Указом Президента РФ от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2036 года и на перспективу до 2036 года» утверждены цели развития России, в том числе – обеспечить технологическое лидерство и цифровую трансформацию государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Это возможно лишь при непрерывной подготовке высококвалифицированных кадров на всех уровнях управления.
Учитывая данные обстоятельства, в настоящее время российское экспертное сообщество активно обсуждает Стратегию развития образования Российской Федерации на период до 2036 года и на перспективу до 2040 года (далее – Стратегия), при этом важное место в Стратегии должны занимать вопросы воспитания кадров, ориентированных на повышение благосостояния России.
В связи с этим необходимо отметить, что по о данным ВЦИОМ по состоянию на июнь 2025 г уехать из России жить в другую страну желают 8% молодых россиян в возрасте 18-35 лет, при этом надо понимать, что хотят покинуть страну молодые люди отнюдь не самые глупые и бесталанные, на образование которых государство затратило значительные бюджетные средства.
Решение отмеченной выше проблемы должно осуществляться в рамках организации и проведения эффективной воспитательной работы, и одно из ключевых направлений этой работы является воспитание чувства коллективизма у подрастающего поколения.
Советская и ранняя постсоветская школа были традиционно ориентированы на коллективизм (пионерская организация, общие дела, приоритет коллектива над личностью). Современные школьники растут в совершенно иной ценностной среде, что создает разрыв между ожиданиями взрослых и реальным поведением школьников.
На сознание ребенка оказывает сильное влияние семья. Современные родители, воспитанные в 1990-2000-е, сами часто являются носителями индивидуалистических ценностей.
Несомненно, что основы воспитания молодого человека, как гражданина страны, пекущегося о ее благосостоянии должны закладываться в школьном возрасте , и именно в школе, в своего рода мини-государстве, где должен формироваться молодой человек, как гражданин этого школьного государства на примере решения задач небольшой сложности с последующим нарастанием потенциала гражданственности при его вступлении во взрослую жизнь, и в решении серьезных задач, направленных на повышение благосостояния страны.
Важно, чтобы учащиеся принимали активное участие в решении практических задач, стоящих перед школой (энергосбережение, экология и безопасность и др.). Приобретя опыт решения подобных задач в рамках школы своего рода мини-государства, в последующем молодой человек может развить полученные навыки уже для решения важных государственных задач, направленных на повышение благосостояния своей страны. Решению этой задачи в свое время был посвящен проект «Электронная школьная республика», успешно реализованный в одной из московских школ под руководством профессора кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, ведущего аналитика Корпоративного университета московского образования Шахраманьяна М.А.
Электронная школьная республика(ЭШР) – это своего рода мини-государство, где ребята в игровой форме в роли сотрудников министерств приобретают опыт коллективного сетевого взаимодействия при решении различных актуальных практических задач, стоящих перед школой (энергосбережение, экология и безопасность, снижение объема бумажного документооборота и др.) с использованием современных информационных технологий (облачные платформы, мобильные клиентские устройства). Все это происходит под контролем взрослых-кураторов министров, которые оценивают деятельность того или иного министерства, а министры отчитываются о своей деятельности перед съездом делегатов Электронной школьной республики (при этом делегаты съезда Электронной школьной республики используют технологии электронного голосования).
Проект «Электронная школьная республика» получил свое дальнейшее развитие в Республике Дагестан под научном руководством профессора Шахраманьяна М.А.
В декабре 2024 г. в МБОУ «СОШ №58» города Махачкалы была создана Дагестанская школьная республика (ДШР), проведен учредительный съезд ДШР, утвержден герб ДШР, приняты основополагающие документы, регулирующие деятельность ДШР – Конституция, Положение о Кабинете министров ДШР и др.).
17 января 2025 г. школу посетил Глава Республики Дагестан С.А. Меликов, который полностью поддержал проект, и высказал пожелание о его распространении в других школах Республики Дагестан. Отличительной особенностью проекта ДШР является то, что учащиеся участвуют в решении социально значимых проблем не только своей школы, но и на окружающей ее территории (например, поддержка ветеранов и участников боевых действий и др.). Ниже представлены фото с заседания Учредительного съезда ДШР и герб ДШР.
Важно также отметить, что деятельность ДШР базируется на педагогических принципах воспитания молодых людей, изложенных в трудах выдающего педагога прошлого Макаренко А.С., и реализованного им на практике. По своей сути проекты ЭШР и ДШР являются продолжением идей А.С. Макаренко в современных условиях в эпоху цифровой трансформации, когда цифровые ресурсы целенаправленно используются школьниками для решения социально значимых задач. Не менее важным является и то, что при реализации проекта ДШР в значительной степени решается проблема двигательной активности школьников, которая напрямую связана со здоровьем учащихся. Данное положение подтверждается многолетними исследованьями известного ученого, доктора медицинских наук, профессора В.Ф. Базарного, в которых он наглядно показал угрозы сидячей работы для подростков, особенно для мальчиков, у которых на генетическом уровне заложена потребность в движении.
Таким образом, рассмотренные выше проекты можно представить, как своеобразный трамплин, который используя запросы, знания и умения ребят в области современных технологий, позволяет решать реальные социально значимые практические задачи, как в рамках школы, так и на окружающей ее территории. Тем самым решается важная задача- воспитание гражданина России с активной жизненной позицией и развитым чувством коллективизма.