Налог на профессиональный доход (НПД) был введен в Российской Федерации Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход» в целях «выведения из тени» доходов физических лиц, не зарегистрировавшихся в качестве ИП. С 2019 года более 13 млн. физических лиц применяют данный режим, по данным ФНС России.
Главные преимущества НПД: самозанятые лица освобождаются от уплаты НДФЛ, НДС, страховых взносов, причем уплачивают только налог на профессиональный доход, величина которого исчисляется в приложении, снижая риски неполного отражения доходов или налога к уплате. Низкие ставки - 4% (реализация физическим лицам) и 6% (реализация организациям, индивидуальным предпринимателям) также являются позитивным фактором. Налоговую декларацию подавать не нужно. Отметим, что при применении НПД можно заниматься любыми видам деятельности, кроме тех, которые прямо запрещены Законом (ч. 2 ст. 4 Закона N 422-ФЗ).
По мнению Смирновой Елены Евгеньевны, к.э.н., доцента, советника налоговой службы II ранга, доцента кафедры налогов и налогового администрирования, ведущего научного сотрудника Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в настоящее время, особенно с учетом введения прогрессии при исчислении НДФЛ, возрастает интерес к привлечению самозанятых лиц к сотрудничеству.
Безусловно, введение нового налогового режима привлекло интерес организаций к заключению договоров с самозанятыми, чтобы не уплачивать страховые взносы с выплат и не выступать налоговыми агентами по НДФЛ. При этом в п. 1 ст. 4 вышеуказанного закона установлены ограничения для перехода на режим (максимальная величина дохода – 2,4 млн. руб. в текущем календарном году, отсутствие сотрудников по трудовому договору, применение налоговой ставки 6% при заключении договоров с организациями и т.д.), следовательно, необходимо контролировать эти ограничения не только плательщикам НПД, но и их контрагентам – в противном случае им придется уплачивать штраф по ст. 123 НК РФ за неудержание и неуплату НДФЛ. Кроме того, если не будет выдан чек, организация не сможет учесть расходы в целях налогообложения прибыли.
Однако налоговые органы выявляют налоговые схемы с участием самозанятых, обосновывая трудовой характер отношений (соответственно, доначисляя НДФЛ и страховые взносы «фиктивному самозанятому»), если выявлены все или несколько обстоятельств:
- продолжительность или постоянство работы самозанятого с организацией – 3 и более месяца подряд;
- единственный источник дохода и признаки зарплаты: показатели оцениваются исходя из сформированных самозанятыми чеков с одним и тем же заказчиком-работодателем на протяжении всего времени работы самозанятого;
- массовая постановка на учет и массовые регистрации дохода. Это может указывать на то, что заказчик работ (работодатель) организовал регистрацию работников в качестве самозанятых. Особенно подозрительно, если при регистрации был использован один адрес электронной почты для всех работников, а для формирования чеков применяется одно техническое средство;
- наличие групповых переходов в другую организацию, но уже в качестве самозанятых. При этом одна компания подконтрольна другой;
- периодичность выплат: если выплаты самозанятому ежемесячные и компания-заказчик утверждает, что эти переводы средств правомерно производятся в рамках ГПД, это нужно подтвердить актами на выполненные работы. Иначе налицо подмена трудовых отношений;
- прямое нарушение «самозанятых» правил (сотрудничество с «работодателями»).
Организации успешно оспаривают доначисления, если:
- в найме самозанятых есть экономический смысл (постановление 18-го арбитражного апелляционного суда от 28.12.2023 № А76-19694/2023), т.е. нет потребности в постоянных работниках;
- в штате специалисты такого профиля не нужны (постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.10.2023 № А40-7588/2023) – специалисты требовались для выполнения разового задания;
- в договорах были обозначены четкие временные рамки и определены конкретные расценки за услуги (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2024 № А35-10768/2022) – исполнители требовались на определенный срок.








