Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

10 октября 2025

В современной экономике наблюдается рост значения компаний, функцией которых является не производство товаров или владение материальными активами, а организация и оптимизация взаимодействия между независимыми поставщиками и потребителями. Крупнейший оператор на рынке аренды жилья может не владеть объектами недвижимости, ведущий агрегатор медиаконтента – не производить его, а доминирующий сервис пассажирских перевозок – не располагать собственным автопарком. Эта реальность обеспечивается функционированием многосторонних платформ, которые формируют основу новой, платформенной экономики.

Если коротко, платформенная экономика – это экономическая модель, основанная на цифровых платформах, которые соединяют непосредственных производителей товаров или услуг с потребителями.

Проще говоря, платформа – это не продавец, а организатор рынка.

Классический бизнес работает по линейной модели: производитель => продукт => покупатель. Платформа же создает экосистему, где взаимодействуют две или более группы пользователей. Ее цель – не произвести что-то, а обеспечить удобную, быструю и безопасную встречу спроса и предложения.

«Магический двигатель» роста – сетевой эффект. Именно он делает платформы такими мощными. Простой пример: чем больше водителей подключается к Яндекс Такси, тем быстрее приезжает машина для пассажира. А чем больше пассажиров пользуется сервисом, тем выгоднее работать водителям. Эта самоподдерживающаяся петля роста и есть главное оружие платформ.

В России платформенная экономика переживает бурный рост, несмотря на все внешние вызовы. Вот как это выглядит в цифрах:

Согласно исследованию НИУ ВШЭ, доля россиян, хотя бы раз зарабатывавших с помощью цифровых платформ, достигает 8-10% взрослого населения. Это миллионы людей, которые работают курьерами Яндекс Лавка и Самокат, водителями в Ситимобил, выполняют заказы на YouDo (Юду) и Kwork (Кворк).

Около 40% россиян регулярно пользуются услугами такси через приложения, а доля онлайн-заказов еды и продуктов выросла в разы за последние годы. Ozon и Wildberries стали не просто маркетплейсами, а инфраструктурой повседневной жизни для десятков миллионов человек.

По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Сбер, объем рынка Интернет-торговли в России в 2023 году превысил 6 трлн рублей.

По итогам первого квартала 2025 года объем рынка Интернет-торговли вплотную приблизился к показателям всего 2023 года. При этом доля электронной коммерции в общем объеме розничного товарооборота России составила 16,2%.


Значительная часть этих денег прошла через платформы, которые предоставили малому и среднему бизнесу готовую инфраструктуру для продаж – от витрины и платежного шлюза до логистики и маркетинга.

Почему она меняет мир? Как считает доцент кафедры бизнес-информатики Финансового университета при Правительстве РФ Альбина Хатмулловна Шелепаева, в экономике произошли три фундаментальных сдвига:

1. Дематериализация активов и рост эффективности.

Платформы доказали, что для предоставления услуги не обязательно владеть активами. Зачем покупать тысячи автомобилей, если можно создать приложение, которое соединит водителей с их личными машинами и пассажиров? Этот принцип радикально повышает эффективность использования ресурсов. Простаивающая машина, пустующая квартира или свободное время специалиста теперь могут быть монетизированы. Платформа Avito, например, превратила каждый дом в потенциальный комиссионный магазин, сократив транзакционные издержки на продажу ненужных вещей практически до нуля.

2. Рождение «Гиг-экономики» и трансформация рынка труда.

Платформы создали новый тип занятости – гибкий, проектный, основанный на задачах (gigs). С одной стороны, это дает невиданную ранее свободу: человек сам решает, когда и сколько работать. С другой – это порождает вызовы: отсутствие социальных гарантий, нестабильный доход и правовая неопределенность. Государства, включая Россию, сейчас находятся в процессе поиска баланса между гибкостью для платформ и защитой для «цифровых работников».

3. Перехват клиентов и изменение бизнес-моделей целых отраслей.

Платформы атакуют традиционный бизнес, «отключая» его от конечного потребителя. Например, агрегатор доставки еды СберМаркет или Yandex Food становится главным интерфейсом общения с клиентом для сотен ресторанов. Платформа знает предпочтения пользователя, его историю заказов и может сама предлагать ему варианты. В этой схватке за клиента побеждает тот, кто владеет платформой, а не тем, что на ней продается. Именно поэтому такие гиганты, как Сбер, активно строят свои экосистемы, стремясь охватить все аспекты жизни клиента – от финансов и развлечений до доставки еды и медицинских услуг.

Платформенная экономика – не панацея. Она порождает серьезные вопросы:

К чему приведет монополизация рынка, т.к. сетевой эффект естественным образом ведет к доминированию одного-двух игроков на рынке.

Кто владеет и/или будет владеть данными о транзакциях и поведении пользователей? Как будет обеспечиваться их конфиденциальность?

Как осуществлять налогообложение на доходы в Гиг-экономике? Как защитить права работников?

Платформенная экономика – это не просто технологический тренд. Это системный сдвиг, который меняет саму ДНК рынка: от владения активами – к владению связями, от линейных цепочек – к сетям, от долгосрочного найма – к проектной работе. Россия активно встроилась в этот тренд, породив своих технологических чемпионов. Будущее будет за теми бизнесами и людьми, которые поймут эти новые правила и научатся не просто существовать в мире платформ, а создавать их и эффективно ими пользоваться. Меняется не просто способ покупки такси или пиццы – меняется логика всей экономики.

Другие новости

04 декабря
Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

Цифровые инструменты на службе повышения экономической эффективности

04 декабря
Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

Умный город – будущее городской инфраструктуры и роль искусственного интеллекта

04 декабря
Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

Роботы-консультанты в праве: может ли ИИ заменить первичную юридическую консультацию

04 декабря
Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

Преференциальная торговля в рамках санкционного давления 2025

04 декабря
Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

Персонализация маркетинга с помощью искусственного интеллекта и новый стандарт для маркетплейсов

04 декабря
Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

Налоговая система Российской Федерации и ее интеграция в международные налоговые отношения с дружественными странами в новых экономических условиях

04 декабря
Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

Разрыв шаблонов: мозговой штурм VS мозговой штиль

04 декабря
Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

Исламский банкинг как фактор диверсификации финансовых инструментов лизингового рынка России

04 декабря
Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Зелёная премия: где заканчивается устойчивость и начинается иллюзия

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год