В 2024 году Китай опубликовал проект нового закона об арбитраже, направленный на модернизацию национальной арбитражной системы. Как полагает адвокат Татьяна Болотова, данный шаг отражает стремление КНР укрепить свои позиции в качестве одного из ключевых центров международного арбитража и предложить альтернативу традиционным западным юрисдикциям. Анна Морозова, доцент Финуниверситета подчеркивает, что указанная Реформа имеет важное значение как для Китая, так и для России, особенно в условиях текущих геополитических изменений.
Адвокат Ольга Григорьева уточняет, что китайский проект закона предусматривает расширение возможностей для рассмотрения международных споров, усиление независимости арбитражных учреждений и внедрение современных регламентов, соответствующих стандартам ЮНСИТРАЛ (Комиссия ООН по праву международной торговли, UNCITRAL). Более того, это демонстрирует готовность Китая конкурировать с такими центрами, как Сингапур, Лондон и Париж.
Анна Морозова, доцент Финуниверситета полагает, что укрепление правовой определенности и прозрачности арбитражных процедур способно привлечь в Китай больше международных споров, особенно из стран Азии и БРИКС. Для международного сообщества это означает появление новой, надежной юрисдикции, способной эффективно разрешать трансграничные коммерческие споры.
Подчеркнем, что для российского бизнеса китайские арбитражные центры, такие как Китайская международная экономическая и торговая арбитражная комиссия (CIETAC), становятся крайне привлекательной на фоне санкций и ограничений доступа к западным арбитражным площадкам отечественного бизнеса. Ключевые преимущества включают:
-
Геополитическую нейтральность: Китай остается важным партнером России, что снижает риски политизированных решений.
-
Растущую профессиональную экспертизу: Китай активно развивает кадровый потенциал в сфере международного арбитража.
-
Языковую доступность: Многие китайские арбитры владеют русским и английским языком, что упрощает коммуникацию для российских компаний.
Кроме того, новый закон предусматривает упрощенное признание и приведение в исполнение арбитражных решений в странах-участницах Нью-Йоркской конвенции, что особенно важно для российских предприятий, столкнувшихся с ограничениями в западных юрисдикциях.
Россия, в свою очередь, может извлечь несколько важных уроков из китайских реформ:
-
Интеграция с международными стандартами: Китай активно адаптирует лучшие практики ЮНСИТРАЛ.
-
Поддержка арбитражных институций: Китай делает ставку на создание конкурентоспособных арбитражных центров (например, в Шанхае и Шэньчжэне). Теперь России предстоит усилить поддержку таких институтов, как МКАС при ТПП РФ.
-
Гибкость и открытость: Китай допускает участие иностранных арбитров и юристов в спорах, что повышает доверие международного сообщества.
Итак, Анна Морозова, доцент Финуниверситета, суммирует, что новый закон об арбитраже в Китае знаменует важный этап в развитии международного арбитража вне западных юрисдикций. Для России это возможность укрепить сотрудничество с азиатскими партнерами и реформировать собственную арбитражную систему, сделав ее более конкурентоспособной и соответствующей международным стандартам.