Экзамен. Какое другое слово может вызывать у студента такой же страх, ужас и трепет? Только, пожалуй, сессия. Вместе с тем, каждый студент, прошедший эту «школу жизни», может поделиться хотя бы одной произошедшей с ним во время сессии курьезной ситуацией, нелепой, поучительной или воодушевляющей.
О, экзамен, Великий и Ужасный! Елена Торбик, кандидат филологических наук, доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, поможет разобраться, действительно ли это так.
Для начала необходимо понять, как устроены ключевые психофизиологические процессы, участвующие в учебно-познавательной деятельности студента.
Интересно, что в психологии студент определяется возрастными рамками 18-25 лет, являясь отправной точкой в цепи зрелых возрастов, и по своим особенностям не соотносится с завершением периодов детского развития. Именно студенчество, по мнению И.А. Зимней, доктора психологических наук, профессора, академика Российской академии образования, характеризуется как пик учебной, спортивной, научно-исследовательской, социальной активности индивида, период его становления как личности, деятеля, профессионала в силу динамичного процесса структуризации его интеллекта.
Что же движет студентом в его таком интенсивном развитии? «Деятельности без мотива не бывает,» - считает А.Н. Леонтьев, выдающийся психолог и педагог. Мотивы, потребности, интересы, идеалы, установки, ценности лежат в основе мотивации студента двигаться, создавать, учиться, работать. Другими словами, жить!
Правомерно ли возлагать на студента, который, поступив в вуз, пересек черту юности и находится на пороге зрелости, ожидания и даже требования учиться, учиться и еще раз учиться? И здесь обратим взоры на того, кто способен создать условия для появления интереса к учению, того, кто в силу профессии призван влиять на умы и сердца студентов, на учителя, педагога, преподавателя, просветителя, наставника, лектора, предметника и экзаменатора в одном лице. «Идут года, идет за веком век». Лишь одно остается неизменным: ключевую роль в формировании интереса к предмету играет педагог. Мы ни в коем случае не возлагаем всю ответственность за успехи и неудачи студента на плечи педагога высшей школы. Мы лишь говорим о том, что учебная мотивация, простыми словами интерес, как и усвоение, обеспечивается качеством изучаемого материала и способами его преподнесения.
Важно понимать, что экзамен — это не стихийное, а вполне управляемое явление, к которому надо начинать готовиться системно и методично, чтобы учебная нагрузка не была чрезмерной.
Во-первых, необходимо сформировать положительное отношение студентов к предмету. Это обеспечит их внимание и интерес. До студентов нужно донести важность того, что они изучают, чтобы они воспринимали материал не просто как перечень фактов, знание которых обеспечит положительную оценку на сессии, а, скорее, как средство их профессиональной деятельности (в некоторых случаях, повседневной). Именно поэтому многие вузы, которые заботятся о качестве предлагаемого образования, делают акцент на практико-ориентированных аспектах в учебных программах. Кроме того, вузы организовывают встречи студентов со специалистами-практиками, часто выпускниками этих вузов, которые могут поделиться инсайтами об учебе или работе в отрасли. Такая практика находит очень эмоциональный отклик у студентов. Они еще долгое время вспоминают эти встречи и цитируют спикеров на занятиях.
Кроме того, педагогам рекомендуется использовать активные и интерактивные методы обучения, которые дадут студентам возможность проявить себя, самостоятельность в поиске путей решения задачи, инициативность и развить умение работать в команде. К таким методам относятся проблемные лекции, «мозговой штурм», групповые дискуссии, метод наводящих вопросов, ассоциации, деловые игры, решение кейсов, эксперименты, проекты и моделирование. Отдельно выделим геймификацию и цифровизацию образования, поскольку в силу своих особенностей поколение Z, являющееся студентами на текущий момент, обладатели клипового мышления, активные Интернет-пользователи с малых лет и способные к многозадачности, негативно реагируют на монотонность учебной деятельности и изолированность от технологий. Однако задания в интересном формате не должны быть чрезмерно легкими. «Интересна только та работа, которая требует постоянного напряжения,» - убеждена И.А. Зимняя. Вместе с тем, эта трудность должна быть посильна студенту, иначе неизбежна потеря интереса.
Во-вторых, усвоение материала будет проходить легче через чувственное ознакомление с ним, простыми словами, с помощью средств наглядности (как минимум зрительных и слуховых): макеты, схемы, модели, чертежи, таблицы, видео- и аудиозаписи. В данном случае привлекаются органы чувств. Наглядность, помимо создания целостного образа изучаемого явления, имеет эмоциональный аспект, что все вместе оказывает эффект осознанного и прочного усвоения материала.
В-третьих, преподаватель в ходе объяснения материала может обращать особое внимание студентов на те моменты, которые имеют принципиальную значимость для его практического использования, в том числе на экзамене. Практика показывает, что эта информация фиксируется в их памяти прочнее.
Таким образом преподаватель может помочь студентам запустить механизмы непроизвольного запоминания и произвольного запоминания, основанного на активной мыслительной деятельности. Причем воспроизведение усвоенного с помощью таких методов материала, отсроченного во времени, например, во время сдачи экзамена или зачета, согласно многочисленным исследованиям и экспериментам в области педагогической психологии, вполне успешно.
Как же действовать студенту, чтобы облегчить себе жизнь во время сессии? Т.В. Черниговская, крупный ученый в области нейронауки и теории сознания, в своих многочисленных публичных лекциях и интервью, обращаясь к студентам, повторяет: «Когда Вам нужно сдавать экзамен, худшее, что Вы можете сделать – заниматься ночь накануне экзамена». Объясняет она это тем, что для эффективного воспроизведения выученного материала на экзамене нужно время, чтобы эта информация успела перейти в другой отдел мозга, из кратковременной памяти в долговременную. Это происходит во сне. Так что отдых перед экзаменом и перезагрузка обязательны.
Планирование и тайм-менеджмент, функции, с которыми студенты, по их собственным словами, особенно на первых курсах обучения в вузе плохо справляются, помогут не только разумно подойти к подготовке к сессии, но и научат их учиться планомерно, осваивая материал дробно и постепенно, что соответствует феномену «клипового мышления» поколения Z. Это позволит выделить время на другие приятные и любимые занятия, чтобы учебная нагрузка была менее интенсивной. Также это поможет «переключаться» и не выгорать.
Огромную поддержку в этот непростой для любого студента период могут оказать и родители. Отсутствие давления с их стороны, подбадривающие слова, доверительные беседы помогут ему понять, что учится он или она не для оценки, не для диплома, не для родителей, а для жизни. Не нужно забывать и о сбалансированном питании во избежание физического и психологического истощения.
Как только студент перестанет воспринимать экзамен и сессию как стихийное бедствие, понимая, как работают механизмы памяти и учения, относясь к обучению в вузе ответственно, как только педагог перестанет пугать студента экзаменом, наладится его эмоциональный фон. А правильный настрой – это залог успеха.
Учитесь, дерзайте, будьте смелыми, открытыми и активными, найдите свою сферу! И учеба никогда не будет для Вас мукой, повинностью и непосильной ношей.
Елена Торбик,
К.ф.н., доцент Кафедры английского языка
и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации