Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

13 октября 2025

Тенденции налогового потенциала экономических индикаторов 2025

В условиях сложной геополитической ситуации государству необходимо увеличивать расходы консолидированного бюджета страны, в целях сохранения государственного суверенитета, национальной безопасности и поддержки достойного уровня жизни граждан страны. Данное обстоятельство обуславливает необходимость наращения доходных статей бюджета для обеспечения государственных нужд, в том числе за счет налогового потенциала и резервов хозяйствующих субъектов в отраслях и сегментах народного хозяйства экономики. Анализируя сложившуюся ситуацию, в текущем году, Валерий Иванович Хоружий, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации отмечает, что налоговый потенциал экономики демонстрирует положительную тенденцию роста экономических индикаторов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, которые увеличились на два триллиона рублей за семь месяцев текущего года.

За семь месяцев текущего года экономика государства получила следующие налоговые индикаторы:

  • прибыль организаций составила – 8,5 трлн. рублей (прирост – 4,5%);

  • доходы организаций в первом квартале превысили аналогичный период предыдущего года и составили 254,6 трлн. рублей (прирост +41,1%);

  • объем налогооблагаемых доходов населения составил 34,1 трлн. рублей (прирост + 12,6%).

Драйвером роста послужило увеличение фонда оплаты труда порядка 15% по статистическим данным Росстата за семь месяцев 2025 года и структурное изменение по ставкам налога на доходы физических лиц с 1 января 2025 года.

Также Валерий Иванович Хоружий, доктор экономических наук, профессор кафедры налогов и налогового администрирования Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, считает, что существенный вклад в поступления налоговых и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации в 2025 году внес прирост малого и среднего бизнеса за счет увеличения зарегистрированных индивидуальных предпринимателей в объеме 4724 тыс. ед. (прирост +14,4%).

Прирост числа индивидуальных предпринимателей в текущем году обусловлен несколькими факторами, среди которых:

  • развитие цифровых сервисов и маркетплейсов. Они позволяют запустить бизнес буквально за несколько дней, что сделало предпринимательство более доступным для граждан;

  • увеличение доходов населения. Это приводит к развитию сферы услуг, а также активному вовлечению в предпринимательство благодаря специальным курсам;

  • меры государственной поддержки. Действующие программы субсидирования, налоговые льготы и облегчённые процедуры регистрации делают открытие собственного бизнеса доступным для широкого круга граждан;

  • уход иностранных компаний с российского рынка. Это привело к образованию новых ниш, которые активно заполняют отечественные предприниматели;

  • упрощённая форма ведения предпринимательской деятельности. Она обеспечивается за счёт специальных налоговых режимов и сокращённой отчётности для ИП, более простого процесса закрытия и открытия бизнеса.

Высокий темп активности показал прирост количества регистрации самозанятых. Этот показатель вырос до 14089 тыс. ед. (прирост +28,3%).

Прирост числа самозанятых в текущем периоде 2025 года обусловлен несколькими факторами:

  • рост финансовой грамотности населения. Самозанятость считают одним из доступных способов начать свой бизнес;

  • спрос на отечественные товары и услуги. Самозанятые стали востребованными подрядчиками в ряде отраслей — от маркетинга и IT до курьерской доставки и обучения;

  • упрощённая процедура оформления. Регистрация в качестве самозанятого не требует административных барьеров, проверок и отчётности;

  • поддержка от государства. Правительство предоставляет самозанятым различные льготы и преференции, например систему добровольного страхования на случай временной нетрудоспособности, льготное кредитование, имущественную поддержку;

  • политика по сокращению теневой занятости. Официальный статус самозанятого позволяет самостоятельно формировать пенсионные накопления, получать доступ к льготному финансированию бизнеса и получать прочие преимущества;

  • удобство такого статуса. Часто граждане используют режим самозанятого в качестве подработки к основной занятости.

Рекордный показатель по итогам восьми месяцев текущего года составила численность малых и средних предприятий в Российской Федерации, которая составила 6469 тыс. ед. (прирост + 2,8%).

На темпе роста малого и среднего предпринимательства сказалось расширение линейки льготных программ для бизнеса, в том числе поддержка высокотехнологичных компаний, предприятий станкостроения и робототехники, туризма и лёгкой промышленности, реализации ресурсо- наукоемких проектов, в том числе в разработке и создании беспилотных летательных аппаратов, реализации космических программ, а также резидентов особых экономических зон и моногородов, доступность финансирование для бизнеса, что является важной составляющей в условиях, высокой ключевой ставке.

Необходимо отметить существенный рост налогоплательщиков, присоединившихся к национальной системе налогового мониторинга разработанной Федеральной налоговой службой, которая призвана обеспечивать особый вид налогового контроля на добровольной основе для налогоплательщика. Данная форма взаимодействия налогоплательщика как крупного, так и среднего бизнеса с ФНС предполагает автоматический обмен информацией бухгалтерского и налогового учета, что существенно повышает контроль за достоверным исчислением и уплатой налогов и налогоплательщик в лице налогового органа фактически получает бесплатного аудитора в части требований ст. 105.26 Налогового кодекса.

Таким образом количество компаний участвующих в налоговом мониторинге за семь месяцев 2025 года составило 737 ед. (прирост + 29,8%).

Итоги тенденций развития налоговых индикаторов экономики текущего года демонстрируют устойчивый прирост по сравнению с предыдущим периодом, что говорит о высокой эффективности действующей налоговой системе государства в условиях мобилизационной экономической ситуации, внутренних резервах налогового мониторинга, устойчивости бюджетного потенциала Российской Федерации.

Другие новости

15 октября
Языковые барьеры как фактор снижения международной торговли

Языковые барьеры как фактор снижения международной торговли

15 октября
Этика использования ИИ: как предотвратить списывание и плагиат и развить критическое мышление у студентов

Этика использования ИИ: как предотвратить списывание и плагиат и развить критическое мышление у студентов

15 октября
«Чёрная пятница» с тёмной стороны или Охота на покупателя

«Чёрная пятница» с тёмной стороны или Охота на покупателя

15 октября
Цифровой рубль как инструмент трансформации денежно-кредитной системы России

Цифровой рубль как инструмент трансформации денежно-кредитной системы России

15 октября
Обнаружение фишинга с помощью ИИ

Обнаружение фишинга с помощью ИИ

15 октября
Специалист по PR в медиа: симбиоз или конфликт?

Специалист по PR в медиа: симбиоз или конфликт?

15 октября
Рынок альтернативных инвестиций 2025 от вина и искусства до NFT и кроссовок

Рынок альтернативных инвестиций 2025 от вина и искусства до NFT и кроссовок

15 октября
Результативность риск-ориентированного подхода при организации налогового контроля налогоплательщиков

Результативность риск-ориентированного подхода при организации налогового контроля налогоплательщиков

15 октября
Программа долгосрочных сбережений граждан: налоговые меры стимулирования вложений

Программа долгосрочных сбережений граждан: налоговые меры стимулирования вложений

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год