«Образование — это самое мощное оружие,
которое вы можете использовать,
чтобы изменить мир»
(Нельсон Мандела).
Начнем с банального… В наше время языком международного делового общения является английский. В современном мире бизнеса, когда речь заходит о карьере и трудоустройстве, владение иностранным языком является бонусом, который дает дополнительное преимущество и обеспечивает востребованность. Ануджи Мишра в своей статье о важности владения иностранным языком в современном мире бизнеса замечает: «Здесь [Индия] знание английского языка является первым требованием к каждому сотруднику, независимо от его профиля работы». Знание иностранных языков свидетельствует о наличии у работника такого навыка успешной языковой личности, как построение отношений, что очень полезно как для самой организации, так и для личного роста сотрудника.
Важность иноязычного образования заключается в том, что его можно рассматривать как инвестицию в человеческий капитал и важную составляющую экономического и профессионального роста. Пожалуй, необходимо пояснить разницу в понятиях «иноязычное образование» и «владение иностранным языком». Как указывает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, Лариса Миляева – понятие «иноязычное образование» несколько шире, чем просто изучение языка. При «механическом» изучении языка, то есть запоминании лексических единиц и грамматических конструкций, идет формирование речевой компетенции — закладывается тот фундамент, который впоследствии позволит строить процесс межкультурной коммуникации, но вопрос — насколько она будет успешной — остается открытым. Иноязычное образование подразумевает не просто овладение нормами языка — это процесс познания и понимания культуры того народа, который говорит на этом языке, а, следовательно, понимание его души (идея восходит еще ко временам языкознания Гумбольдта). Многие исследователи в области языкознания, линвгокультурологии, лингвистики и социологии языка отмечают тот факт, что в языке любого народа реализуются особые национальные коды и вся совокупность знаний нации, владеющей данным языком. Именно поэтому, изучая язык, мы непосредственно и опосредовано получаем знания культурологического характера, формируем социолингвистическую компетенцию и языковую личность будущих специалистов.
Иноязычное образование, или изучение иностранного языка в совокупности с культурой народа, говорящего на нем, дает очень серьезные преимущества, среди которых ведущим является конкурентоспособность на рынке рабочей силы. Те работники, которые получили иноязычное образование, четко понимают, как необходимо выстраивать международные связи и правильно формировать траекторию общения с иностранными бизнес-партнерами. Более того, такие специалисты способны принимать неординарные решения и пользоваться соответствующей риторикой в кризисных ситуациях.
В современном образовательном пространстве социально- гуманитарным дисциплинам отводится важное место. Социальный заказ, который получают современные вузы, заключается в необходимости формирования в процессе обучения специалистов с новым видением, то есть личностей, способных к межкультурному общению, к коммуникативному и деловому сотрудничеству в рамках диалога культур. И здесь без иноязычного образования не обойтись.
Как утверждает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук, Лариса Миляева, в процессе иноязычного образования у студентов формируется целостное мировоззрение, расширяется общая эрудиция, активно работает творческое мышление, и все это приводит к развитию тех качеств и навыков, которые позволяют современным специалистам быть конкурентоспособными на рынке труда. Данный факт очевиден и подкреплен реальными и динамичными изменениями в системе обучения — переходом от зубрежки к осознанному или осмысленному обучению. Осмысленное обучение предполагает, что учащийся выходит за рамки простого заучивания или запоминания и стремится к более глубокому и осмысленному пониманию различных фактов, идей или принципов, важных для него и для всего общества в целом. Ученые, которые занимались анализом данной проблемы, провели ряд исследований на тему того, как на самом деле обучаются современные студенты университетов, и это позволило понять различие между глубоким и поверхностным подходами к обучению у студентов.
Студенты демонстрируют более глубокий подход к обучению, когда основное внимание уделяется развитию аналитического и критического мышления, умению решать проблемы; когда у учащихся есть возможность обсуждения и выражения собственного мнения, и они могут задействовать различные мыслительные процессы: анализ, обобщение, сравнение и т.д. Именно с учетом вышеупомянутых факторов и строится современное иноязычное образование.
Уйдем несколько глубже в теорию иноязычного образования и обсудим такие его аспекты как коммуникативная компетенция и языковая личность. Вся активность при получении иноязычного образования направлена на формирование и развитие вторичной языковой личности. Это естественный процесс при изучении иностранных языков, однако, если мы говорим об изучении языков в рамках деловой среды, то вторичная языковая личность в этом случае проходит свое становление в рамках профессионального общения из-за необходимости обсуждать различные профессиональные темы на иностранном языке с использованием языковых средств делового стиля. Благодаря современным учебным технологиям и различным методикам обучения, которыми пользуются преподаватели Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, происходит активное усвоение иностранного языка для профессионального общения. К таким методам и технологиям следует отнести интерактивную работу с тематическими текстами, решение профессиональных кейсов, использование современных аудио-видео материалов, подкастов и средств СМИ.
Подводя итог всему сказанному, автор выражает надежду, что ей удалось убедить аудиторию в важности и нужности иноязычного образования для формирования интеллектуально-развитой личности и построения карьеры успешного специалиста. Происходит это потому, что иноязычное образование позволяет студентам достичь хороших результатов в обучении и построить более успешную карьеру, поскольку дает знания о человеческих культурах, физическом и природном мире. Иноязычное образование приводит к развитию интеллектуальных и практических навыков, формированию устойчивого понимания личной и социальной ответственности.
Миляева Л.В.,
Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации