Введение новой системы оплаты труда для работников бюджетной сферы в 2008 году стало поворотным моментом в регулировании заработной платы в государственных учреждениях. Эта реформа, предоставившая возможность каждому отдельному учреждению самостоятельно определять условия оплаты труда, дала начало серьезным различиям в уровне вознаграждения даже для одних и тех же профессий. Этот феномен наблюдается как внутри различных типов бюджетных организаций, так и между регионами нашей страны.
Ранее действовавшая система — Единая тарифная сетка — обладала рядом неоспоримых преимуществ. Она гарантировала минимальный уровень заработной платы для однотипных профессий, что позволяло обеспечивать относительную стабильность и предсказуемость доходов работников. Однако произошедшие изменения в системе привели к колебаниям в окладах.
Существующая проблема некоторого занижения базового оклада для ряда профессий, требует комплексного подхода, считает доцент кафедры психологии и управления человеческим капиталом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Анастасия Буянова. Восстановление баланса в структуре зарплаты является ключевой задачей: оптимальным соотношением выглядит 70% на базовый оклад и 30% на премии и другие переменные выплаты. Это поможет не только устранить заметные различия в доходах работников одной профессии в разных регионах, но и обеспечить более справедливое и прозрачное распределение бюджетных средств.
Но возврат к советской системе «Сетки» был бы нецелесообразен. Необходимо учитывать, что каждая профессия обладает своей спецификой. Особое внимание следует уделить педагогическим работникам, для которых важно, чтобы тарифная сетка имела элементы стимулирования. Это, в свою очередь, может содействовать улучшению качества образования, что так актуально в наше время. Тщательно проработав количество разрядов по квалификациям педагогов, можно достичь справедливости в их вознаграждении, что окажет положительное влияние на всю систему образования.
Наивысшие номинальные зарплаты установлены в удаленных северных регионах – Чукотском автономном округе (158 тысяч рублей в месяц) и Ямало-Ненецком автономном округе (145 тысяч), а также в столице России, Москве (136 тысяч рублей). Наименьшие зарплаты зафиксированы в Ингушетии (36 тысяч рублей) и Чечне (37 тысяч рублей). В среднем по России в 2023 году начисленная зарплата составила 73,7 тысячи рублей, что на 14,1% выше, чем в 2022 году в номинальном выражении, а в реальном – на 7,8%
В то же время, невысокие зарплаты наблюдаются среди ряда профессий: учителя получают от 15 тысяч рублей в месяц, воспитатели детских садов – от 11 тысяч, дворники – от 15 до 20 тысяч, младший медицинский персонал – от 15 до 22 тысяч, а грузчики – от 20 до 30 тысяч рублей .Такие зарплаты объясняются несколькими факторами, включая ограниченное финансирование этих сфер. Согласно отчету Минпросвещения о состоянии системы образования в регионах за 2024г., опубликованному 29 января 2025г. были представлены статистические результаты по наиболее низким и высокими зарплатам учителей в регионах (таблица 1)
Таблица 1 – Регионы с самой низкой и высокой заработной платой учителей
Регионы с самой низкой заработной платой (руб.) |
|
Ингушетия |
31 125 |
Чечня |
34 486 |
Карачаево-Черкесия |
37 097 |
Дагестан |
38 133 |
Мордовия |
40 095 |
Северная Осетия |
40 411 |
Пензенская область |
42 815 |
Крым |
45 058 |
Кабардино-Балкария |
45 735 |
Башкирия |
45 867 |
Регионы с самой высокой заработной платой (руб.) |
|
Чукотка |
192 414 |
Ямало-Ненецкий автономный округ |
170 830 |
Магаданская область |
160 125 |
Москва |
143 820 |
Сахалинская область |
143 124 |
Ненецкий автономный округ |
131 119 |
Ханты-Мансийский автономный округ |
124 967 |
Камчатка |
121 432 |
Саха (Якутия) |
115 819 |
Как видно из таблицы, разница в регионах значительная.
Уже с мая 2025 года в Российской Федерации разворачивается достаточно масштабная реформа, которая касается системы оплаты труда сотрудников бюджетных учреждений. Целью такой реформы является повышение социальной стабильности, а также повышение доверия к власти. Более того, в рамках предлагаемых нововведений, планируется переход от конкуренции в бюджетном секторе и переход к централизованному контролю со стороны федеральных органов власти.
При этом можно отметить, что реформа частично использует опыт Германии, где оклады госслужащих привязаны к федеральной тарифной сетке, а также Казахстана, где поэтапное выравнивание зарплат учителей началось уже с 2020 года. При этом в России ситуация сложнее из-за географического масштаба и зависимости регионов от состояния экономики.
