Исторически сложившаяся модель образования, которую часто сравнивают с конвейерным производством, была продуктом индустриальной эпохи. Ее цель заключалась в эффективной передаче стандартного набора знаний и навыков максимальному числу учащихся. Однако в постиндустриальном, цифровом обществе, где ценятся креативность, критическое мышление и уникальные компетенции, как отмечает Олеся Юрьевна Дигтяр, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, эта модель исчерпала себя. На смену ей приходит парадигма персонализированного обучения, которая ставит в центр индивидуальные потребности, интересы и темп каждого ученика. Этот переход от принципа «один учебник для всех» к построению индивидуальных образовательных траекторий (ИОТ) является магистральным направлением развития образования, но сопряжен с комплексом вызовов.
Традиционная система, при которой все ученики изучают один и тот же материал, в одном темпе, в один и тот же день, игнорирует фундаментальное разнообразие человеческой когнации. Аналитические данные подтверждают неэффективность такого подхода для значительной части учащихся. Согласно исследованию OECD, в странах с сильно стратифицированными образовательными системами наблюдается высокий разброс в результатах: сильные ученики прогрессируют, а слабые безнадежно отстают. Конвейерная модель работает на «среднего» ученика, оставляя за бортом как тех, кто не успевает усвоить материал, так и одаренных детей, которые скучают на уроках.
Движущими силами перехода к персонализации являются: цифровизация: технологии (адаптивные платформы, AI, big data) предоставляют инструменты, которые делают персонализацию технически осуществимой и масштабируемой; экономический запрос: рынок труда требует не стандартизированных исполнителей, а специалистов с гибкими навыками (soft skills) и уникальными компетенциями, что невозможно воспитать по шаблону; психолого-педагогические исследования: современная наука доказала, что обучение наиболее эффективно, когда оно соответствует когнитивному стилю, зоне ближайшего развития и личной мотивации ученика. Каковы же плюсы персонализированного подхода? Повышение академической эффективности - мета-анализ, проведенный RAND Corporation, показывает, что школы, внедрившие элементы персонализированного обучения, демонстрируют значительный рост академических достижений учащихся по сравнению с традиционными школами. Адаптивные платформы в режиме реального времени выявляют пробелы в знаниях и автоматически предлагают материалы для их устранения, что предотвращает накопление неусвоенного материала; формирование глубокой внутренней мотивации, когда содержание обучения связано с интересами и жизненными целями ученика, исчезает ключевая проблема традиционной школы — отсутствие вовлеченности. Учащийся из пассивного получателя информации превращается в активного субъекта своего образования. Это развивает ответственность, самоменеджмент и любознательность — качества, критически важные для lifelong learning (обучения в течение всей жизни); развитие метапредметных навыков - персонализация предполагает, что ученик в той или иной степени участвует в планировании своего учебного пути: ставит цели, выбирает способы достижения, оценивает свой прогресс. Этот процесс напрямую развивает критическое мышление, умение принимать решения и навыки саморефлексии; снижение стресса и повышение инклюзивности - индивидуальный темп снимает давление «гонки» с одноклассниками. Ученики, которым требуется больше времени на усвоение, получают его без клейма «отстающих», а одаренные дети могут двигаться быстрее и глубже, не теряя интереса. А есть ли минусы этого подхода? Несмотря на очевидные преимущества, переход к персонализации сопряжен с серьезными рисками и препятствиями: высокая ресурсоемкость — это главный барьер. Персонализация требует не только дорогостоящих технологий, но и радикального изменения роли учителя.
Адаптивные платформы, такие как «Учи.ру» или «Яндекс.Учебник» в России, а также международные аналоги Khan Academy используют алгоритмы искусственного интеллекта для анализа каждого действия ученика. Если школьник допускает ошибку в задании, платформа не просто указывает на неверный ответ, а автоматически предлагает серию поясняющих примеров и тренировочных упражнений именно на ту тему, которая вызвала затруднение. Это позволяет ликвидировать пробелы до того, как они накопятся, и дает возможность более сильным ученикам двигаться вперед, осваивая углубленный материал. Еще один пример, это модель «Перевернутый класс» (Flipped Classroom) и проектная деятельность. В этой модели ученики самостоятельно изучают теоретический материал дома (например, смотря видео-лекции), а время в классе посвящено совместной работе с учителем-наставником: углубленному разбору сложных вопросов, дискуссиям, групповым проектам, основанным на интересах учащихся. Например, на уроке биологии один ученик может сосредоточиться на создании 3D-модели клетки, другой — на подготовке презентации о генной инженерии, а третий — на написании исследовательской работы по экологии. Таким образом, в рамках общей темы каждый развивает свои сильные стороны и интересы, а учитель выполняет роль тьютора. Эти примеры демонстрируют, что персонализация — это не утопия, а работающая практика, которая сочетает индивидуальный подход с развитием мягких навыков в коллективной деятельности.
Педагог становится тьютором, наставником, который работает с небольшими группами или индивидуально. Для этого необходимы низкое соотношение «учитель-ученик», значительные инвестиции в переподготовку педагогов и постоянная методическая поддержка; риск фрагментации знания и цифрового неравенства - существует опасность, что учебный план превратится в набор разрозненных модулей, что подорвет формирование целостной картины мира. Кроме того, глубокая персонализация невозможна без цифровых инструментов, что может усугубить цифровое неравенство между регионами и школами с разным уровнем финансирования; угроза социальной сплоченности - классно-урочная система, несмотря на недостатки, создает общее культурное и социальное поле. Слишком радикальная индивидуализация может минимизировать возможности для коллаборации, групповых проектов и формирования коллективного опыта, что важно для социализации; сложность оценки результатов. Как объективно оценить прогресс учеников, если они идут по разным траекториям и осваивают разный контент? Традиционная система стандартизированных тестов становится нерелевантной. Требуется разработка сложных систем формирующего оценивания, портфолио и оценки компетенций, что является нетривиальной задачей.
Персонализация обучения — не синоним тотальной индивидуализации, при которой каждый ученик учится в изоляции. Это, скорее, тонкая настройка образовательного процесса, позволяющая найти баланс между развитием уникальных способностей ребенка и его интеграцией в социум.
Оптимальная модель представляется гибридной: ядро обязательных компетенций (функциональная грамотность, критическое мышление, основы наук) осваивается всеми учащимися, но с разной скоростью и с помощью разных методов (адаптивные технологии, проектная деятельность). При этом значительная часть времени отводится на выборные модули, основанные на интересах ученика, которые он может изучать как самостоятельно, так и в смешанных группах.
Переход от конвейера к траекториям — это сложный, затратный, но необходимый эволюционный шаг. Его успех зависит не столько от технологий, сколько от готовности общества переосмыслить роль учителя, выделить соответствующие ресурсы и разработать гибкие, чуткие механизмы управления. Целью этого перехода является не просто повышение баллов на экзаменах, а воспитание самостоятельной, мотивированной и гармонично развитой личности, способной к непрерывному росту в быстро меняющемся мире.