Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

21 октября 2025

Современный транспорт стоит на пороге новой революции: летающие автомобили и аэротакси уже не чистая фантастика, а реальные проекты. Как отмечают эксперты отрасль ждет бурный рост: по их оценкам, мировой рынок летающих машин достигнет практически $4 млрд к 2030–2035 годам. Например, сайт Mordor Intelligence прогнозирует рост глобального рынка электрических VTOL-аппаратов с $1,19 млрд в 2025 году до $4,36 млрд к 2030-м (среднегодовой темп ~29,7% CAGR). Аналитики Spherical Insights оценивают глобальный UAM‑рынок (городской воздушной мобильности) в $5,4 млрд в 2023 г. с ростом до $15,6 млрд к 2033 г. (CAGR ~11%). Парадокс в том, что спрос пока отстает от предложений.

Интерес к аэромобилям проявляют и крупнейшие автоконцерны, и авиастартапы. Так, Toyota Motor вкладывает уже сотни миллионов долларов в разработку летающих такси (крупнейший транш $500 млн для стартапа Joby, общий объём инвестиций – $894 млн). Российский концерн «Калашников» показал собственный концепт аэромобиля. Среди стартапов лидируют Volocopter, Wisk Aero, Lilium, AeroMobil и десятки других – они планируют выйти на рынок уже в ближайшие годы. Volocopter, например, рассчитывает, что первые городские аэротакси появятся в эксплуатации примерно в 2026–2031 годах. При этом создаются общественные и частные инфраструктурные проекты. В Японии на выставке Expo 2025 в Осака-Ганский была подготовлена специальные демонстрации: «станцию летающих автомобилей» и реальные полёты аппаратов нового типа. В России, например, недавно МКБ им. Филатова представило двухместный летающий автомобиль.

Ключ к работе аэромобилей – сложная система управления. По мере развития цифровизации управление воздушным движением будет полностью автоматизировано, а участие человека сведётся к мониторингу работы систем, отмечают эксперты Сколтеха. То есть в будущем у пилота останется роль наблюдателя, а основная работа ляжет на системы автопилота и искусственного интеллекта (ИИ).

Искусственный интеллект уже сегодня становится неотъемлемой частью систем управления полетом. Аналитики отмечают, что ИИ позволяет eVTOL-самолётам автономно обрабатывать поток данных с камер, лидаров и радаров, распознавать препятствия и автоматически корректировать траекторию в реальном времени. По оценке MarketsandMarkets, «ИИ является неотъемлемой частью автономной работы eVTOL» и позволяет аппарату принимать «интеллектуальные решения» для обхода помех, адаптации к погоде и оптимизации полётов, снижая зависимость от пилота. Важнейшая задача – организация воздушного движения в городах. Машинное обучение помогает создавать интеллектуальные UTM-системы (Unmanned Traffic Management) для прокладки безопасных коридоров, распределения маршрутов и синхронизации взлётов/посадок десятков аппаратов одновременно. ИИ использует метеоданные, информацию о плотности трафика и ограничениях, чтобы оптимизировать расписание и маршруты. Кроме того, на основе бортовых данных ИИ-модели предсказывают отказ комплектующих и планируют техническое обслуживание (предиктивный мониторинг), повышая надёжность и снижая издержки на эксплуатацию. В более широком смысле ИИ применяют даже на этапах проектирования: например, для генеративного расчёта конструкции и оптимизации батарей, что ускоряет выход образцов на рынок.

Искусственный интеллект сам по себе не заменяет классические автопилоты, а дополняет их. Так, в компании Wisk Aero подчёркивают: «Автономность – это не ИИ». По словам главного инженера Wisk, их eVTOL использует уже проверенные авиационные технологии – расширенные автопилоты, систему TCAS (аварийное предупреждение столкновения), радары и GPS – выведённые на новый уровень самостоятельности. ИИ при этом используется скорее для вспомогательных задач (обработка изображений, оценка ситуации), но не для принятия ключевых решений о полёте – это важный нюанс с точки зрения сертификации и безопасности.