Реформа 2008 года привела к тому, что заработная плата стала определяться тремя компонентами – оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. При этом руководители бюджетных учреждений могли свободно распределять части фонда оплаты труда. Такой подход предполагал, что мотивация сотрудников будет расти, ведь чем выше их производительность – тем выше их заработная плата, которая будет включать в себя преимущественно компенсационные и стимулирующие выплаты.
К концу 2024 года власти объявили о реформе системы оплаты труда работников бюджета, намереваясь внедрить новую модель сначала в тестовых регионах. Первоначальными участниками программы станут преподаватели из Удмуртии, Владимирской и Сахалинской областей, а также врачи из Якутии, Кургана и Липецка.
Среди запланированных изменений:
• Увеличение фиксированной части зарплаты до 50–70% от общего дохода;
• Установление минимального оклада: для врачей — не менее 2,5 МРОТ, для среднего медицинского персонала — 2 МРОТ, младшего — 1,5 МРОТ;
• Запрет на различия в окладах для сотрудников на одной и той же должности, независимо от квалификационной категории;
• Введение четких критериев для назначения компенсационных и стимулирующих выплат, а также определение ограниченного перечня таких выплат.
Предполагается, что унификация оплаты труда может положительно сказаться на атмосфере в коллективах и устранить причины для конфликтов.
На сегодняшний день Правительство утвердило федеральные минимальные оклады для ключевых профессий:
- Учителя – от 50 тыс. руб. (с учетом регионального коэффициента).
- Врачи – от 70 тыс. руб., медсестры – от 45 тыс. руб.
- Научные сотрудники – от 60 тыс. руб.
Регионы могут повышать, но не снижать эти значения.
Также планируются к введению четкие нормы рабочего времени (например, для педагогов – не более 36 часов в неделю, включая методическую работу). Надбавки за категорию, стаж и результаты работы теперь будут составлять до 50% от оклада (ранее – до 30%).
Штатное расписание должно согласовываться с Минтрудом, чтобы избежать массовых увольнений «для выполнения показателей». Более того, станет запрещено переводить сотрудников в «неуказные» категории без их согласия. Зарплаты бюджетников будут расти на 2–3% выше официальной инфляции (в 2025 году – на 8–9%).
Положительным моментом данной формы можно отметить:
- Снижение дифференциации между регионами (например, разрыв в зарплатах учителей сократится с 3 до 1,5 раз).
- Рост доходов низкооплачиваемых категорий (младший медперсонал, соцработники).
- Уменьшение «утечки кадров» из бюджетной сферы в коммерческий сектор.
Однако, несмотря на положительные аспекты, существуют также и риски:
- Дефицит финансирования в дотационных регионах (например, в Дагестане или Туве потребуются дополнительные субсидии).
- Бюрократизация – новые требования к отчетности могут увеличить нагрузку на администрации учреждений.
- Недостаточный рост для высококвалифицированных специалистов (например, врачей узкого профиля).
Реформа рассчитана на 2025–2030 годы и существенно улучшит положение 15 млн. бюджетников. По мнению Анастасии Буяновой, ее итоги во многом зависят от:
- экономического роста;
- эффективности межбюджетных трансфертов;
- обратной связи от профессиональных сообществ.
Следовательно, реформа 2025 года – шаг в правильном направлении, но ее успех зависит от исполнения на местах. Главный вопрос – смогут ли регионы сохранить качество услуг при новых финансовых условиях.
Реформа 2025 года – наиболее радикальная перестройка системы оплаты труда бюджетников за 20 лет. Ее успех зависит от гибкости региональных властей, поддержки со стороны профессиональных сообществ, а также отсутствия новых глобальных кризисов.
Финансовое обеспечение реформы строится на сочетании нескольких источников. Для экономически сильных регионов основная нагрузка ложится на региональные бюджеты, тогда как субъекты Федерации с ограниченными финансовыми возможностями получают дополнительные субсидии из федерального центра. Особое внимание уделяется территориям с наиболее сложной экономической ситуацией - для них предусмотрены переходные периоды до 2027 года, в течение которых допускается поэтапное введение новых стандартов оплаты труда. При этом важным элементом реформы стала индексация заработных плат бюджетников с опережением уровня инфляции - в 2025 году рост доходов этой категории работников составил 8-9% при официальной инфляции около 6%.
Анастасия Буянова,
доцент Кафедры психологии и управления человеческим капиталом Финансового университета при Правительстве Российской Федерации