Язык – это окно в большой мир.
По мере того как мир становился всё более глобальным, а страны взаимозависимыми, воспитание билингвизма с раннего детского возраста превратилось одновременно и в ценное качество, дающее много преимуществ, и в предмет оживлённых споров. Должны ли родители воспитывать и обучать своих детей так, чтобы они говорили на двух (а может и более) языках? Каковы когнитивные, социальные и образовательные последствия этого выбора? Предлагаю рассмотреть основные аргументы, опираясь на новейшие исследования и реальные жизненные примеры.
Работая со слушателями программы переквалификации по теме «Педагог: иностранный язык для детей дошкольного и младшего школьного возраста», реализующейся в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», я спросила участниц программы (а это был поток, где случайным образом подобрались мамы, растящие билингвов): зачем вы это делаете; что это дает детям, которые живут в стране с одним государственным языком? Следует отметить, что эти мамы обучали своих деток английскому как второму языку.
В результате развернувшейся дискуссии мы пришли к выводу, что дети, владеющие двумя языками, получают значительное когнитивное развитие: регулярное переключение между языками укрепляет исполнительные функции мозга, улучшая память, концентрацию внимания и способности к решению проблем. Исследования показывают, что билингвальные дети обладают когнитивной гибкостью, успешно справляются с многозадачностью и лучше справляются с отвлекающими факторами по сравнению с их одноязычными сверстниками. Такая умственная гибкость способствует успехам в учебе и социальном общении.
Интересный факт: билингвизм физически изменяет структуру мозга. Мозг билингва отмечен увеличением серого вещества, а именно: повышенная плотность в левой нижней теменной доле (отвечает за обработку языка) и в префронтальной коре (исполнительные функции). Билингвы демонстрируют также более развитое слуховое внимание, быстрее и четче реагируя на разноязычную речь в шумной среде.
Дети билингвы отличаются более высоким уровнем грамотности и более глубокими знаниями языка. Раннее погружение в два языка обогащает словарный запас ребенка и способствует активному пониманию языковых особенностей. Билингвальные дети часто превосходят своих одноязычных сверстников при выполнении заданий, связанных с языком и грамотностью, поскольку их мозг хорошо распознаёт закономерности и нюансы в обоих языках. Такая языковая база и когнитивные способности облегчают билингвам изучение дополнительных языков в будущем.
Выросшие в билингвальной среде дети демонстрируют развитую эмпатию и культурную осведомлённость. Будучи с младенчества погруженными в разные языковые и культурные контексты, ребёнок автоматически начинает понимать и принимать различные нормы, ценности и способы общения. Такое положение дел, несомненно, расширяет детское мировоззрение. Понимание и использование двух языков способствует осознанию того, что люди могут выражать мысли и чувства по-разному, а это, в свою очередь, развивает способность видеть ситуацию с разных точек зрения. Так закладываются ключевые компоненты эмпатии.
Билингвальные дети лучше улавливают социальные сигналы, что делает их эффективными коммуникаторами и открытыми личностями. Более того, регулярное взаимодействие с представителями разных лингвокультур формирует навыки межкультурного общения, повышает чувствительность к культурным особенностям и уменьшает предвзятость.
Вышеуказанные способности помогают билингвальным детям легче адаптироваться к разнообразным социальным ситуациям и лучше понимать эмоциональное состояние других людей: качества, которые являются ценным преимуществом в нашем многонациональном мире.
Нельзя оставить без внимания и тот факт, что биллингвизм, как свидетельствуют данные различных исследований, способствует формированию так называемого «когнитивного резерва», который может отсрочить наступление деменции и болезни Альцгеймера в пожилом возрасте. Таким образом, преимущества билингвального образования распространяются далеко за пределы детского возраста.
Однако, билингвизм и двуязычное образование не без подводных камней и недостатков. Многочисленные преимущества билингвального обучения и воспитания не обеспечивают отсутствие определённых проблем.
Дети билингвы, попадая в школьную среду, сталкиваются с ситуацией, которая может привести к снижению уровня владения вторым языком, потому что этот уровень не поддерживается регулярно. Это может быть обусловлено несколькими факторами. Во-первых, должна присутствовать регулярная практика использования обоих языков. Если один из языков используется реже, существует риск снижения уровня владения этим языком. Помимо этого, существует проблема смешения языков (трансфер и переключение кодов). Частое переключение между языками может приводить к ошибкам в речи, затруднять общение и снижать качество владения каждым из языков. Кроме того, изучение академических предметов на неродном языке может создавать дополнительные трудности для детей-билингвов, что потенциально влияет на их уверенность в себе и академическую успеваемость.
Исторически некоторые исследователи утверждали, что билингвизм может вызывать не только смешение языков, но даже задержки интеллектуального развития. Несмотря на то, что современные исследования в значительной степени опровергают эти утверждения, тем не менее, родители и педагоги могут замечать некоторые пробелы в словарном запасе и грамматическом строе каждого из языков. Эти различия обычно нивелируются, если оба языка используются регулярно и в равной степени.
И последнее, но немаловажное: воспитание билингвального ребёнка требует приверженности и последовательности в домашней обстановке. Семьям необходимо решать, какие языки использовать, как сбалансировать их использование и как одинаково поддерживать оба языка. И, еще момент! Дети могут сопротивляться – и сопротивляются – использованию второго языка, если он не широко распространён в их окружении. Такая ситуация приводит к разочарованию и даже последующему отказу от второго языка.
Ну что ж…. Самое время вынести вердикт!
Различные исследования и практический опыт большого количества семей, убедительно подтверждают когнитивные и социальные преимущества воспитания билингвальных детей. Конечно, существуют определённые трудности — особенно связанные с образованием или семейной средой — но их часто можно преодолеть благодаря продуманному планированию и поддержке сообщества.
В итоге, билингвизм – все же не универсальное решение для всех и каждого. Для семей, обладающих ресурсами и готовностью развивать два языка, выгоды весьма значительны. Для остальных важно помнить, что успешное развитие ребёнка возможно в любой языковой среде, поскольку дети уже рождаются с готовностью учить язык.
Итак, вердикт таков: билингвизм открывает двери! Двери не только в мир новых языков, но и в новые способы мышления и взаимодействия с окружающим миром.
Ведь любой язык – это окно в мир!
Лариса Миляева,
Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации