного изучения, особенно в области их перспектив на ближайшее время.

Прогнозирование финансового состояния экосистем может быть полезным для улучшения экономической устойчивости компаний со схожими продуктами, в том числе для разработки грамотной стратегии развития и для российских экосистем, которые также активно развиваются.

Для начала следует окончательно разобраться с определением цифровой экосистемы. Единого универсального определения для данного термина, на данный момент, не существует, потому следует рассмотреть различные доступные определения, как из научной литературы, так и иных источников. Также следует выделить основные задачи и функции цифровых экосистем, а также определить основные их отличия от цифровых платформ.

Во-первых, экосистема определяется как бизнес-модель, которая создает ценность, облегчая обмен между двумя или более взаимозависимыми группами, обычно потребителями и производителями, через предоставление инфраструктуры и правил взаимодействия.

Во-вторых, цифровая экосистема - это сервис, реализованный с помощью программного обеспечения, который предлагается для посредничества во взаимодействии между агентами.

В-третьих, экосистема — это расширяемая кодовая база программной системы, которая обеспечивает основную функциональность, общую для модулей, взаимодействующих с ней, и интерфейсы, через которые осуществляется это взаимодействие, таким образом данное определение фокусируется не на ценности цифровой экосистемы для клиента, а на техническом аспекте процесса.

По данным Gartner, в 2024 году более 75% компаний из списка Fortune 500 активно участвовали в экосистемах, что подтверждает их важность для долгосрочной стабильности и конкурентоспособности бизнеса. Таким образом, стратегическое управление и инновации играют ключевую роль в укреплении финансовой устойчивости экосистем.

Также важно рассмотреть тот факт, что экосистемы используют широкий спектр энейблеров. В России самые крупные экосистемы принадлежат Сберу и Т-банку. Данные есть только за 2023 год, за 2024 год данные пока не публичны (табл. 1-2).

Таблица 1. Финансовые сервисы двух ведущих экосистем.

tb-1.png

Источник: составлено автором по данным http://www.sberbank.ru/ https://www.tinkoff.ru/

Таблица 2. Энейблеры, которые используют ведущие российские экосистемы.

tb-2.png

Источник: составлено автором на основе данных компаний.

Подписочные сервисы сейчас развиваются практически у всех экосистем, наряду с виртуальными ассистентами, создавая удобство для клиентов, тем не менее главный фокус каждой экосистемы разнится.

Сбер занимается развитием AI, облачных технологий, логистики, медицины и экосистемных сервисов. Для него есть вызовы: Усиление санкционного давления, конкуренция со стартапами, регуляторные ограничения. Лидерство в AI-сервисах, расширение экосистемы за счёт технологического бизнеса, возможный выход на международные рынки в новых форматах.

VK делает фокус на медиа, контент, подписочные сервисы и финтех. Конкуренция с международными экосистемами, регулирование цифрового контента. Заметно закрепление позиций в медиа-сегменте, рост аудитории за счёт интеграции новых сервисов, развитие метавселенных.

Яндекс  ставит на технологическое лидерство в AI, автономном транспорте, финтехе и облачных сервисах. Его цель: выход на новые рынки, регуляторные риски, возможное ужесточение контроля за данными пользователей, диверсификация бизнеса, экспансия в зарубежные технологические рынки, усиление позиций в AI.

МТС планирует расширение в сфере контента, финансовых сервисов. Характерны высокая конкуренция с банками и цифровыми экосистемами, трансформация в цифровую экосистему с широкой интеграцией.

Т-банк усиливает развитие суперприложения, финтеха и образовательных сервисов. Для этого есть вызовы: высокая зависимость от технологических решений, необходимость масштабирования экосистемы, укрепление позиций в финтехе, возможное создание одного из крупнейших суперприложений на российском рынке.

Михайлов Алексей Юрьевич, доцент кафедры «Финансовые технологии» Финансового университета, оценил различные ведущие цифровые экосистемы, и их основные финансовые показатели. Роль цифровых экосистем только возрастает, уже на данный момент доля цифровой экономики превышает 15% мирового ВВП, и их доля еще не исчерпала потенциал своего увеличения.

 

Другие новости

12 декабря
Цифровые госуслуги как фактор снижения транзакционных издержек бизнеса

Цифровые госуслуги как фактор снижения транзакционных издержек бизнеса

12 декабря
Управление налоговыми рисками, возникающих у субъектов малого предпринимательства

Управление налоговыми рисками, возникающих у субъектов малого предпринимательства

12 декабря
Туристический налог: что надо знать туристам

Туристический налог: что надо знать туристам

12 декабря
Стартапы в России. Новые ниши, которые растут быстрее остальных

Стартапы в России. Новые ниши, которые растут быстрее остальных

12 декабря
Реверсивный скроллинг: как медиа манипулируют ностальгией и создают «прошлое будущего» в TikTok и Reels

Реверсивный скроллинг: как медиа манипулируют ностальгией и создают «прошлое будущего» в TikTok и Reels

12 декабря
 Применение модифицированной модели DuPont для анализа нефтедобывающих компаний России

Применение модифицированной модели DuPont для анализа нефтедобывающих компаний России

12 декабря
Страхование от стихии: как США, Германия и Китай спасают дома от ураганов, наводнений и землетрясений

Страхование от стихии: как США, Германия и Китай спасают дома от ураганов, наводнений и землетрясений

12 декабря
ИИ-агент как первый аналитик: автоматизация проверки малых и средних контрагентов для банков, страховых и крупных корпораций

ИИ-агент как первый аналитик: автоматизация проверки малых и средних контрагентов для банков, страховых и крупных корпораций

12 декабря
Влияние регулирования интернет-рекламы (ЕРИР) на маркетинговые практики бизнеса

Влияние регулирования интернет-рекламы (ЕРИР) на маркетинговые практики бизнеса

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год