Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Ru En
10 июля 2025

Цифровизация является важнейшим фактором, определяющим развитие регионов России, повышая их экономическую эффективность, конкурентоспособность и качество жизни населения. Несмотря на позитивные изменения и рост уровня проникновения цифровых технологий в экономику регионов на 25% в 2024 году, разрыв между регионами остаётся значительным. Например, Москва и Татарстан демонстрируют уровень цифровизации более 90%, в то время как Республика Тыва и Чукотский автономный округ не превышают отметку в 55%. Сокращение этого цифрового разрыва имеет критическое значение для обеспечения устойчивого развития страны.

Ключевые проблемы, препятствующие эффективной цифровизации регионов, включают недостаточную инфраструктуру связи, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях, дефицит квалифицированных специалистов и ограниченные финансовые ресурсы. По данным Аналитического центра при Правительстве РФ, в 2025 году только 70% территории России охвачено стабильным высокоскоростным интернетом, а 45% регионов испытывают критический дефицит IT-специалистов. Количество же активных интернет-пользователей в России в 2025 году достигло 129,8 миллионов человек, что соответствует уровню проникновения в 89,2% от всего населения страны. В Республике Саха (Якутия), Амурской области и Магаданской области особенно остро стоит проблема цифрового неравенства, требующая немедленных и комплексных решений.

Конкретными мерами по преодолению данных проблем могли бы стать:

1. Создание и модернизация цифровой инфраструктуры. Необходимо расширить охват высокоскоростным интернетом до 98% территории к 2030 году через масштабные инвестиции в оптоволоконные линии связи и региональные дата-центры. Показательным примером успешной реализации является Республика Татарстан, где благодаря федеральному проекту «Цифровая инфраструктура» охват населения интернетом превышает 95%. Планируется использовать данный опыт и технологии в других регионах страны.

2. Развитие кадрового потенциала ориентировано на реализацию федеральной программы «Кадры для цифровой экономики» с увеличением числа IT-специалистов до 500 тысяч человек ежегодно. Пример эффективной практики — Белгородская область, внедрившая систему непрерывного цифрового образования и подготовившая более 10 тысяч специалистов за 2 года.  Рекомендуется распространить эту модель на все субъекты РФ.

3. Финансирование и механизмы партнёрства ориентированы на создание гибких механизмов государственно-частного партнерства с привлечением крупнейших российских IT-компаний (например, Yandex, Mail.ru, Ростелеком) и реализацией специальных федеральных субсидий и налоговых льгот регионам, активно внедряющим цифровые технологии. Примером успешного ГЧП является цифровизация государственных услуг в Московской и Ленинградской областях.

4. Стандартизация и мониторинг цифровой трансформации предполагает разработку и внедрение единого стандарта цифровизации регионов, включающего конкретные критерии оценки, а также создание системы «Цифровой мониторинг», которая обеспечит непрерывный контроль за реализацией проектов и позволит оперативно корректировать планы. Это позволит значительно повысить эффективность управления цифровыми проектами.

Эффективная реализация указанных мер позволит к 2030 году устранить цифровое неравенство между регионами России, повысить их инвестиционную привлекательность и обеспечить устойчивый рост экономики и уровня жизни населения. В результате ожидается увеличение ВВП регионов в среднем на 15% и создание более 1 млн новых рабочих мест в сфере цифровых технологий.

Валерий Комов,

доцент кафедры Государственного и муниципального управления

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

16 июля
Использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России: анализ и перспективы

Использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России: анализ и перспективы

16 июля
Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

15 июля
Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

15 июля
Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

15 июля
Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

15 июля
Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

15 июля
Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

15 июля
Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

15 июля
От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год