Современный этап развития экономики характеризуется активной цифровизацией всех сфер общественной жизни, в том числе финансовых отношений. Одним из ключевых трендов последних лет стало формирование и развитие рынка цифровых финансовых активов (ЦФА), которые представляют собой новую форму представления имущественных прав с использованием технологий распределённого реестра (DLT) и блокчейна. ЦФА позволяют компаниям и инвесторам эффективно взаимодействовать друг с другом, осуществлять быстрые и прозрачные расчёты, а также использовать инновационные инструменты привлечения капитала.
В условиях санкционного давления, нестабильности мировой финансовой системы и ограниченного доступа к традиционным международным платёжным инфраструктурам, особую значимость приобретает развитие суверенных цифровых финансовых решений. ЦФА становятся не только альтернативным каналом финансирования для бизнеса, но и элементом технологического суверенитета страны. Их применение способствует сокращению транзакционных издержек, автоматизации расчетных операций, снижению зависимости от посредников и повышению прозрачности сделок.
Правительство Российской Федерации и Банк России предпринимают активные шаги по созданию нормативной и технологической инфраструктуры для функционирования ЦФА. Уже действуют лицензированные платформы, через которые выпускаются цифровые токены, обеспеченные денежными средствами, правами требования, драгоценными металлами и иными активами. Однако, несмотря на положительную динамику, широкое распространение ЦФА сдерживается рядом факторов: ограниченным кругом участников, отсутствием вторичного рынка, неопределенностью в области налогообложения и международной интеграции.
По данным Банка России, в 2023–2024 гг. на отечественном рынке зарегистрировано 15 операторов информационных систем (ОИС), включая такие платформы, как «Атомайз», Сбер, Lighthouse и ПСБ-Финтех. Объём выпущенных через них ЦФА превысил 3 млрд рублей, при этом темпы роста продолжают набирать обороты. Крупные компании, включая «РусГидро», «Норникель» и «Роснефть», уже протестировали механизм выпуска цифровых долговых активов для внутреннего финансирования.
Особенно показателен кейс ПСБ Банка, который в конце 2023 года разместил ЦФА на сумму 1 млрд рублей, обеспеченных товарными контрактами. Этот шаг позволил компании не только ускорить процесс привлечения финансирования (в течение 3–4 недель вместо традиционных 2–3 месяцев), но и обеспечить прозрачность исполнения обязательств через механизм смарт-контрактов. Таким образом, бизнес получает инструмент с низким порогом входа, технологической надежностью и гибкой структурой.
Одним из главных преимуществ ЦФА становится снижение транзакционных и операционных расходов. По оценкам консалтинговой группы Frank RG, компании могут сэкономить до 60% издержек на размещение за счёт исключения посредников, автоматизации расчётов и отказа от бумажного документооборота. Кроме того, ЦФА обеспечивают почти мгновенное зачисление средств, что особенно важно для компаний с высокой финансовой оборачиваемостью.
Смарт-контракты, интегрированные в инфраструктуру выпуска, позволяют автоматически исполнять условия сделок: распределять средства, списывать активы, уведомлять стороны о наступлении определённых событий. Это исключает ошибки человеческого фактора, повышает доверие и снижает вероятность судебных споров. Также сокращаются расходы на аудит, поскольку вся информация о сделке верифицируется в блокчейне.
На международной арене лидерами по внедрению ЦФА и токенизации активов являются Швейцария, Сингапур и Эстония. В Швейцарии действует Закон об адаптации законодательства о блокчейне (DLT Act), который вступил в силу в 2021 году и признал токены полноценными финансовыми инструментами. Это дало толчок к быстрому развитию торговых площадок типа SDX (Swiss Digital Exchange), где уже осуществляется торговля цифровыми ценными бумагами.
Сингапур, в свою очередь, реализует государственную программу Project Guardian — платформу на базе блокчейна, где финансовые учреждения тестируют трансграничные расчеты с помощью токенизированных активов. Центральный банк Эстонии внедрил цифровую платформу управления бюджетом, позволяющую оцифровывать госконтракты и взаимодействовать с инвесторами напрямую.
Россия пока на начальной стадии системной интеграции ЦФА, однако наличие технологической базы, регулирующего органа (ЦБ РФ) и пилотных проектов позволяет надеяться на ускоренное развитие. Заимствование лучших практик и развитие гибкой правовой среды — ключ к успешной конкуренции с зарубежными цифровыми хабами.
Для активного и устойчивого развития рынка цифровых финансовых активов (ЦФА) в Российской Федерации необходимо реализовать комплекс системных мер как на нормативном, так и на технологическом уровнях. Прежде всего, важно совершенствовать действующее законодательство, устраняя барьеры, препятствующие широкому применению ЦФА в корпоративной и публичной практике. Расширение перечня допустимых для токенизации активов, в том числе включение нематериальных ценностей, интеллектуальной собственности и сырьевых ресурсов, позволит существенно увеличить инвестиционную привлекательность цифровых инструментов. Параллельно с этим необходимо снизить требования к статусу инвесторов, допуская к сделкам с ЦФА более широкий круг участников при условии соблюдения прозрачных процедур оценки рисков.
Следующим шагом должно стать формирование инфраструктуры вторичного рынка цифровых активов. На сегодняшний день в России функционируют только первичные размещения, что значительно ограничивает ликвидность ЦФА и сдерживает интерес со стороны инвесторов. Для преодоления этого ограничения требуется разработка механизмов перепродажи, внедрение системы учета и налогообложения сделок с ЦФА, а также обеспечение правовой защищенности всех участников таких операций. Важную роль в этом процессе может сыграть Московская биржа как потенциальная платформа для создания сегмента цифровой торговли.
Дополнительную роль в укреплении рынка ЦФА может сыграть государство, выступая в роли эмитента, инвестора и регулятора. Запуск пилотных проектов с применением цифровых активов в сфере государственных закупок, выпуска муниципальных облигаций, цифровых субсидий или инфраструктурных проектов позволит протестировать механизмы в безопасных условиях и создать прецеденты успешного применения новых финансовых инструментов.
Наконец, необходима реализация образовательных и просветительских инициатив, направленных на формирование цифровой грамотности и повышение уровня доверия к новым финансовым инструментам. Обеспечение компетентной экспертной поддержки, методических рекомендаций и аналитических обзоров — важное условие системной интеграции ЦФА в финансовую систему России. Только при комплексном и согласованном подходе цифровые финансовые активы смогут реализовать свой потенциал как устойчивый и эффективный инструмент для бизнеса, государства и общества.
Любовь Адамская,
доцент кафедры Государственного и муниципального управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации