В современном мире, который характеризуется стремительной урбанизацией и изменением пищевых привычек, проблема избыточного веса перестала быть вопросом индивидуального выбора и превратилась в одну из наиболее серьезных угроз общественному здоровью в глобальном масштабе. Тревожные данные новейших исследований лишь подтверждают эту тенденцию. Так, масштабное исследование, опубликованное в авторитетном журнале The Lancet в 2024 году, демонстрирует следующие выводы: избыточная масса тела и ожирение стали ключевыми факторами риска, которые привели к 3,7 миллионам смертей от неинфекционных заболеваний по всему миру. Среди причин смерти лидируют сердечно-сосудистые заболевания, сахарный диабет, онкологические, неврологические и некоторые другие заболевания.
Проблема ожирения в мире во многом обусловлена ростом потребления ультрапереработанных пищевых продуктов, в категорию которых входят и сахаросодержащие напитки. В связи с этим многие страны применяют различные меры регулирования для ограничения их доступности и потребления.
Ефимова Нина Александровна, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечает: «Наиболее распространенным инструментом в данной области является введение акцизных сборов, или так называемых «налогов на сахар». Подобные меры, с одной стороны, способствуют оздоровлению потребительского поведения через механизм ценового сдерживания, а с другой стимулируют производителей к изменению рецептур продукции в сторону снижения содержания сахара. Россия также следует общемировой практике, применяя фискальные инструменты для решения проблемы. Так, Федеральным законом № 443-ФЗ с 2023 года сладкие напитки с содержанием сахара свыше 5 граммов на 100 миллилитров были включены в перечень подакцизных товаров и в отношении них был установлен акцизный сбор в размере 7 рублей за литр продукции».
Целью данной законодательной инициативы является мобилизация дополнительных доходов федерального бюджета для последующего финансирования мероприятий в сфере здравоохранения. Конкретно, планируемые поступления предназначены для бюджетных ассигнований на реализацию федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом» в течение 2023 года и планового периода 2024–2025 годов».
Ожидалось, что фискальный эффект от введения данного акциза составит порядка 35 миллиардов рублей ежегодно, что будет способствовать укреплению доходной базы бюджета и обеспечению финансирования указанных социально значимых расходов. Вместе с тем, по итогам 2024 года поступления в государственный бюджет от акциза на сахаросодержащие напитки составили около 19 миллиардов рублей.
С 1 января 2025 года ставка акциза была пересмотрена и скорректирована в сторону его увеличения с 7 до 10 рублей за литр в связи с чем на 2025 год запланированный объем доходов от акциза на сахаросодержащие напитки утвержден уже в размере 23,375 миллиардов рублей.
Ефимова Нина Александровна, доцент кафедры правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве Российской Федерации подчеркивает: «С точки зрения общественного здравоохранения, налогообложение сахаросодержащих напитков рекомендовано на международном уровне в качестве приоритетного компонента комплексного подхода к профилактике и контролю ожирения и неинфекционных заболеваний, связанных с питанием. По оценкам ВОЗ глобальное повышение акцизов на 50% может предотвратить 2,2 миллиона преждевременных смертей за 50 лет, что подтверждает высокую значимость данной политики».