Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

24 июня 2025

Язык – это окно в большой мир.

По мере того как мир становился всё более глобальным, а страны взаимозависимыми, воспитание билингвизма с раннего детского возраста превратилось одновременно и в ценное качество, дающее много преимуществ, и в предмет оживлённых споров. Должны ли родители воспитывать и обучать своих детей так, чтобы они говорили на двух (а может и более) языках? Каковы когнитивные, социальные и образовательные последствия этого выбора? Предлагаю рассмотреть основные аргументы, опираясь на новейшие исследования и реальные жизненные примеры.

Работая со слушателями программы переквалификации по теме «Педагог: иностранный язык для детей дошкольного и младшего школьного возраста», реализующейся в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации (г. Москва) в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография», я спросила участниц программы (а это был поток, где случайным образом подобрались мамы, растящие билингвов): зачем вы это делаете; что это дает детям, которые живут в стране с одним государственным языком? Следует отметить, что эти мамы обучали своих деток английскому как второму языку.

В результате развернувшейся дискуссии мы пришли к выводу, что дети, владеющие двумя языками, получают значительное когнитивное развитие: регулярное переключение между языками укрепляет исполнительные функции мозга, улучшая память, концентрацию внимания и способности к решению проблем. Исследования показывают, что билингвальные дети обладают когнитивной гибкостью, успешно справляются с многозадачностью и лучше справляются с отвлекающими факторами по сравнению с их одноязычными сверстниками. Такая умственная гибкость способствует успехам в учебе и социальном общении.

Интересный факт: билингвизм физически изменяет структуру мозга. Мозг билингва отмечен увеличением серого вещества, а именно: повышенная плотность в левой нижней теменной доле (отвечает за обработку языка) и в префронтальной коре (исполнительные функции). Билингвы демонстрируют также более развитое слуховое внимание, быстрее и четче реагируя на разноязычную речь в шумной среде.

Дети билингвы отличаются более высоким уровнем грамотности и более глубокими знаниями языка. Раннее погружение в два языка обогащает словарный запас ребенка и способствует активному пониманию языковых особенностей. Билингвальные дети часто превосходят своих одноязычных сверстников при выполнении заданий, связанных с языком и грамотностью, поскольку их мозг хорошо распознаёт закономерности и нюансы в обоих языках. Такая языковая база и когнитивные способности облегчают билингвам изучение дополнительных языков в будущем.

Выросшие в билингвальной среде дети демонстрируют развитую эмпатию и культурную осведомлённость. Будучи с младенчества погруженными в разные языковые и культурные контексты, ребёнок автоматически начинает понимать и принимать различные нормы, ценности и способы общения. Такое положение дел, несомненно, расширяет детское мировоззрение. Понимание и использование двух языков способствует осознанию того, что люди могут выражать мысли и чувства по-разному, а это, в свою очередь, развивает способность видеть ситуацию с разных точек зрения. Так закладываются ключевые компоненты эмпатии.

Билингвальные дети лучше улавливают социальные сигналы, что делает их эффективными коммуникаторами и открытыми личностями. Более того, регулярное взаимодействие с представителями разных лингвокультур формирует навыки межкультурного общения, повышает чувствительность к культурным особенностям и уменьшает предвзятость.

Вышеуказанные способности помогают билингвальным детям легче адаптироваться к разнообразным социальным ситуациям и лучше понимать эмоциональное состояние других людей: качества, которые являются ценным преимуществом в нашем многонациональном мире.

Нельзя оставить без внимания и тот факт, что биллингвизм, как свидетельствуют данные различных исследований, способствует формированию так называемого «когнитивного резерва», который может отсрочить наступление деменции и болезни Альцгеймера в пожилом возрасте. Таким образом, преимущества билингвального образования распространяются далеко за пределы детского возраста.

Однако, билингвизм и двуязычное образование не без подводных камней и недостатков. Многочисленные преимущества билингвального обучения и воспитания не обеспечивают отсутствие определённых проблем.

Дети билингвы, попадая в школьную среду, сталкиваются с ситуацией, которая может привести к снижению уровня владения вторым языком, потому что этот уровень не поддерживается регулярно. Это может быть обусловлено несколькими факторами. Во-первых, должна присутствовать регулярная практика использования обоих языков. Если один из языков используется реже, существует риск снижения уровня владения этим языком. Помимо этого, существует проблема смешения языков (трансфер и переключение кодов). Частое переключение между языками может приводить к ошибкам в речи, затруднять общение и снижать качество владения каждым из языков. Кроме того, изучение академических предметов на неродном языке может создавать дополнительные трудности для детей-билингвов, что потенциально влияет на их уверенность в себе и академическую успеваемость.

Исторически некоторые исследователи утверждали, что билингвизм может вызывать не только смешение языков, но даже задержки интеллектуального развития. Несмотря на то, что современные исследования в значительной степени опровергают эти утверждения, тем не менее, родители и педагоги могут замечать некоторые пробелы в словарном запасе и грамматическом строе каждого из языков. Эти различия обычно нивелируются, если оба языка используются регулярно и в равной степени.

И последнее, но немаловажное: воспитание билингвального ребёнка требует приверженности и последовательности в домашней обстановке. Семьям необходимо решать, какие языки использовать, как сбалансировать их использование и как одинаково поддерживать оба языка. И, еще момент! Дети могут сопротивляться – и сопротивляются – использованию второго языка, если он не широко распространён в их окружении. Такая ситуация приводит к разочарованию и даже последующему отказу от второго языка.

Ну что ж…. Самое время вынести вердикт!

Различные исследования и практический опыт большого количества семей, убедительно подтверждают когнитивные и социальные преимущества воспитания билингвальных детей. Конечно, существуют определённые трудности — особенно связанные с образованием или семейной средой — но их часто можно преодолеть благодаря продуманному планированию и поддержке сообщества.

В итоге, билингвизм – все же не универсальное решение для всех и каждого. Для семей, обладающих ресурсами и готовностью развивать два языка, выгоды весьма значительны. Для остальных важно помнить, что успешное развитие ребёнка возможно в любой языковой среде, поскольку дети уже рождаются с готовностью учить язык.

Итак, вердикт таков: билингвизм открывает двери! Двери не только в мир новых языков, но и в новые способы мышления и взаимодействия с окружающим миром.

Ведь любой язык – это окно в мир!

 

Лариса Миляева,

Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

Другие новости

17 сентября
Наиболее популярные цифровые технологии в правовой сфере России

Наиболее популярные цифровые технологии в правовой сфере России

17 сентября
Студенческие сообщества: невидимый двигатель успеха юриста будущего

Студенческие сообщества: невидимый двигатель успеха юриста будущего

17 сентября
Программа двух дипломов как ценный образовательный формат

Программа двух дипломов как ценный образовательный формат

17 сентября
Россия: знать, гордиться и любить

Россия: знать, гордиться и любить

17 сентября
Тишина в классе: к чему ведет сокращение часов иностранного языка в российских школах

Тишина в классе: к чему ведет сокращение часов иностранного языка в российских школах

17 сентября
Хобби современного студента: от цифрового стресса к осознанному доходу

Хобби современного студента: от цифрового стресса к осознанному доходу

17 сентября
Ключевые тенденции и вызовы для крупных современных медиахолдингов

Ключевые тенденции и вызовы для крупных современных медиахолдингов

17 сентября
Как сокращение времени изучения английского языка в школах отразится на подготовке студентов в вузах

Как сокращение времени изучения английского языка в школах отразится на подготовке студентов в вузах

17 сентября
Сколько на самом деле стоят ультрапереработанные продукты или почему необходимо государственное регулирование

Сколько на самом деле стоят ультрапереработанные продукты или почему необходимо государственное регулирование

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год