Потенциальные сферы применения летающих автомобилей очень широки. Среди ключевых сценариев – разгрузка городских дорог за счёт воздушных аэротакси, доставка грузов и медикаментов в труднодоступные районы, экстренные (медицинские или спасательные) перевозки при катастрофах, а также экскурсионные и туристические полёты. Например, Аztec Corp. отмечает, что eVTOL-проекты ориентированы на «снижение загруженности дорог в городских районах, транспортировку товаров в безлюдные районы и отдаленные острова, туризм и неотложную медицинскую помощь». Возможные применения включают:

-          Городской авиакоммьютинг: пассажирские полёты в пределах мегаполиса – из жилых кварталов до деловых центров, обходя дорожные пробки.

-          Региональные перевозки и логистика: быстрая доставка грузов и почты в отдалённые районы, между островами, на горнодобывающие или лесные объекты.

-          Экстренные службы: санавиация и пожаротушение: быстрые рейды медиков и спасателей над зоной бедствия или больницы.

-          Туризм и развлечения: обзорные и экскурсионные полёты, а также новые виды отдыха (например, городские аэротуры).

Все эти сценарии могут реализоваться при условии надёжной интеграции с существующими транспортными и информационными сетями. В частности, появление аэротакси требует создания вертипортов, систем взлёта-посадки и цифровых каналов связи, по сути, нового «небесного шоссе».

Таким образом, ИИ выступает для летающих автомобилей связующим звеном, позволяющим перейти «от дороги в небо». По мнению Алексея Николаевича Чернякова, кандидата философских наук, доцента кафедры информационных технологий Факультета информационных технологий и анализа больших данных Финансового университета при Правительстве РФ, современные системы больших данных и машинного обучения станут основой навигации и координации новых транспортных средств. ИИ на основе «больших данных» позволит летающим автомобилям самостоятельно оценивать потоковую информацию (состояние погоды, трафика, конфигурацию города) и мгновенно адаптировать маршрут для безопасности и эффективности. По его словам, автопилоты будущего будут тесно интегрированы с облачными платформами управления воздушным движением, превращая воздушное пространство в расширение привычной дорожной сети.

Летающие автомобили обещают изменить систему мобильности – но на пути к этому стоят серьёзные технические, инфраструктурные и правовые задачи. Главная из них – гарантировать безопасность полётов в плотной городской среде. Комплексное решение этой задачи требует синергии ИИ-алгоритмов, надёжной автоматики и обновлённой правовой базы. Пока не до конца ясен график повсеместного появления аэротакси, очевидно одно: благодаря ИИ и инвестициям этот новый вид транспорта уже взял разгон и «готовится к взлёту» как часть нашей реальности.

По мнению Алексея Николаевича Чернякова, интеграция ИИ не просто ускоряет технический прогресс, но и задаёт новые социально-экономические ориентиры: «Летающие автомобили являются примером того, как технологии больших данных и автономного управления формируют современный уровень мобильности. Они позволяют представить город как трёхмерную транспортную систему, где ИИ отвечает за безопасность и оптимизацию маршрутов, а люди остаются лишь пассажирами будущего».

Другие новости

23 октября
Трансформация образовательной парадигмы под влиянием платформенной экономики: опыт Европы

Трансформация образовательной парадигмы под влиянием платформенной экономики: опыт Европы

23 октября
Цифровой надзор на удалёнке: готовы ли работники «продавать» личную жизнь за деньги?

Цифровой надзор на удалёнке: готовы ли работники «продавать» личную жизнь за деньги?

23 октября
Технологическое лидерство: как устроен новый контур роста российской экономики

Технологическое лидерство: как устроен новый контур роста российской экономики

23 октября
Сервис дизайн: проектирование впечатлений, а не услуг

Сервис дизайн: проектирование впечатлений, а не услуг

23 октября
Роль бюджета в финансовой политике организации

Роль бюджета в финансовой политике организации

23 октября
Почему иностранный язык остается обязательным предметом во всех вузах

Почему иностранный язык остается обязательным предметом во всех вузах

23 октября
Налоговые риски при заключении договоров с самозанятыми лицами

Налоговые риски при заключении договоров с самозанятыми лицами

23 октября
Документация по трансфертному ценообразованию за 2024 год: что необходимо учесть при подготовке

Документация по трансфертному ценообразованию за 2024 год: что необходимо учесть при подготовке

23 октября
Взрослое образование: от рабфаков до цифровых платформ

Взрослое образование: от рабфаков до цифровых платформ

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год