«Единственное, чего мозг не умеет — это не учиться.
Он учится всё время. Вопрос только в том,
что ему предлагают».
Т.В. Черниговская
В нашем быстро меняющемся мире, где технологии развиваются быстрее, чем успевают за ними шагать даже самые продвинутые студенты школ и университетов – представители поколений Z и альфа, «дополненный» преподаватель XXI века становится настоящим супергероем. Такой преподаватель обладает неутомимой душой, которая готова не просто дарить знания своим подопечным, но и вооружена гаджетами и технологиями, как рыцарь доспехами! Такой преподаватель прекрасно понимает, что современные студенты не только учатся в аудиториях, но и смотрят лекции в пижамах, сидя на диване, попивая кофе и прикрываясь слоем интернет-мемов.
Предлагаю выяснить: кто же этот загадочный «дополненный» преподаватель, какие «фокусы» он использует, чтобы удержать внимание своих учеников, и как ему удается превратить обучение в увлекательное путешествие в мир знаний!
Современная академическая среда изменяется стремительными темпами, что, главным образом, обусловлено экспансией цифровых технологий, а также внедрением технологий искусственного интеллекта в учебный процесс. Исследования в области образования свидетельствуют о том, что времена, когда изменения в этой сфере продолжались десятилетиями, остались в прошлом — в настоящее время они происходят почти ежегодно, свидетельствуя о динамичном и развивающемся характере преподавания в современную цифровую эпоху. Электронные гаджеты, различные средства ИКТ, образовательные платформы, смартфоны и даже цифровые симуляторы создали дополненную (англ. augmented) академическую реальность, в которую прочно влились (и активно работают) интерактивные технологии, различные виды визуализации, цифровые ресурсы и т.д. В подобных условиях преподаватели вынуждены дополнять свои профессиональные навыки цифровыми компетенциями, умением применять искусственный интеллект и работать в системе смешанного обучения, свободно ориентируясь в сети Интернет и находясь на одной цифровой волне со своими студентами.
А кто они – современные студенты – представители поколения Z? Как отмечает Лариса Миляева, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, современные студенты поколения Z (или зумеры) ведут себя расслаблено и обладают высокой адаптивностью к учебной среде (особенно если она дополнена цифровыми технологиями). У них уходит меньше времени на концентрацию внимания, и они наслаждаются неформальной и стимулирующей обстановкой. Зуммеры предпочитают учиться активно и прекрасно ориентируются в проблемном обучении: решение кейсов, работа по методу CLIL (англ. content and language integrated learning — предметно-языковое интегрированное обучение), мозговые штурмы и т.д. Они, согласно результатам различных исследований и личному опыту автора настоящей статьи, легко справляются с многозадачностью и предпочитают взаимодействие и совместную работу — это цифровое поколение (или онлайн-поколение (англ. generation-connected)), что означает, что его представители не только без проблем управляют технологиями, применяют их, но даже в какой-то мере от них зависимы.
По мнению доценты Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидата филологических наук Ларисы Миляевой – это поколение студентов, которые предпочитают многорежимный (или мультимодальный) подход к обучению. Такой подход подразумевает, что в ходе обучения студент вовлечен в разнообразный обучающий контент и различные формы подачи информации: визуализация информационного контента, аудиальные формы, кинестетические и текстовые форматы. Им необходим выбор: работать ли с видеофрагментами, читать ли тексты или выполнять различного роды практические задания. И все это разнообразие желательно дополнять информационно-коммуникационными и онлайн- технологиями.
В отличие от традиционного, основанного на лекциях и семинарских занятиях обучения, зумеры предпочитают практические задания, стажировки, реальный опыт и метод кейсов. Они хотят видеть четкую связь между тем, что они изучают, и своей будущей карьерой. Для этого поколения студентов имеет первостепенное значение индивидуально-личностный подход и эмоциональное благополучие. Преподаватели должны предоставить им адаптированный под их личностные особенности образовательный контент, должны применять интерактивные методы обучения и внимательно относиться к эмоциональному здоровью своих студентов.
Именно поэтому в рамках современного сценария развития образовательной среды мы не можем не уделять внимания вопросам профессиональных качеств преподавателей, тем изменениям, через которые им приходится проходить, а также вызовам, стоящим перед ними в XXI веке — как они должны мыслить, оценивать, развиваться личностно и профессионально. Современный педагог — это не консерватор, привыкший работать в рамках традиционной системы обучения, а конструктивный новатор, который свободно сочетает реальную работу в аудитории и онлайн-обучение, общается, сотрудничает со своими студентами, обменивается с ними идеями. Сегодняшний преподаватель «дополнен» эмоциональным интеллектом, умением управлять стрессовыми ситуациями и не создавать для учащихся обстановку, в которой они испытывают «токсичный стресс», боясь допустить ошибку, выразить неверное мнение и т.д.
«Дополненный» преподаватель всегда нацелен на саморазвитие, начитан; обеспечивает в аудитории позитивную и эмоционально безопасную среду, работая с каждым студентом; обладает такими качествами, как эмпатия, самооценка, умение принимать быстрые решения.
Как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук Лариса Миляева, «дополненные» преподаватели отличаются расширенными возможностями, описание которых можно представить в виде трехмерной модели развития профессиональных компетенций:
1. Cовременный преподаватель должен быть высоко образован и полностью соответствовать всем квалификационным требованиям, которые в настоящее время выдвигает высшая школа;
2. Современный преподаватель должен обладать передовым дидактическим арсеналом, необходимым для эффективного процесса обучения и передачи знаний обучающимся;
3. Современный преподаватель должен справляться со всеми вызовами существующей академической среды.
Современный «дополненный» преподаватель обладает особыми навыками, которые в T.Wagner своей статье называет «навыками выживания»; в их числе — критическое мышление и умение решать проблемы; гибкость и адаптивность; сотрудничество и лидерство; инициатива и предприимчивость; доступ к информации и ее анализ; эффективное устное и письменное общение; любознательность и воображение.
Подвести итог приведенным выше рассуждениям мне бы хотелось словами академика, известного ученого и заслуженного работника высшей школы Татьяны Владимировны Черниговской: «Задачи современного образования и современного педагога: тренировать понимание, а не запоминание, воспитание спокойного отношения к постоянным переменам, формирование навыков верификации информации, обучение способности учиться и противостоять стрессу, научить сохранять человечность в цифровом мире».
Адаптивность и гибкость, открытость к переменам и готовность обновлять методы и стратегии обучения, мастерство распознавать различные потребности студентов и реагировать на них, корректируя свой образовательный подход для обеспечения максимальной эффективности образовательного процесса, использование дифференцированного обучения, а также мультикультурного образования — вот лишь некоторые ключевые характеристики современного «дополненного» педагога.
Миляева Л.В.,
доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации