Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

10 июля 2025

Цифровизация является важнейшим фактором, определяющим развитие регионов России, повышая их экономическую эффективность, конкурентоспособность и качество жизни населения. Несмотря на позитивные изменения и рост уровня проникновения цифровых технологий в экономику регионов на 25% в 2024 году, разрыв между регионами остаётся значительным. Например, Москва и Татарстан демонстрируют уровень цифровизации более 90%, в то время как Республика Тыва и Чукотский автономный округ не превышают отметку в 55%. Сокращение этого цифрового разрыва имеет критическое значение для обеспечения устойчивого развития страны.

Ключевые проблемы, препятствующие эффективной цифровизации регионов, включают недостаточную инфраструктуру связи, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях, дефицит квалифицированных специалистов и ограниченные финансовые ресурсы. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2025 году только 70% территории России охвачено стабильным высокоскоростным интернетом, а 45% регионов испытывают критический дефицит IT-специалистов. Количество же активных интернет-пользователей в России в 2025 году достигло 129,8 миллионов человек, что соответствует уровню проникновения в 89,2% от всего населения страны. В Республике Саха (Якутия), Амурской области и Магаданской области особенно остро стоит проблема цифрового неравенства, требующая немедленных и комплексных решений.

Конкретными мерами по преодолению данных проблем могли бы стать:

1. Создание и модернизация цифровой инфраструктуры. Необходимо расширить охват высокоскоростным интернетом до 98% территории к 2030 году через масштабные инвестиции в оптоволоконные линии связи и региональные дата-центры. Показательным примером успешной реализации является Республика Татарстан, где благодаря федеральному проекту «Цифровая инфраструктура» охват населения интернетом превышает 95%. Планируется использовать данный опыт и технологии в других регионах страны.

2. Развитие кадрового потенциала ориентировано на реализацию федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» с увеличением числа IT-специалистов до 500 тысяч человек ежегодно. Пример эффективной практики — Белгородская область, внедрившая систему непрерывного цифрового образования и подготовившая более 10 тысяч специалистов за 2 года.  Рекомендуется распространить эту модель на все субъекты РФ.

3. Финансирование и механизмы партнёрства ориентированы на создание гибких механизмов государственно-частного партнерства с привлечением крупнейших российских IT-компаний (например, Yandex, Mail.ru, Ростелеком) и реализацией специальных федеральных субсидий и налоговых льгот регионам, активно внедряющим цифровые технологии. Примером успешного ГЧП является цифровизация государственных услуг в Московской и Ленинградской областях.

4. Стандартизация и мониторинг цифровой трансформации предполагает разработку и внедрение единого стандарта цифровизации регионов, включающего конкретные критерии оценки, а также создание системы «Цифровой мониторинг», которая обеспечит непрерывный контроль за реализацией проектов и позволит оперативно корректировать планы. Это позволит значительно повысить эффективность управления цифровыми проектами.

Эффективная реализация указанных мер позволит к 2030 году устранить цифровое неравенство между регионами России, повысить их инвестиционную привлекательность и обеспечить устойчивый рост экономики и уровня жизни населения. В результате ожидается увеличение ВВП регионов в среднем на 15% и создание более 1 млн новых рабочих мест в сфере цифровых технологий.

Валерий Комов,

доцент кафедры Государственного и муниципального управления

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

17 октября
Центры поддержки технологий и инноваций – ключевой элемент инновационной системы Вуза

Центры поддержки технологий и инноваций – ключевой элемент инновационной системы Вуза

17 октября
Целесообразность перехода на ЕСХН для индивидуальных предпринимателей – сельскохозяйственных товаропроизводителей

Целесообразность перехода на ЕСХН для индивидуальных предпринимателей – сельскохозяйственных товаропроизводителей

17 октября
Утильсбор: быть или не быть

Утильсбор: быть или не быть

17 октября
С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами

С 1 сентября 2025 года вступили в силу изменения в перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортными средствами

17 октября
Платформы цифровых финансовых услуг расширяются в арабском мире и Африке

Платформы цифровых финансовых услуг расширяются в арабском мире и Африке

17 октября
Особенности развития финансового сектора в странах Северной Африки   В условиях протекционистской и санкционной политики развитых стран Северная Африка из-за своего географического положения является перспективным партнером для Российской Федерации в част

Особенности развития финансового сектора в странах Северной Африки В условиях протекционистской и санкционной политики развитых стран Северная Африка из-за своего географического положения является перспективным партнером для Российской Федерации в част

17 октября
Нефть идет по цифровому следу

Нефть идет по цифровому следу

17 октября
Инвестиции в языковое образование как экономический актив Как известно, в условиях глобализации мирового пространства знание иностранных языков, в особенности английского, перестало быть просто культурным или образовательным преимуществом, можно говорить

Инвестиции в языковое образование как экономический актив Как известно, в условиях глобализации мирового пространства знание иностранных языков, в особенности английского, перестало быть просто культурным или образовательным преимуществом, можно говорить

17 октября
Как маркетплейсы превращают Россию в лабораторию цифровой торговли в рамках платформенной экономики

Как маркетплейсы превращают Россию в лабораторию цифровой торговли в рамках платформенной экономики

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год