Активное развитие кредитного рынка и, как следствие, рост просроченной задолженности населения обусловили появление и стремительную институционализацию коллекторской деятельности в России. Изначально данная сфера практически никак не регулировалась, что порождало многочисленные злоупотребления, конфликты и социальную напряженность.
Ответом на эти вызовы стало принятие Федерального закона № 230-ФЗ от 2016 года «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности…», который обозначил правовые рамки и установил институт государственного контроля в лице Федеральной службы судебных приставов (ФССП России). Однако динамичность финансового рынка и появление новых схем взаимодействия требуют постоянной адаптации регулирования.
Ефимова Нина Александровна, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечает: «В настоящее время правовое регулирование отношений между коллекторами и должниками в России претерпевает значительную эволюцию, демонстрируя тенденцию к ужесточению законодательства и усилению государственного контроля за деятельностью коллекторских агентств, а также кредитных и микрофинансовых организаций. Данная динамика является закономерным ответом на необходимость защиты прав граждан от неправомерных методов взыскания задолженностей и установления баланса между интересами кредиторов и должников».
С 27 сентября 2025 года вступает в силу приказ Минюста России, которым утверждены два новых индикатора в соответствии с которыми будет определяться нарушение порядка взыскания долгов с физических лиц со стороны кредитных, микрофинансовых или коллекторских организаций.
Так, при наличии долга критерием нарушения коллекторскими организациями установленного порядка взыскания просроченной задолженности физических лиц будет ситуация, если в течение календарной недели заемщику, имеющему или имевшему просроченную задолженность, поступило более двух звонков или сообщений, содержащих грубые или нецензурные выражения. При отсутствии долга признаком несоблюдения законодательно регламентированной процедуры возврата просроченной задолженности граждан будет ситуация, если в течение календарной недели лицу, у которого нет просроченного долга и которое не давало согласия на взаимодействие по его возврату, поступило более двух звонков или сообщений от взыскателей.
Индикаторы, как система количественных и качественных критериев, позволяют Федеральной службе судебных приставов оценивать модели поведения участников рынка и в зависимости от присвоенной коллекторской организации категории риска (низкий, средний, значительный или высокий) дифференцировать интенсивность соответствующих надзорных мер. Для организаций с высоким уровнем риска предусмотрено увеличение частоты проведения плановых выездных проверок и других мероприятий, направленных на профилактику и недопущение недобросовестной деятельности по возврату просроченной задолженности.
Таким образом, ключевой тенденцией последних лет является установление все более строгого государственного контроля над деятельностью по взысканию просроченной задолженности, который трансформируется из точечного надзора в систему комплексного мониторинга и предупреждения рисков. В этом контексте наблюдается устойчивая тенденция к ужесточению законодательства, направленная на максимальную защиту прав потребителей финансовых услуг и исключение любых форм недобросовестного давления.