Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

08 октября 2025

Эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Тихонина Дина Сергеевна рассмотрела вопрос о важности и необходимости наставничества на работе для новых сотрудников в адаптационный период.

В первую очередь стоить подчеркнуть, что наставничество на работе является значимым процессом, который помогает новым сотрудникам различных организаций успешнее адаптироваться к рабочей среде, быстрее освоить необходимые компетенции и стать полноценными членами команды.

За последние годы наставничество стало довольно популярным видом рабочей деятельности в компаниях, так как эффективность сотрудников в большей степени увеличивается и производительность организаций повышается.

Хорошим примером в этом вопросе стала компания «МедФарм». Проблема заключалась в сложности обучения новых медицинских представителей и необходимости ускоренного масштабирования команды. По решению руководства была внедрена система «полевого наставничества и «виртуального наставничества», где в первом случае опытные медпредставители брали с собой новичков на встречи с врачами, а во втором случае организовывались еженедельные онлайн-встречи с экспертами головного офиса. По результатам внедрения данной системы наставничества увеличение эффективности визитов составило 27%, а рост удовлетворённости сотрудников 31%.

Помимо компаний, возросла тенденция использования системы наставничества в вузах. Например, Финансовый университет, который активно использует наставничество в своих стенах и с каждым годом улучшает показатели по трудоустройству кадров и организует максимально комфортную среду для своих сотрудников.

Заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации Мельничук Марина Владимировна убеждена в том, что «иметь в жизни наставника – великое счастье». Также Марина Владимировна заявляет, что если вспомнить, как мы рассказываем о своих профессиональных успехах, становится очевидным, что весьма часто мы говорим: «Мне повезло – рядом со мной оказался человек, который объяснил, научил, познакомил …». И очень важно, когда в адаптационный период рядом с тобой будет человек, который скажет: «У Вас обязательно все получится, мы на Вас очень рассчитываем». Хочется, чтобы преподаватель, который пришел в новый для себя вуз, почувствовал, что в нем заинтересованы, что его самосовершенствование и активная жизнь в вузе важны не только для того структурного подразделения, в коллектив которого он вошел, но и для вуза в целом.

В дополнение к этому, Марина Владимировна утверждает, что, когда мы говорим об университете, то, прежде всего, подразумеваем научную, образовательную и развивающую среду, которая априори должна быть эффективной, поскольку таковы предназначение и миссия высшего учебного заведения. Отношения, которые складываются между членами университетского сообщества, регулируются этическими нормами, культурой и традициями, которые существуют в университете. Иногда мы называем это «духом» вуза. И всем, кто работает в Финансовом университете и на Кафедре английского языка и профессиональной коммуникации хочется, чтобы система миропредставления, сведенная в данном случае в более узкий формат, была единой, чтобы корпоративная культура, которая существует в университете, стала тем инструментом, который будет помогать новым преподавателям выстраивать свое профессиональное, личностное, эмоциональное движение только по восходящей траектории.

Преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникация в Финансовом университете при правительстве РФ Атякшева Дарья Александровна поделилась своим опытом наставляемого в первые месяцы работы в вузе. По её словам, то, что в такой важный период на новом рабочем месте рядом с ней был человек, который её регулярно поддерживал и помогал во всём стало для неё большой радостью. Дарья Александровна заявляет: «Система наставничества, несомненно, даёт свои плоды, ощущение комфорта на рабочем месте и осознание того, что ты важен и ценен как сотрудник определённо мотивирует на продуктивную работу и помогает быстрее влиться в рабочий процесс».

Основываясь на положительном отзыве Атякшевой Дарьи Александровны об использовании системы наставничества в вузе, можно сделать небольшой вывод, что наставничество помогает сотрудникам и работодателям быстрее и комфортнее прийти к единому консенсусу, а также успешнее выполнить поставленную цель и миссию образовательного учреждения или любой организации.

Однако, чтобы наставничество реализовалось и применилось успешно  эксперт Дина Сергеевна считает, что необходим определённый процесс подготовки, который можно разделить на несколько этапов.

В первую очередь нужна предварительная подготовка, где создаётся план адаптации на который новые сотрудники могли бы ориентироваться и быстрее влиться в рабочий процесс. Также руководству необходимо чётко и ясно сформулировать цели и задачи для сотрудника, тем самым облегчить начальный этап работы.

Следующим этапом может стать введение в корпоративную культуру. Представление нового сотрудника команде или коллективу поможет  значительно снизить уровень стресса при знакомстве как для нового сотрудника, так и для опытных коллег. Донесение основной миссии и ценностей организации также поможет новому сотруднику легче интегрироваться в корпоративную культуру.

Поддержка и коммуникация несомненно важны в адаптационный период. Регулярные встречи для обсуждения различных вопросов, связанных с трудностями и успехами сотрудника дадут возможность руководству быстрее реагировать на возникающие проблемы. Также важно поддержание открытой и дружеской атмосферы, где новый сотрудник сможет задавать любые вопросы и получать обратную связь. Это позволит создать комфортную обстановку между руководителями и сотрудниками.

Говоря об ещё одном важном шаге в системе наставничества следует упомянуть этап с развитием и обучением. Обеспечение необходимых ресурсов, специализированных курсов и различных стажировок новым сотрудникам поможет работодателю быстрее устроить процесс адаптации и обеспечить своего сотрудника необходимыми навыками для работы. Участие в различных групповых проектах и мероприятиях под руководством старших коллег также сможет оптимизировать скорость усвоения необходимых компетенций новому сотруднику.

В не менее важный этап наставничества важно выдвинуть оценку прогресса нового сотрудника с обратной связью от руководства. Еженедельное или ежемесячное оценивание прогресса позволит быстрее выявить области нуждающиеся в доработке деятельности сотрудника и успешнее прийти к необходимому результату.

Если возникают сложности с реализацией основного адаптационного плана по потребностям нового сотрудника, может возникнуть необходимость в корректировке плана под дополнительные запросы работника. Такая практика не страшна. Напротив, это поможет выявить пункты нуждающиеся в доработке плана, если будет видна в этом чёткая необходимость.

Дина Сергеевна считает, что данная небольшая инструкция может стать ценным инструментом для работодателей всех сфер деятельности, облегчающим и улучшающим рабочий процесс.

В заключении Тихонина Дина Сергеевна приходит к выводу, «что наставничество на работе – это процесс, который требует времени, терпения и внимания». Правильная подготовка и поддержка нового сотрудника в адаптационный период поможет стать ему полноценным членом команды и повысить свою удовлетворённость на рабочем месте. Организации, в свою очередь, смогут повысить свою производительность и уменьшить текучесть кадров. 

Другие новости

04 декабря
Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

04 декабря
Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

04 декабря
Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

04 декабря
Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

04 декабря
Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

04 декабря
Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

04 декабря
Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

04 декабря
Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

04 декабря
Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год