Международная морская организация (IMO) в апреле 2025 года утвердила рамочную программу Net-Zero, нацеленную на достижение нулевых выбросов парниковых газов в судоходстве к 2050 году. Новые требования будут распространяться на крупные океанские суда водоизмещением свыше 5000 регистровых тонн, охватывающие примерно 85% выбросов отрасли. Проблема декарбонизации морского транспорта приобрела высокую значимость, так как около 90% мировой торговли идет морем, и на международное судоходство уже приходится примерно 3% глобальных выбросов парниковых газов. Без дополнительных мер эта доля, по оценкам IMO, могла бы увеличиться до 17–18% к 2050 году, что противоречит целям Парижского соглашения по ограничению глобального потепления.
Одобренные поправки к Приложению VI к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) предусматривают поэтапное снижение углеродоемкости судового топлива и глобальный механизм ценообразования на выбросы CO₂. Ожидается формальное принятие пакета в 2025 году и вступление его в силу с 2027 года, что фактически обязывает судоходные компании уже к 2026 году начать подготовку к новым правилам. Судно, не сократившее выбросы, должно будет приобретать «компенсационные единицы» либо отчислять средства в специальный фонд IMO. И наоборот, суда на топливе с нулевым или близким к нулю уровнем выбросов получат финансовые поощрения. Введены и прямые экономические стимулы, за превышение лимитов выбросов предусмотрена плата порядка $100–380 за тонну CO₂. Таким образом, регулятор вводит отраслевой углеродный ценник, ускоряя отказ от мазута и других «грязных» видов топлива.
Адаптация через финансовые и контрактные механизмы. Условия ведения бизнеса в отрасли меняются, требуя новых подходов к финансированию флота и операционной деятельности. К основным мерам можно отнести развитие «зеленого» лизинга, партнерство с верфями и интеграцию индекса углеродной интенсивности (CII) в чартер-партии.
Лизинговые компании запускают продукты, стимулирующие переход на экологичные суда. По прогнозам, спрос на зелёный лизинг будет активно расти, а соответствие принципам устойчивого развития становится конкурентным преимуществом для лизингодателей. Крупные игроки, такие как АО ВТБ Лизинг, уже финансируют обновление флота на условиях лизинга, что создает базу для инвестиций в низкоуглеродные технологии.
Также судоходные и лизинговые компании объединяются с судостроителями для проектирования флота, работающего на альтернативных видах топлива. Переход на более чистые энергоносители такие как метанол, аммиак, СПГ, рассматривается как ключевой путь декарбонизации. Новые заказы на суда с установками для сжигания метанола и аммиака уже размещаются, что позволит в перспективе заменить большую часть нынешнего парка, работающего на мазуте и дизеле.
В ответ на нормативы IMO по углеродной интенсивности пересматриваются типовые договоры фрахтования. В 2023 году Балтийский и международный совет (БИМКО) разработал специальные оговорки к чартер-партиям, обязывающие судовладельцев и фрахтователей сотрудничать для поддержания требуемого рейтинга CII судна. Такие условия в договорах обеспечивают контроль за эксплуатационной эффективностью судна на протяжении срока аренды и распределяют риски невыполнения экологических норм между сторонами.
Новые климатические правила IMO радикально ускоряют экологическую трансформацию морского транспорта. Лизинговая отрасль становится одним из проводников этих изменений, позволяя финансировать обновление флота и внедрение инноваций для достижения цели Net-Zero к 2050 году.
Любовь Адамская,
доцент кафедры Государственного и муниципального управления
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации