Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

10 июля 2025

Международная морская организация (IMO) в апреле 2025 года утвердила рамочную программу Net-Zero, нацеленную на достижение нулевых выбросов парниковых газов в судоходстве к 2050 году. Новые требования будут распространяться на крупные океанские суда водоизмещением свыше 5000 регистровых тонн, охватывающие примерно 85% выбросов отрасли. Проблема декарбонизации морского транспорта приобрела высокую значимость, так как около 90% мировой торговли идет морем, и на международное судоходство уже приходится примерно 3% глобальных выбросов парниковых газов. Без дополнительных мер эта доля, по оценкам IMO, могла бы увеличиться до 17–18% к 2050 году, что противоречит целям Парижского соглашения по ограничению глобального потепления.

Одобренные поправки к Приложению VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) предусматривают поэтапное снижение углеродоемкости судового топлива и глобальный механизм ценообразования на выбросы CO₂. Ожидается формальное принятие пакета в 2025 году и вступление его в силу с 2027 года, что фактически обязывает судоходные компании уже к 2026 году начать подготовку к новым правилам. Судно, не сократившее выбросы, должно будет приобретать «компенсационные единицы» либо отчислять средства в специальный фонд IMO. И наоборот, суда на топливе с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов получат финансовые поощрения. Введены и прямые экономические стимулы, за превышение лимитов выбросов предусмотрена плата порядка $100–380 за тонну CO₂. Таким образом, регулятор вводит отраслевой углеродный ценник, ускоряя отказ от мазута и других «грязных» видов топлива.

Адаптация через финансовые и контрактные механизмы. Условия ведения бизнеса в отрасли меняются, требуя новых подходов к финансированию флота и операционной деятельности. К основным мерам можно отнести развитие «зеленого» лизинга, партнерство с верфями и интеграцию индекса углеродной интенсивности (CII) в чартер-партии.

Лизинговые компании запускают продукты, стимулирующие переход на экологичные суда. По прогнозам, спрос на зелёный лизинг будет активно расти, а соответствие принципам устойчивого развития становится конкурентным преимуществом для лизингодателей. Крупные игроки, такие как АО ВТБ Лизинг, уже финансируют обновление флота на условиях лизинга, что создает базу для инвестиций в низкоуглеродные технологии.

Также судоходные и лизинговые компании объединяются с судостроителями для проектирования флота, работающего на альтернативных видах топлива. Переход на более чистые энергоносители такие как метанол, аммиак, СПГ, рассматривается как ключевой путь декарбонизации. Новые заказы на суда с установками для сжигания метанола и аммиака уже размещаются, что позволит в перспективе заменить большую часть нынешнего парка, работающего на мазуте и дизеле.

В ответ на нормативы IMO по углеродной интенсивности пересматриваются типовые договоры фрахтования. В 2023 году Балтийский и международный совет (БИМКО) разработал специальные оговорки к чартер-партиям, обязывающие судовладельцев и фрахтователей сотрудничать для поддержания требуемого рейтинга CII судна. Такие условия в договорах обеспечивают контроль за эксплуатационной эффективностью судна на протяжении срока аренды и распределяют риски невыполнения экологических норм между сторонами.

Новые климатические правила IMO радикально ускоряют экологическую трансформацию морского транспорта. Лизинговая отрасль становится одним из проводников этих изменений, позволяя финансировать обновление флота и внедрение инноваций для достижения цели Net-Zero к 2050 году.

 

 

 

Любовь Адамская,

доцент кафедры Государственного и муниципального управления

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

16 июля
Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

15 июля
Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

15 июля
Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

15 июля
Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

15 июля
Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

15 июля
Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

15 июля
Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

15 июля
От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

15 июля
Проблемы импорта вычислительной техники в условиях ограниченного импорта- поиск новых рынков и оптимизации логистики

Проблемы импорта вычислительной техники в условиях ограниченного импорта- поиск новых рынков и оптимизации логистики

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год