В современном мире мы сталкиваемся с множеством проблем, которые требуют от нас умения отвечать на возникающие вызовы. В условиях значительных трансформаций российского общества все более остро встают вопросы развития нравственных качеств, идеалов красоты и моральных эталонов, в рамках традиционных для российского общества ценностей, что имеет большое значение как для социальной, так и для образовательной сферы. В изменяющихся условиях реальности, следует обращать внимание на роль нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника вуза, его место в русле профессионально значимых качеств студентов.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – один из первых высших учебных заведений, осознавших важность нравственно-эстетического воспитания.
Роль педагога высшей школы в условиях информатизации образования остаётся традиционно-прежней. Реализуя задачи нравственно-эстетического воспитания обучающихся, педагог является хранителем, носителем, передатчиком культурных знаний и нравственных, духовных и эстетических качеств, организатором культурной и ценностной деятельности обучающихся, помощником, направляющим деятельность обучающихся в нравственное русло.
Перед преподавателем встает задача, которая заключается в комплексном анализе специфики нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника неязыкового ВУЗа. Старший преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Южакова Нина Евгеньевна отмечает, что задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие: изучить проблематику содержания и значения нравственно-эстетического воспитания для обучающихся; выявить критерии и возможности нравственно-эстетического воспитания в рамках иноязычного образования; рассмотреть пути нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника неязыкового вуза; изучить ключевые проблемы и направления нравственно-эстетического воспитания в рамках высшего образования.
Нравственно-эстетическое воспитание в Финансовом университете при Правительстве РФ направлено на формирование у студентов ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях. Задачи такого воспитания в Финуниверситете следующие: развитие культуры межнационального общения; формирование эстетического отношения к культуре и искусству; развитие эстетических чувств вкуса, интереса. К направлениям нравственно-эстетического воспитания можно отнести: проведение культурно-массовых мероприятий, к которым относятся конкурсы и фестивали, шоу-программы, смотры-конкурсы художественной самодеятельности. Секции и мероприятия включают творческий блок, направленный на развитие художественных и эстетических способностей студентов разных курсов.
Одними из флагманских мероприятий, проводимых, например, на факультете Экономики и Бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ являются следующие:
- Социо-культурный фестиваль “Фэбник”, направленный на объединение студентов, обучающихся на различных образовательных программах факультета Экономики и Бизнеса Финуниверситета, и который направлен на развитие художественных и эстетических способностей обучающихся; участие студентов в Российско-Китайском студенческом фестивале искусств, посвященный 75-летию установления дипломатических отношений России и Китая, концерт вокально-танцевального ансамбля “FinMuse”, в котором приняло участие большое количество студентов; участие студентов в фестивале “Бал полной Луны”, “Большой весенний Бал” и др. В данных мероприятиях принимают участие до 250 человек.
- Спортивные соревнования спортивной секции, объединяющие студентов с точки зрения спортивной психологии при проведении мероприятий, например, соревнование по городошному спорту “Городки для всех”; конкурс научных идей “Трансфер научно-творческих студенческих разработок в реальную систему физической культуры, спорта и туризма России”, проводимого в рамках ХIY Международного студенческого конгресса кафедры “Физическое воспитание” и пр. 100-150 человек принимают участие в перечисленных мероприятиях.
- В Финуниверситете имеется секция гражданско-патриотическая, привлекающая внимание студентов нетривиальными подходами к нативному развитию патриотического направления. Студенты активно принимают участие в мероприятиях, посвященных памятным датам нашей истории. У здания Финуниверситета по адресу: ул. Кибальчича, 1 возле памятника героям Великой Отечественной Войны Героям-ополченцам Ростокинской дивизии Народного Ополчения происходит возложение цветов студентами и работниками ВУЗа, в котором принимают участие 300-350 человек, участие студентов ВУЗа в качестве волонтеров в Международно-патриотической акции “Диктант Победы”; участие студентов в проведении международной патриотической акции “Сирень Победы”; поднятие флага Российской Федерации, которое происходит еженедельно около учебного корпуса с участием делегации студентов факультета по адресу: ул. Кибальчича,1 и др.
