«То, что ты ищешь, тоже ищет тебя»
Джалаладдин Руми
Международная мобильность студентов уже десятилетиями является отличительной чертой высшего образования, поскольку расширяет учебный опыт обучающихся, способствует культурному обмену и предоставляет глобальные карьерные возможности. Однако в 2020-х годах ситуация с мобильностью студентов претерпевает изменения. Новые технологические достижения, изменения в политических курсах разных стран, социально-экономические преобразования, геополитическая напряженность и, конечно же, влияние пандемии COVID-19 сделали мобильность студентов более доступной — благодаря цифровым платформам, — и одновременно более сложной — из-за усиления регулирования и конкуренции.
Высшие учебные заведения, по мнению Ларисы Миляевой, доцента Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидата филологических наук, весьма чувствительны к различным изменениям в экономике и социо-политике. Параллельно с изменениями в геополитическом ландшафте наблюдается рост «интернационализации» высшего образования, что характеризуется расширением международного набора студентов, созданием региональных альянсов, обновлением схем академической мобильности и созданием кампусов и международных филиалов.
Ландшафт студенческой мобильности не является стабильной переменной; он подвержен изменениям и динамическому развитию. Количество международных студентов, участвующих в академической мобильности, за последние десятилетия резко выросло — примерно с 3 миллионов в 2014 году до более чем 4,6 миллиона в 2022 году только в странах ОЭСР (согласно отчету стран ОЭСР по вопросам образования и студенческой мобильности в марте 2025). И это не просто цифры, говорящие об увеличении количества студентов, участвующих в программах мобильности, но и данные, свидетельствующие также о разнообразии направлений и форм мобильности. Международное образование больше не является прерогативой нескольких развитых стран или элитных студентов. Современная студенческая мобильность включает весьма широкий круг отправляющих стран, а также характеризуется возникновением нового круга принимающих стран. Так, например, к ведущим странам, с высокой степенью мобильности студентов, таких как Китай и Индия сейчас присоединились такие страны, как Нигерия, Гана, Афганистан и Узбекистан, демонстрируя быстро растущий исходящий поток мобильности. Традиционные направления обучения, такие как США, Великобритания, Канада и Австралия («Великая четвёрка»), все еще остаются ведущими, однако новые страны, такие как Сингапур, ОАЭ, Россия, Турция и Япония, становятся привлекательными альтернативами.
Рассмотрим основные ключевые тенденции, которые влияют на международную мобильность студентов и формируют ее траектории на современном этапе.
Прежде всего, как отмечает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации, кандидат филологических наук Лариса Миляева, это политические сдвиги и геополитические изменения, которые выражаются в изменении визовых требований и регулировании иммиграционных потоков.
Многие традиционные академические направления студенческой мобильности — США, Великобритания, Канада и Австралия — ввели более строгие визовые правила, повышенные финансовые требования и даже ограничения (квоты) на количество зачисляемых иностранных студентов. Эти изменения в основном обусловлены экономическими соображениями и приоритетами национальной безопасности. В результате поток иностранных студентов в эти страны сократился.
Из современных исследований становится ясным, что геополитическая напряженность вызвала смещение интереса от стран «Большой академической четверки» (США, Великобритания, Канада, Австралия) в сторону новых азиатских образовательных центров (Япония, Китай, Южная Корея). Эти новые направления являются привлекательными для студентов благодаря доступной плате за обучение, простым визовым процедурам, программам на английском языке и возможностям трудоустройства после учебы. Страны Азии осуществляют стратегические инвестиции, не только с учетом развития рынка, но, и для того, чтобы стать ведущими образовательными направлениями. В это же время США сталкиваются с проблемами, связанными с правами на работу после обучения и внутренней политической риторикой, что делает их менее привлекательными для некоторых студентов.
Нельзя не упомянуть и пандемию COVID-19, которая ускорила цифровизацию и онлайн-обучение, что изменило традиционные модели мобильности. Пандемия COVID-19 нанесла беспрецедентный удар по мобильности международных студентов. Закрытие границ, массовые запреты на поездки и закрытие университетских кампусов в 2020 году остановили поток студентов между странами. Основные направления обучения пережили резкое снижение числа иностранных студентов, приехавших на обучение, при этом целые учебные группы откладывали, отменяли или переносили планы на обучение за границей.
Одним из ключевых последствий пандемии считается резкое снижение физической мобильности: практически полное прекращение очных обменных программ и программ обучения за границей. Многие студенты не смогли начать или продолжить обучение за рубежом из-за логистических ограничений, задержек с обработкой виз и продолжающихся рисков для здоровья.
Тем не менее следует отметить и позитивные изменения, связанные с пандемией: это расширение виртуального и гибридного обучения. Университеты быстро внедрили онлайн-платформы и виртуальные обменные программы в ответ на ограничения, чтобы поддерживать связь и вовлеченность студентов. Эти альтернативы обеспечили непрерывность международного образования, но не смогли полностью заменить академические, культурные и социальные преимущества физической мобильности. Цифровые программы воспринимались многими студентами как несовершенная замена очного обучения и социального взаимодействия в рамках студенческих кампусов.
В результате всех изменений и новых тенденций студенческая мобильность претерпела ряд изменений:
- студенты теперь отдают предпочтение странам со стабильными, прозрачными и дружественными к студентам иммиграционными режимами;
- университеты активно инвестируют в цифровой подбор студентов, гибридные программы и международные партнерства, чтобы компенсировать снижение числа зачисленных студентов;
- появляются новые центры студенческой мобильности: страны с упрощенными визовыми процедурами и сильной поддержкой международных выпускников становятся новыми лидерами в международной мобильности студентов.
Итак, подведем итоги! Ключевыми факторами в развитии мобильности студентов являются изменения в геополитике и экономике. По мере того как национальные правительства уделяют приоритетное внимание внутренней безопасности, экономической устойчивости и стратегическим интересам, студенты адаптируются, расширяя свой выбор направлений, а учебные заведения внедряют инновации в области набора студентов, реализации программ и систем поддержки. Глобальный ландшафт мобильности в сфере высшего образования становится более сложным и более конкурентным, формируемым как желаниями и стремлениями студентов, так и политикой государств.
Миляева Л.В.,
доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации
Финансового университета при Правительстве Российской Федерации