Цифровизация является важнейшим фактором, определяющим развитие регионов России, повышая их экономическую эффективность, конкурентоспособность и качество жизни населения. Несмотря на позитивные изменения и рост уровня проникновения цифровых технологий в экономику регионов на 25% в 2024 году, разрыв между регионами остаётся значительным. Например, Москва и Татарстан демонстрируют уровень цифровизации более 90%, в то время как Республика Тыва и Чукотский автономный округ не превышают отметку в 55%. Сокращение этого цифрового разрыва имеет критическое значение для обеспечения устойчивого развития страны.
Ключевые проблемы, препятствующие эффективной цифровизации регионов, включают недостаточную инфраструктуру связи, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях, дефицит квалифицированных специалистов и ограниченные финансовые ресурсы. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2025 году только 70% территории России охвачено стабильным высокоскоростным интернетом, а 45% регионов испытывают критический дефицит IT-специалистов. Количество же активных интернет-пользователей в России в 2025 году достигло 129,8 миллионов человек, что соответствует уровню проникновения в 89,2% от всего населения страны. В Республике Саха (Якутия), Амурской области и Магаданской области особенно остро стоит проблема цифрового неравенства, требующая немедленных и комплексных решений.
Конкретными мерами по преодолению данных проблем могли бы стать:
1. Создание и модернизация цифровой инфраструктуры. Необходимо расширить охват высокоскоростным интернетом до 98% территории к 2030 году через масштабные инвестиции в оптоволоконные линии связи и региональные дата-центры. Показательным примером успешной реализации является Республика Татарстан, где благодаря федеральному проекту «Цифровая инфраструктура» охват населения интернетом превышает 95%. Планируется использовать данный опыт и технологии в других регионах страны.
2. Развитие кадрового потенциала ориентировано на реализацию федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» с увеличением числа IT-специалистов до 500 тысяч человек ежегодно. Пример эффективной практики — Белгородская область, внедрившая систему непрерывного цифрового образования и подготовившая более 10 тысяч специалистов за 2 года. Рекомендуется распространить эту модель на все субъекты РФ.
3. Финансирование и механизмы партнёрства ориентированы на создание гибких механизмов государственно-частного партнерства с привлечением крупнейших российских IT-компаний (например, Yandex, Mail.ru, Ростелеком) и реализацией специальных федеральных субсидий и налоговых льгот регионам, активно внедряющим цифровые технологии. Примером успешного ГЧП является цифровизация государственных услуг в Московской и Ленинградской областях.
4. Стандартизация и мониторинг цифровой трансформации предполагает разработку и внедрение единого стандарта цифровизации регионов, включающего конкретные критерии оценки, а также создание системы «Цифровой мониторинг», которая обеспечит непрерывный контроль за реализацией проектов и позволит оперативно корректировать планы. Это позволит значительно повысить эффективность управления цифровыми проектами.
Эффективная реализация указанных мер позволит к 2030 году устранить цифровое неравенство между регионами России, повысить их инвестиционную привлекательность и обеспечить устойчивый рост экономики и уровня жизни населения. В результате ожидается увеличение ВВП регионов в среднем на 15% и создание более 1 млн новых рабочих мест в сфере цифровых технологий.
Валерий Комов,
доцент кафедры Государственного и муниципального управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации