Недавнее исследование ВЦИОМ, посвященное чтению в эпоху повсеместной цифровизации, показало устойчиво высокий интерес к чтению среди россиян. Причем «поколение цифры» (те, кто рождены после 2001 г.) отдает предпочтение, в первую очередь, художественной, профессиональной и научно-познавательной литературе, а не блогам и популярным статьям в интернете.
Доцент кафедры математики и анализа данных Финансового университета при Правительстве РФ Муминова Светлана Рашидовна выделила три книги научно-популярного жанра, которые, по ее мнению, могут помочь студентам повысить интерес к изучаемым дисциплинам и мотивировать их на достижение успеха.
На занятиях по математике, которая входит в базовый блок дисциплин и читается на большинстве направлениях подготовки, очень часто можно услышать жалобы от студентов на то, что «с математикой в школе было плохо, поэтому сейчас мне очень тяжело». Представьте, что автор книги «Думай как математик» Барбара Оакли, филолог-славянист по первому образованию, открыла для себя мир математики уже в зрелом возрасте и смогла пройти путь от «математикофоба» до «математикофила», получив докторскую степень по системотехнике, требующей обширных знаний по термодинамике, электромагнитным явлениям, акустике и физической химии! Из ее книги можно узнать о мыслительных процессах и о том, как мозг усваивает новые знания, а также о том, как он порой убеждает нас, будто мы чему-то учимся, хотя на самом деле никакого обучения не происходит. Книга также содержит множество полезных методов и упражнений по развитию навыков обучения, которые студенты могут применять на занятиях.
Уже не первый год в обществе активно обсуждается тема искусственного интеллекта (ИИ), идут споры об этической стороне внедрения ИИ. Студенты факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета изучают дисциплины, связанные с машинным обучением и нейросетями, являющимися основой ИИ. Профессор математики Оксфордского университета Маркус дю Сотой в своей книге «Код креативности» ставит целью определить границы, которые может достигнуть ИИ в творчестве – живописи, музыке и литературе. Автор убедительно демонстрирует, что ИИ вышел на удивительно высокий уровень в решении творческих задач. За решением любой задачи стоит определенный алгоритм, а основой алгоритма является математический аппарат. Например, по дисциплине «Теория вероятностей и математическая статистика» рассматривается тема «Цепи Маркова», а профессор дю Сотой проследил, как русский математик Андрей Андреевич Марков испытывал свою теорию не на точных науках, а на… поэзии А.С. Пушкина!
Перед студентами старших курсов часто стоит дилемма: стоит ли продолжать обучение в магистратуре, где акцент делается на самостоятельную научную работу, или строить карьеру в коммерческих компаниях? Прежде чем сделать окончательный выбор, постарайтесь уделить время знаменитой книге «Вы, конечно, шутите мистер Фейнман!» - автобиографичному произведению Нобелевского лауреата, американского физика Ричарда Фейнмана. Простой и ироничный стиль изложения раскрывает жизненный путь великого ученого, при этом, что немаловажно, не обременяет читателя сложными научными теориями и рассуждениями. Автор убедительно показывает на собственном примере, что юмор и нестандартный взгляд на обычные вещи играют важную роль в науке и фундаментальных исследованиях.
Чтение научно-популярной литературы для студентов - это не только способ расширить свою эрудицию и кругозор, это еще и способ получить новые впечатления и вдохновение для увлекательного прохождения дисциплин курса.