Эксперт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Тихонина Дина Сергеевна рассмотрела вопрос о важности и необходимости наставничества на работе для новых сотрудников в адаптационный период.
В первую очередь стоить подчеркнуть, что наставничество на работе является значимым процессом, который помогает новым сотрудникам различных организаций успешнее адаптироваться к рабочей среде, быстрее освоить необходимые компетенции и стать полноценными членами команды.
За последние годы наставничество стало довольно популярным видом рабочей деятельности в компаниях, так как эффективность сотрудников в большей степени увеличивается и производительность организаций повышается.
Хорошим примером в этом вопросе стала компания «МедФарм». Проблема заключалась в сложности обучения новых медицинских представителей и необходимости ускоренного масштабирования команды. По решению руководства была внедрена система «полевого наставничества и «виртуального наставничества», где в первом случае опытные медпредставители брали с собой новичков на встречи с врачами, а во втором случае организовывались еженедельные онлайн-встречи с экспертами головного офиса. По результатам внедрения данной системы наставничества увеличение эффективности визитов составило 27%, а рост удовлетворённости сотрудников 31%.
Помимо компаний, возросла тенденция использования системы наставничества в вузах. Например, Финансовый университет, который активно использует наставничество в своих стенах и с каждым годом улучшает показатели по трудоустройству кадров и организует максимально комфортную среду для своих сотрудников.
Заведующий Кафедрой английского языка и профессиональной коммуникации в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации Мельничук Марина Владимировна убеждена в том, что «иметь в жизни наставника – великое счастье». Также Марина Владимировна заявляет, что если вспомнить, как мы рассказываем о своих профессиональных успехах, становится очевидным, что весьма часто мы говорим: «Мне повезло – рядом со мной оказался человек, который объяснил, научил, познакомил …». И очень важно, когда в адаптационный период рядом с тобой будет человек, который скажет: «У Вас обязательно все получится, мы на Вас очень рассчитываем». Хочется, чтобы преподаватель, который пришел в новый для себя вуз, почувствовал, что в нем заинтересованы, что его самосовершенствование и активная жизнь в вузе важны не только для того структурного подразделения, в коллектив которого он вошел, но и для вуза в целом.
В дополнение к этому, Марина Владимировна утверждает, что, когда мы говорим об университете, то, прежде всего, подразумеваем научную, образовательную и развивающую среду, которая априори должна быть эффективной, поскольку таковы предназначение и миссия высшего учебного заведения. Отношения, которые складываются между членами университетского сообщества, регулируются этическими нормами, культурой и традициями, которые существуют в университете. Иногда мы называем это «духом» вуза. И всем, кто работает в Финансовом университете и на Кафедре английского языка и профессиональной коммуникации хочется, чтобы система миропредставления, сведенная в данном случае в более узкий формат, была единой, чтобы корпоративная культура, которая существует в университете, стала тем инструментом, который будет помогать новым преподавателям выстраивать свое профессиональное, личностное, эмоциональное движение только по восходящей траектории.
Преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникация в Финансовом университете при правительстве РФ Атякшева Дарья Александровна поделилась своим опытом наставляемого в первые месяцы работы в вузе. По её словам, то, что в такой важный период на новом рабочем месте рядом с ней был человек, который её регулярно поддерживал и помогал во всём стало для неё большой радостью. Дарья Александровна заявляет: «Система наставничества, несомненно, даёт свои плоды, ощущение комфорта на рабочем месте и осознание того, что ты важен и ценен как сотрудник определённо мотивирует на продуктивную работу и помогает быстрее влиться в рабочий процесс».
Основываясь на положительном отзыве Атякшевой Дарьи Александровны об использовании системы наставничества в вузе, можно сделать небольшой вывод, что наставничество помогает сотрудникам и работодателям быстрее и комфортнее прийти к единому консенсусу, а также успешнее выполнить поставленную цель и миссию образовательного учреждения или любой организации.
Однако, чтобы наставничество реализовалось и применилось успешно эксперт Дина Сергеевна считает, что необходим определённый процесс подготовки, который можно разделить на несколько этапов.
В первую очередь нужна предварительная подготовка, где создаётся план адаптации на который новые сотрудники могли бы ориентироваться и быстрее влиться в рабочий процесс. Также руководству необходимо чётко и ясно сформулировать цели и задачи для сотрудника, тем самым облегчить начальный этап работы.
Следующим этапом может стать введение в корпоративную культуру. Представление нового сотрудника команде или коллективу поможет значительно снизить уровень стресса при знакомстве как для нового сотрудника, так и для опытных коллег. Донесение основной миссии и ценностей организации также поможет новому сотруднику легче интегрироваться в корпоративную культуру.
Поддержка и коммуникация несомненно важны в адаптационный период. Регулярные встречи для обсуждения различных вопросов, связанных с трудностями и успехами сотрудника дадут возможность руководству быстрее реагировать на возникающие проблемы. Также важно поддержание открытой и дружеской атмосферы, где новый сотрудник сможет задавать любые вопросы и получать обратную связь. Это позволит создать комфортную обстановку между руководителями и сотрудниками.
Говоря об ещё одном важном шаге в системе наставничества следует упомянуть этап с развитием и обучением. Обеспечение необходимых ресурсов, специализированных курсов и различных стажировок новым сотрудникам поможет работодателю быстрее устроить процесс адаптации и обеспечить своего сотрудника необходимыми навыками для работы. Участие в различных групповых проектах и мероприятиях под руководством старших коллег также сможет оптимизировать скорость усвоения необходимых компетенций новому сотруднику.
В не менее важный этап наставничества важно выдвинуть оценку прогресса нового сотрудника с обратной связью от руководства. Еженедельное или ежемесячное оценивание прогресса позволит быстрее выявить области нуждающиеся в доработке деятельности сотрудника и успешнее прийти к необходимому результату.
Если возникают сложности с реализацией основного адаптационного плана по потребностям нового сотрудника, может возникнуть необходимость в корректировке плана под дополнительные запросы работника. Такая практика не страшна. Напротив, это поможет выявить пункты нуждающиеся в доработке плана, если будет видна в этом чёткая необходимость.
Дина Сергеевна считает, что данная небольшая инструкция может стать ценным инструментом для работодателей всех сфер деятельности, облегчающим и улучшающим рабочий процесс.
В заключении Тихонина Дина Сергеевна приходит к выводу, «что наставничество на работе – это процесс, который требует времени, терпения и внимания». Правильная подготовка и поддержка нового сотрудника в адаптационный период поможет стать ему полноценным членом команды и повысить свою удовлетворённость на рабочем месте. Организации, в свою очередь, смогут повысить свою производительность и уменьшить текучесть кадров.