Последние десятилетия были крайне продуктивными в развитии роботизированных систем и умной техники. Это сказалось не только на самих устройствах, которые стали более совершенными и функциональными, но и на ситуации на рынке труда. Все больше людей стали рассматривать свою специальность и профессию сквозь призму актуальности ее в будущем. Одним из самых перспективных направлений сегодня считается робототехника, в частности, экстремальная робототехника.
Экстремальная робототехника – раздел робототехники, основной целью которой является создание и внедрение роботов и полноценных робототехнических комплексов в условиях чрезвычайных ситуаций природно- техногенного и террористического характера.
В настоящее время под научным руководством профессора кафедры «Безопасность жизнедеятельности» Финансового университета при Правительстве РФ, главного научного сотрудника Всероссийского научно-исследовательского института противопожарной обороны МЧС России Шахраманьяна М.А. был проведен комплекс научно-исследовательских и экспериментальных работ( комплекс проведённых работ был отмечен второй премией международного конкурса и первой премией министерства обороны России ), в результате которых был сформирован технический облик современной экстремальной робототехники и определены перспективы ее развития.
Актуальность применения робототехнических средств при ликвидации ЧС вызвана высоким риском гибели людей, участвующих в аварийно-спасательных работах, что наглядно иллюстрируется приведенной ниже информацией.
В рамках проведенного комплекса научно-исследовательских и экспериментальных работ было установлено, что в целях повышения эффективности проведения пожарно-спасательных работ закупаемую серийную технику необходимо оснастить быстросъемным мобильным дистанционно-управляемым комплексом (МДУК).
При стоимости серийного выпуска МДУК в 3-5 млн. рублей и установке на штатную серийную технику, получаем высокотехнологичную роботизированную технику с функциями полноценного робототехнического комплекса (РТК). При этом стоимость «дооснащенной» техники во многом будет дешевле серийного РТК (при закупочной стоимости РТК в 40-80 млн. рублей за ед.).
Создание быстросъемного мобильного дистанционно-управляемого комплекса для роботизации серийной техники в интересах проведения пожарно-спасательных работ, позволит оснастить пожарно-спасательные подразделения высокотехнологичным оборудованием, повышающим эффективность штатной пожарно-спасательной техники реагирующих подразделений при тушении пожаров и ликвидации аварий.
Наиболее эффективно быстросъемный мобильный дистанционно-управляемый комплекс может быть использован при решении следующих задач:
· Создание минерализованных полос в условиях крупных природных пожаров в условиях повышенного риска, в том числе при проведении работ радиационно-загрязненной зоне, при наличии взрывоопасных предметов и боеприпасов;
· Рекультивация загрязненных территорий радиационными и химическими веществами;
· Проведение инженерно-восстановительных работ в зоне возможного поражения (обрушения, затопления, лавины);
· Организация путей эвакуации и восстановления транспортных коридоров (последствия лавин и селей);
· Проведение аварийно-восстановительных работ в зонах боевых конфликтов (оказание гуманитарной помощи), что актуально сегодня в условиях проведения СВО.
Особо актуально применение робототехнических комплексов в условиях Арктики и Крайнего Севера с экстремальными климатическими условиями. Как видно из представленных выше данных, количество спасателей погибших при ликвидации последствий ЧС составляет 55 человек. При этом необходимо отметить, что ликвидация ЧС происходила на территориях с нормальными климатическими условиями. В условиях Арктической зоны с экстремальными климатическими условиями количество погибших и травмированных спасателей будет еще больше.
Одной из важнейших проблем освоения потенциала российского Севера, включая Арктический шельф, является обеспечение безопасности персонала объектов, экипажей судов на Северном морском пути и личного состава частей МО РФ. Морская деятельность в условиях Арктики непосредственно связана с многочисленными рисками, в том числе из-за экстремальных природных условий.
Реализация проектов добычи, хранения, переработки и транспортировки углеводородов является одним из наиболее опасных видов производственной деятельности. Ниже приведены уровни риска работников, связанных с добычей, хранением, переработкой и транспортировкой углеводородов.
При этом производственные объекты морской разведки, добычи и транспортировки углеводородов относятся к категории высокорисковых опасных и/или особо опасных производственных объектов. Снизить эти риски можно за счет внедрения роботизированных комплексов.
В первую очередь речь идёт о создании систем аварийно-спасательного обеспечения, включающих специальные средства эвакуации и спасения персонала.
Амфибийное поисково-спасательное роботизированное средство (АПСРС), предназначенное для обеспечения работ по поиску и спасанию персонала аварийных объектов, в том числе, в акваториях и прибрежных зонах. Основные функции: обнаружение потерпевших и пострадавших в зоне до 5 кв.км., оперативная доставка до 10 спасённых к амфибийному эвакуационно-спасательному роботизированному средству. Внешний вид системы коллективного спасения с морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП) с использованием РТК представлен ниже.
Важным фактором социальной эффективности предлагаемых роботизированных комплексов является минимизация влияния роботизированных комплексов на окружающую природную среду, в частности, на грунт, т.к. в роботизированных комплексах используются роторно-винтовые движители, которые, как известно, оказывают значительно меньшее давление на грунт, чем традиционно используемые движители на колесной или гусеничной тяге.
В процессе выполнения комплекса научно-исследовательских работ была произведена оценка стоимости предотвращенного социально-экономического ущерба при аварии на МЛСП при общем числе спасаемых N=200 человек штатного персонала обслуживающего МЛСП.
Ниже представлена оценка стоимости предотвращенного социально-экономического ущерба, где С ссэ – стоимость предотвращаемого ущерба существующей системой спасения и эвакуации (ССЭ), С усс – стоимость предотвращаемого ущерба системой эвакуации и спасения на основе использования робототехнических комплексов.
Как видно вероятное число спасенных N ссэ = 81 человек из общего числа терпящих бедствие 200 человек при использовании существующей системе спасения и эвакуации в случае аварии на МЛСП. В том случае, если будет использованы предлагаемые робототехнические комплексы, то вероятное число спасенных составит Nycc=152 чел., т.е. почти в 2 раза больше.
Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что применение роботизированных комплексов для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ имеет высокую социально-экономическую значимость.