Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Ru En
10 июля 2025

В условиях динамичных социально-экономических изменений и цифровизации традиционные методы управления государственными проектами в России сталкиваются с вызовами оперативности и адаптивности. В ответ на это все чаще звучат призывы к внедрению Agile -подход к управлению проектами, который фокусирует внимание на гибкости, итеративности и тесном взаимодействии между компаниями и заказчиками -методологий, доказавших свою эффективность в коммерческом секторе. Agile-методология — это гибкий подход к разработке программного обеспечения и управлению проектами, основанный на адаптивном планировании, постоянной обратной связи и быстрой реакции на изменения. Такой подход особенно важен в практике российской государственной гражданской службы.

Актуальность темы не вызывает сомнений- ожидания общества и бизнеса к скорости, качеству и удобству государственных услуг растут, а бюрократические процедуры часто остаются инертными. Ключевая проблема заключается в фундаментальном противоречии между итеративной, гибкой природой Agile (Scrum, Kanban и др.), требующей быстрой обратной связи и адаптации, и жесткими рамками государственного управления. Scrum («Скрам») - гибкий подход к управлению проектами из семейства Agile. Главная идея — постоянное взаимодействие и пошаговая, итеративная работа над продуктом. Весь объём работы делится на короткие циклы - спринты (обычно 1–4 недели). В конце каждого спринта команда показывает, что получилось, и получает обратную связь. Kanban (с японского — «карточка» или «сигнал») — методология управления проектами, основанная на принципе разделения объёма работы на конкретные задачи. Изначально метод зародился в производственной системе Toyota в 1950-х годах. Инженер Тайити Оно разработал систему карточек, чтобы синхронизировать этапы производства и избежать перевыпуска. Цель данной методологии- визуализировать рабочий процесс, контролировать движение задач, избегать перегрузок и быстро выявлять узкие места. Эти рамки включают детально регламентированное бюджетное планирование (пример- Федеральные законы № 44-ФЗ и № 223-ФЗ о контрактной системе), строгие требования к отчетности, вертикальность принятия решений и высокую степень формализации процессов. Декларативная поддержка «гибкости» на высшем уровне (например, в рамках нацпроекта «Цифровая экономика») пока не привела к массовому и глубокому внедрению этих практик в рутинную работу государственных органов.

Анализируя практики внедрения Agile в федеральных и региональных органах власти России, а также- на международном уровне, можно сделать вывод о том, что применение гибких методов носит преимущественно точечный и пилотный характер и часто ограничивается сферой IT и разработкой цифровых сервисов. Основными ограничениями являются:

1. Нормативно-правовые барьеры. Действующее бюджетное и контрактное законодательство не рассчитано на итеративность и гибкое перераспределение ресурсов между этапами проекта, требуя фиксированных ТЗ и смет на начальной стадии.

2. Организационная культура и управленческие практики. Преобладание иерархических структур, страх ответственности за риски, неготовность делегировать полномочия на нижние уровни и недостаток доверия к самоорганизующимся командам.

3. Дефицит компетенций. Нехватка государственных служащих, обладающих не только знаниями Agile-методов (Scrum-мастер, Product Owner), но и пониманием их адаптации к специфике государственного сектора. Product Owner (PO) или «владелец продукта» -это менеджер, который связывает бизнес с командой разработки. Он определяет, каким будет продукт, как его развивать и какую ценность он представляет для целевой аудитории.

4. Сложность измерения результативности. Трудности согласования гибких KPI с традиционными показателями эффективности госпрограмм.

Рекомендации по повышению эффективности государственной службы направлены на преодоление барьеров, связанных, во-первых, с разработкой адаптированных стандартов- созданием российских методик «GovAgile» и «ГосГибко», интегрирующих принципы Agile в существующее госрегулирование, с четкими гайдлайнами для разных типов проектов. Во-вторых, необходима точечная либерализация законодательства- внесение целевых поправок в 44-ФЗ и 223-ФЗ, а также в Бюджетный кодекс, позволяющих использовать гибкие контракты и итеративное финансирование для определенных категорий проектов (например, цифровых продуктов, соцуслуг с высокой неопределенностью). В-третьих, важной составляющей повышения эффективности является системное обучение и кадровая работа, предусматривающее внедрение программ повышения квалификации не только для проектных менеджеров, но и для руководителей высшего звена и сотрудников контролирующих органов, фокусируясь на управлении по результатам и принятии решений в условиях неопределенности. Формирование пула внутренних Agile-коучей в госорганах. В-четвертых, необходимо пилотирование и обмен опытом с помощью создания экспериментальных площадок (например, в рамках «регуляторных песочниц») для отработки гибких подходов на конкретных проектах с последующим масштабированием успешных кейсов и созданием базы знаний. Наконец, важная составляющая эффективности управления- развитие культуры доверия и ответственности с помощью постепенного изменения управленческой культуры в сторону большей горизонтальности коммуникаций, поощрения инициативы и ответственного экспериментирования в рамках установленных целей.

Agile – это не панацея и не просто набор техник. Это, прежде всего, философия управления, требующая изменения мышления и готовности к диалогу. Потенциал для повышения эффективности и скорости реакции государства есть, но его реализация требует взвешенного подхода, учитывающего уникальные условия госслужбы. Успешное внедрение возможно лишь как эволюционный процесс, сочетающий гибкость с необходимой подотчетностью.

 

Валерий Комов,

доцент кафедры Государственного и муниципального управления

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

16 июля
Использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России: анализ и перспективы

Использование цифровых технологий в обрабатывающей промышленности России: анализ и перспективы

16 июля
Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

Ультрапереработанные продукты и ожирение: почему пищевая зависимость требует государственного регулирования

15 июля
Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

Реформа ИИС стала одним из факторов развития рынка цифровых финансовых активов

15 июля
Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

Изменения в налоговом законодательстве и налоговая нагрузка

15 июля
Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

Государственный финансовый контроль и аудит – две колеи одной дороги

15 июля
Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

Цифровой конструктор документов: время самый ценный ресурс

15 июля
Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

Искусственный интеллект: глобальные тренды и российские реалии до 2030 года

15 июля
Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

Нейросети и творчество – симбиоз человека и машины в эволюции искусства, дизайна и медиа

15 июля
От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

От рекордов к спаду – как региональная политика и цифровизация изменили лицо многоквартирного строительства в России

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год