Решением Совета по научной деятельности от 22 октября 2021 г. научно-педагогическая школа «Философско-цивилизационные проблемы в эпоху глобализации» переименована в научно-педагогическую школу «Фундаментальные основы российской цивилизации и глобальный мир».
История и деятельность научной школы
Научная школа «Философия глобализации» сформирована на базе кафедры «Философия» Финансового университета и утверждена Ученым советом Финуниверситета 28 марта 2014 года.
Первым руководителем научной школы был доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия», первый вице- президент Российского философского общества Александр Николаевич Чумаков, заместителем руководителя - доктор философских наук, профессор Аза Давидовна Иоселиани. Школа стала ведущим научным объединением, выполняющим научно-исследовательские работы по направлению «Философия глобализации», в составе которого доктора и кандидаты наук. Основными принципами деятельности научной школы со дня образования по настоящее время являются научность, системность, перспективность, профессионализм, публичность, сотрудничество, прикладной характер и результативность исследований. В рамках научной школы был учрежден постоянно действующий семинар, на заседания которого приглашались известные ученые в области глобалистики.
В 2019 г. школа была обновлена, утверждена Ученым советом Финуниверситета 14.06.2019 г. (Протокол №37) и получила название «Научно-педагогическая школа «Философско-цивилизационные проблемы в эпоху глобализации». Руководителем научной школы стал доктор философских наук, профессор Анатолий Васильевич Деникин.
Результаты деятельности научной школы отражаются в опубликованных научных работах (монографиях, статьях в российских рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, в зарубежных научных журналах, индексируемых иностранными организациями (Scopus, Web of Science и др.), учебниках и учебных пособиях и других изданиях, включая электронные), в выступлениях на научных мероприятиях («круглых столах», симпозиумах, конференциях, семинарах и т.д.), результатах выполнения научно-исследовательских работ.
Цель деятельности научной школы - создание нового научного знания, актуального для теории и практики философии глобализации, и на этой основе - развитие научного потенциала Финансового университета, обеспечение преемственности поколений в научном сообществе, обеспечение интеграции науки и образования.
Деятельность научной школы направлена на решение следующих основных задач:
- Выполнение коллективом научных школ фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по заказу органов государственной власти, российских и
- Зарубежных организаций;
- Создание условий для более полного развития творческих способностей членов научных школ;
- Участие в подготовке научных и научно-педагогических кадров;
- Обеспечение преемственности поколений в науке и развитие научного потенциала Финансового университета;
- Повышение эффективности взаимодействия членов научных школ в области научно-исследовательской деятельности;
- Помощь в становлении научных интересов молодых ученых Финансового университета, привлечение их к научно-исследовательской деятельности;
- Участие в развитии учебно-методического обеспечения учебных дисциплин в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.
Актуальность исследований научной школы
Исследование процессов глобализации проводится с помощью логико-философского анализа, сценарного, диалектического и др. методов научного поиска. Актуальность философской рефлексии глобализации и проблем, связанных с ней выражается в «пошаговом» обосновании следующих проблем:
- Во-первых, важно иметь четкое и адекватное представление о том, что являет собою глобализация, которая в последние десятилетия стала очевидной объективной реальностью и неотъемлемой частью общественной жизни как мирового сообщества в целом, так и отдельных стран и народов, в частности.
- Во-вторых, поскольку влияние глобализации на формирование нового облика современного мира неоспоримо, а историческое развитие в силу действия субъективных факторов вариативно, необходимо иметь представление о наиболее вероятных сценариях общественного развития, чтобы принимать выверенные и оптимальные решения в практической деятельности.
- В-третьих, социально-философский проект исследования глобализации позволяет использовать не только методологические традиции, но и методологические тенденции современной науки, направленные на такой сверхсложный объект, как современное общество. Применение научной методологии в ее современном облике позволяет через эмпирические нюансы глобальных процессов увидеть их единство, выстроить теоретическую гипотезу, обладающую такими свойствами всеобщности, которые раскрывает только философия.
- В-четвертых, продуктивное осмысление глобальных изменений, придавших миру качественно другой облик, требует адекватного сложному объекту понятийного аппарата, с применением которых будет раскрыта суть современной глобализации, проанализированы когнитивные, аксиологические системы и динамика разворачивания процессов глобализации. Актуальна также выработка социально взвешенных позиций и стратегии выживания в глобальном мире, выяснение направлений процессов глобализации, а также прогнозирование сценариев будущего развития.
Тематика научных исследований
- Глобалистика как особая сфера междисциплинарного знания;
- Методологическая база и мировоззренческие аспекты глобалистики;
- Системный подход как способ решения сложных проблем глобализации;
- Культурно-цивилизационная обусловленность глобализации;
- Сущность современной глобализации и экспликация «нового облика» мира;
- Объективные основания реальной глобализации;
- Глобализация как причина и важнейшая составляющая нового облика мира;
- Глобальное управление миром: задачи, реалии и перспективы;
- Возможные сценарии общественного развития в контексте мировых тенденций;
- Возможные сценарии гуманизации производства и потребления в процессе глобальных трансформаций;
- Проблема языка в условиях глобализации и перспективы развития русского языка;
- Трансформация обыденного сознания и социокультурная динамика техногенной цивилизации;
- Особенности и механизмы трансформации сознания личности в условиях глобализации (применительно к современной России);
- Перспективы обновления духовных ценностей российского общества в условиях глобализации;
- Роль религиозного фактора и трансформаций фундаментализма в глобализирующемся мире;
- Трансформация идеи патриотизма в системе общечеловеческих ценностей в эпоху глобализации;
- Особенности трансформации идеи патриотизма в системе ценностей Российского общества в эпоху глобализации;
- Влияние глобализации на формирование универсальных принципов современной демократии;
- Возможные сценарии эволюции гражданского общества в постсоветском пространстве и России;
- Вызовы глобализации и возможности оптимизации образования в современной России;
- Основные тенденции внедрения инновационных методов образования;
- Возможности оптимизации системы образования с использованием IT-технологий в условиях глобализации;
- Основные принципы и подходы к исследованию глобальных процессов;
- Понятийная экспликация, смысл ключевых понятий: Глобализация, Глобальные проблемы, Глобалистика;
- Социокультурные, экономические, политические аспекты процессов глобализации в современном мире и системный характер их отношений;
- Масштабы, характер и взаимообусловленность глобальных и локальных мировоззренческих, политических и духовных трансформаций под влиянием
- глобализации;
- Фундаментальные идеологические основы процессов интеграции в современном мире и характерные явления глобализации;
- Социокультурные и антропологические основания глобализации;
- Возможные риски и проблемы, связанные с глобализацией в социальной и экономической сферах жизни общества. Сценарии развития в XXI веке;
- Роль человеческого фактора в процессах глобализации;
- Особенности развития информационно-коммуникативной сферы в глобальном мире;
- Техносфера как результат и средство глобализации;
- Духовное развитие личности в глобальном информационном обществе: императивы и детерминанты;
- Философские основания решения управленческих задач на региональном и глобальном уровнях;
- Особенности национальных, региональных и мировых стратегий общественного развития;
- Современные проблемы управления общественным развитием с целью оптимизации экономических и политических решений в условиях глобализации;
- Механизмы трансформации общественного идеала в условиях глобализации