По мнению к.ф.-м..н., доцента Кафедры математики и анализа данных Финансового университета Савиной Светланы Владимировны развитие ИИ в России идет семимильными шагами. В ГОСТ Р 59895–2021 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология» искусственный интеллект трактуется как комплекс технологических решений, позволяющий имитировать когнитивные функции человека (включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма) и получать при выполнении конкретных задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека.
ИИ в образовании, и, в частности, в вузе, может использоваться для контроля обучающегося во время проведения онлайн-прокторинга (использование алгоритмов искусственного интеллекта применяется для непрерывного контроля за процессом выполнения экзамена и распознавания основных паттернов списывания, например, посторонняя помощь, использование не входящих в регламент проведения учебных материалов, использование программно-аппаратных средств для поиска информации); для перевода в машиночитаемый вид рукописных работ; автоматизации проверки устных докладов обучающегося; автоматизации проверки и оценивания заданий, включая задания открытого типа (эссе, сочинения, изложения и др.); для реализации адаптивного обучения людей с ограниченными возможностями при помощи программного или программно-аппаратного комплекса; автоматизации процесса подготовки к уроку педагогического работника при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов; автоматизации процесса самостоятельной работы обучающимся при помощи рекомендательной системы подбора учебно-методических материалов; предоставления обратной связи учителю в режиме реального времени о прогрессе каждого обучающегося и формирования рекомендаций по изменению учебной программы; оптимизации администрирования образовательного процесса; для автоматической генерации заданий с заданной психометрической сложностью, а также в других целях, направленных на качественные улучшения образовательного процесса и деятельности образовательных организаций.
В Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года » (указ от 10.10.2019 № 490) говорится о том, что благодаря ИИ происходит рост мировой экономики, ускорение инноваций во всех сферах науки, повышается качество образования. И в самом деле, с помощью ИИ преподаватель может составить план занятия, разработать задания для семинарских заданий, подобрать примеры, создать тесты и многое другое.
Студенты вузов активно пользуются нейросетями, например, чтобы подготовить доклад или презентацию, чтобы выполнить домашнее задание. Но тут возникает проблема, тогда получается, что большую часть заданий за студента выполняет ИИ?
В 2023 году студент из Москвы за сутки написал диплом с помощью искусственного интеллекта и защитил его. Выпускник поленился написать выпускную работу, но и покупать ее не хотел. Вместо этого студент попросил ChatGPT составить план диплома, а затем по нему же написать весь текст. Работа прошла антиплагиат, набрав 82% уникальности, и не смутила преподавателей. Студент защитился на «удовлетворительно». Но ИИ написал введение и первую главу согласно плану, вторую и третью главу написал сам студент и необходимые корректировки тоже вносил сам студент.
В Финансовом университете нельзя использовать ИИ при написании выпускных квалификационных работ (бакалаврских и магистерских), такие работы не допускаются до защиты, причем доля заимствований в них должна быть менее 15%, без учета цитирований и самоцитирований. Антиплагиат, который используется в Финансовом университете, определяет текст, который сгенерирован ИИ и такого текста в ВКР должно быть 0%.
Пока не все образовательные организации готовы внедрять ИИ в учебный процесс. В России есть стандарты по применению ИИ в учебном процессе, например:
-
ГОСТ Р 59895–2021 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Общие положения и терминология».
-
ГОСТ Р 59896–2021 «Образовательные продукты с алгоритмами искусственного интеллекта для адаптивного обучения в общем образовании. Требования к учебно-методическим материалам».
-
ГОСТ Р 71657–2024 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема создания научных публикаций».
-
ГОСТ Р 70947–2023 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема управления успеваемостью обучающихся по программам среднего профессионального образования».
-
ГОСТ Р 70948–2023 «Технологии искусственного интеллекта в образовании. Функциональная подсистема формирования контингента абитуриентов по программам бакалавриата и специалитета».
Можно сделать вывод, что ИИ может помочь студенту написать план ВКР, сделать обзор литературы, помочь написать реферат, найти ответы на вопросы, но не может полностью написать ВКР, т.к. это творческая работа. Также ИИ может помочь преподавателю составить план занятия, разработать задания для семинарских заданий, подобрать примеры, создать тесты и внести качественные улучшения в учебный процесс. Таким образом, ИИ можно рассматривать только как помощника человека.