- Одним из проведенных мероприятий является Студенческое мероприятие “Адаптация”, направленное на знакомство лидеров студенческого движения с различными аспектами воспитательной работы, в котором принимают участие до 80 человек.
Также стоит упомянуть, что в качестве средств для реализации цели нравственно-эстетического воспитания служит разнообразный учебно-воспитательный материал. Учебные материалы, привлекаемые в качестве воспитывающих, выбираются с учётом общих и зависящих от цели обучения критериев. К числу общих можно отнести критерии новизны, индивидуализации, возрастной категории и её возрастных особенностей, коммуникативной направленности. Учебный материал, выбираемый в целях нравственно-эстетического воспитания и направленный на формирование личности обучающегося, помимо общих критериев, должен соответствовать и специфичным, отвечающим этим целям критериям, к которым можно отнести следующие: нравственно-эстетическая направленность материала; мотивационный характер, побуждающий к созидательной и развивающей деятельности обучающихся; направленность на нравственно-эстетическое взаимодействие между обучающимися; созидательный, продуктивный характер учебного материала; интегрированность с духовным содержанием науки и искусства.
Можно порекомендовать учебники, которые содержат то или иное количество тем, удовлетворяющих задачам нравственно-эстетического обучения и воспитания в школе и ВУЗе. Из них наиболее ориентирован на формирование эстетических вкусов и идеалов личности учебник для школ с углубленным изучением английского языка, «Английский язык» автора О. В. Афанасьевой, представивший в своём содержании 15 тем эстетической направленности.
Формированию нравственных идеалов личности в учебниках отведены разделы, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей, внесших вклад в мировую историю и культуру. Нравственный индивидуализм в материалах представленных учебников формируется у обучающихся посредством тем, посвященных дружбе, взаимопомощи, отношениям в семье, школе и ВУЗе, здоровому образу жизни. Сведения о национально-специфических компонентах иноязычной культуры даны учебными материалами, включающими информацию по истории, географии, культуре, национальным праздникам стран-носителей изучаемого языка. Развитию способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного посвящены темы об увлечениях искусством и хобби.
Характеризуя общее содержание представленных учебниками тем, можно сказать, что основными материалами эстетического содержания в них явились материалы о культуре, искусстве и великих исторических личностях. В целях представления более широкого спектра тем с нравственно-эстетической направленностью мне видится целесообразным расширение этой тематики и другими направлениям – например, темами взаимовыручки, выживания в экстремальных ситуациях, милосердия – и введение таких материалов в учебно-методические комплексы.
Можно смело утверждать, что критерий нравственно-эстетической направленности учебного материала является приоритетным среди других обозначенных критериев, предъявляемых к содержанию материала, при этом материал может быть и однокомпонентным, то есть эстетического или нравственного содержания.
К критериям информационного отбора можно порекомендовать отнести нравственно-эстетическую направленность материала, мотивационный и созидательной характер материала, активирующий ценностную направленность деятельности обучающихся, направленность на создание атмосферы, благоприятной для активного межличностного и группового взаимодействия между обучающимися.
Материал, содержащий нравственную проблематику, вопросы морального выбора и примеры патриотизма и героических поступков очень уместен в работе с подрастающим поколением. Включение в иноязычное образование нравственно-эстетического материла является базовым элементом для активизации созидательной деятельности обучающегося.
В свете вышеизложенного материала можно с надеждой ожидать, что нравственно-эстетическая деятельность обучающихся (интерес к изучению и занятию культурой и искусством, изучение истории, традиций, языка своего и других народов, стремление к взаимопомощи и поддержке нуждающихся в ней и др.), вызванная посылами правильно подобранных учебных материалов, раскроет и разовьёт их нравственные потенциалы и укажет пути реализации этих качеств в практической деятельности.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нравственно-эстетическое воспитание помогает формировать гармонично развитую личность студента. Педагогу необходимо проявить творчество, чтобы предмет стал средством нравственно-эстетического воспитания. И, конечно, необходимо пробудить творческий интерес у обучающихся.