Профессор Кафедры математики и анализа данных Финансового университета Лукьянов П.Б. рассуждает о подходах к повышению качества преподавания в вузе и о той роли, которую играют современные системы управления обучением, LMS (Learning Management Systems) в учебном процессе.
Главная задача, которая стоит перед вузом как обучающим инструментом, заключается в построении такой системы преподавания, которая обеспечит глубину и качество знаний студента по изучаемым им дисциплинам. Как показывает практика, единственный работающий принцип здесь – вовлеченность студента в учебный процесс. Энергия интереса двигает мир, и высшее образование это ярко демонстрирует: увлеченные студенты – самые толковые.
Поэтому любой вуз ищет ответ на следующий вопрос: как, какими механизмами, способами, технологиями увлечь студента, заинтересовать его учиться?
В 21 веке сидение на лекциях, решение задач на листочках постепенно уходят из преподавания. Ключевые элементы вовлеченности сегодня – интерактивность, положительные эмоции студента от процесса обучения. Очевидно, что индивидуальное образование, где преподаватель лично общается со студентом, тестирует его, направляет его мысль в нужное русло – самое эффективное. Но университет не может себе позволить кратно увеличивать штат преподавателей. Где же искать выход?
Решение заключается в использовании в процессе обучения современных информационных технологий: их нужно применять максимально широко, но вместе с тем максимально аккуратно, нужно сохранить и элементы живого общения с преподавателем, и с помощью цифровизации предоставить студенту свободу двигаться в нужном направлении теми способами, которые ему максимально близки. Как это сделать?
Ответ на этот запрос реализуется посредством систем управления обучением – Learning Management System (LMS), которые в идеале дополняют процесс обучения так, что и преподаватель, и студент чувствуют себя творцами, один – создавая контент и выходя за рамки привычных ограничений классических занятий, а другой – пускается в путь по маршруту, который LMS генерирует и предлагает студенту, исходя из предыдущих шагов и событий в его обучении.
На данном этапе развития информационных технологий совершенно закономерным представляется переход Финансового университета именно к такой системе образования. Элементы этой системы, конечно же, уже присутствуют в образовательных технологиях университета, но нужно делать следующий шаг – объединить кусочки паззла в единый сбалансированный организм.
Основная проблема при решении такой сложной задачи заключается в том, что заказчики (преподаватели, администрация, деканаты и т.д.) и разработчики (программисты, службы ИТ и т.д.) говорят на разных языках, находятся по разные стороны баррикад. Преподаватели на своих собраниях десятки раз рассказывают друг другу, что их не устраивает, как им хотелось бы сделать информационные системы удобнее, а разработчики в свою очередь, исходя из своего понимания узких мест учебного процесса, автоматизируют то, что потом вызывает проблемы во время реальной эксплуатации.
Итак, выделим основные черты идеальной LMS.
Что хочет получить преподаватель? Гибкую систему формирования ЭУК (электронных учебных курсов) с возможностью генерации тестов, наборов задач, экзаменационных билетов из базы заданий по дисциплине; регулярные срезы знаний и контроль траекторий обучения каждого студента; коррекцию плана обучения студента, адресную поддержку; автоматическую проверку выполняемых студентом заданий, автоматизированное проведение тестов и пробных экзаменов, обязательную техническую поддержку и развитие платформы под запросы.
Что хочет студент? Индивидуальные домашние задания, интерактивные онлайн-тренажеры, доступ к учебным материалам с любых устройств, возможность выбора альтернативных курсов других преподавателей по дисциплине, чаты с преподавателем, учет прохождения обучения на других онлайн-площадках.
Что хочет получить администрация университета? Снижение затрат на обеспечение системы обучения, получение единого информационного пространства, совместимость всех систем и цифровых ресурсов, формирование цифрового двойника студента – фиксация любой его активности на всем протяжении обучения, получение сводной аналитики по студенту, группе, дисциплине, преподавателю, курсу, направлению, факультету, институту, возможность масштабирования эффективных приемов и технологий преподавания на новые дисциплины, площадки, направления, автоматизированный поиск лучших студентов для работодателя.
На Кафедре математики и анализа данных за прошедшие годы велись разработки важных частей LMS: электронных учебных курсов (ЭУК) по основным и самым массовым дисциплинам: «Математика и анализ данных», «Цифровая математика», «Компьютерный практикум», «Алгебра и анализ» и ряд других. Именно эти курсы в ближайшем будущем станут первыми ласточками, внедренными в LMS Финансового университета, которая активно разрабатывается и тестируется в настоящее время Дирекцией цифровых технологий.
Какой вывод можно сделать? Все стороны учебного процесса заинтересованы в идеально функционирующем учебном процессе, поэтому создание, внедрение и повсеместное использование интеллектуальной системы управления обучением – время самого ближайшего будущего.