Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

24 сентября 2025

В современном мире мы сталкиваемся с множеством проблем, которые требуют от нас умения отвечать на возникающие вызовы. В условиях значительных трансформаций российского общества все более остро встают вопросы развития нравственных качеств, идеалов красоты и моральных эталонов, в рамках традиционных для российского общества ценностей, что имеет большое значение как для социальной, так и для образовательной сферы. В изменяющихся условиях реальности, следует обращать внимание на роль нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника вуза, его место в русле профессионально значимых качеств студентов.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации – один из первых высших учебных заведений, осознавших важность нравственно-эстетического воспитания.

Роль педагога высшей школы в условиях информатизации образования остаётся традиционно-прежней. Реализуя задачи нравственно-эстетического воспитания обучающихся, педагог является хранителем, носителем, передатчиком культурных знаний и нравственных, духовных и эстетических качеств, организатором культурной и ценностной деятельности обучающихся, помощником, направляющим деятельность обучающихся в нравственное русло.

Перед преподавателем встает задача, которая заключается в комплексном анализе специфики нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника неязыкового ВУЗа. Старший преподаватель Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Южакова Нина Евгеньевна отмечает, что задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, следующие: изучить проблематику содержания и значения нравственно-эстетического воспитания для обучающихся; выявить критерии и возможности нравственно-эстетического воспитания в рамках иноязычного образования; рассмотреть пути нравственно-эстетического воспитания будущего выпускника неязыкового вуза; изучить ключевые проблемы и направления нравственно-эстетического воспитания в рамках высшего образования.

Нравственно-эстетическое воспитание в Финансовом университете при Правительстве РФ направлено на формирование у студентов ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно-исторических и духовных традициях. Задачи такого воспитания в Финуниверситете следующие: развитие культуры межнационального общения; формирование эстетического отношения к культуре и искусству; развитие эстетических чувств вкуса, интереса. К направлениям нравственно-эстетического воспитания можно отнести: проведение культурно-массовых мероприятий, к которым относятся конкурсы и фестивали, шоу-программы, смотры-конкурсы художественной самодеятельности. Секции и мероприятия включают творческий блок, направленный на развитие художественных и эстетических способностей студентов разных курсов.

Одними из флагманских мероприятий, проводимых, например, на факультете Экономики и     Бизнеса Финансового университета при Правительстве РФ являются следующие:

- Социо-культурный фестиваль “Фэбник”, направленный на объединение студентов, обучающихся на различных образовательных программах факультета Экономики и Бизнеса Финуниверситета, и который направлен на развитие художественных и эстетических способностей обучающихся; участие студентов в Российско-Китайском студенческом фестивале искусств, посвященный 75-летию установления дипломатических отношений России и Китая, концерт вокально-танцевального ансамбля “FinMuse”, в котором приняло участие большое количество студентов; участие студентов в фестивале “Бал полной Луны”, “Большой весенний Бал” и др. В данных мероприятиях принимают участие до 250 человек.

- Спортивные соревнования спортивной секции, объединяющие студентов с точки зрения спортивной психологии при проведении мероприятий, например, соревнование по городошному спорту “Городки для всех”; конкурс научных идей “Трансфер научно-творческих студенческих разработок в реальную систему физической культуры, спорта и туризма России”, проводимого в рамках ХIY Международного студенческого конгресса кафедры “Физическое воспитание” и пр. 100-150 человек принимают участие в перечисленных мероприятиях.

- В Финуниверситете имеется секция гражданско-патриотическая, привлекающая внимание студентов нетривиальными подходами к нативному развитию патриотического направления. Студенты активно принимают участие в мероприятиях, посвященных памятным датам нашей истории. У здания Финуниверситета по адресу: ул. Кибальчича, 1 возле памятника героям Великой Отечественной Войны Героям-ополченцам Ростокинской дивизии Народного Ополчения происходит возложение цветов студентами и работниками ВУЗа, в котором принимают участие 300-350 человек, участие студентов ВУЗа в качестве волонтеров в Международно-патриотической акции “Диктант Победы”; участие студентов в проведении международной патриотической акции “Сирень Победы”; поднятие флага Российской Федерации, которое происходит еженедельно около учебного корпуса с участием делегации студентов факультета по адресу: ул. Кибальчича,1 и др.

- Одним из проведенных мероприятий является Студенческое мероприятие “Адаптация”, направленное на знакомство лидеров студенческого движения с различными аспектами воспитательной работы, в котором принимают участие до 80 человек.

Также стоит упомянуть, что в качестве средств для реализации цели нравственно-эстетического воспитания служит разнообразный учебно-воспитательный материал. Учебные материалы, привлекаемые в качестве воспитывающих, выбираются с учётом общих и зависящих от цели обучения критериев. К числу общих можно отнести критерии новизны, индивидуализации, возрастной категории и её возрастных особенностей, коммуникативной направленности. Учебный материал, выбираемый в целях нравственно-эстетического воспитания и направленный на формирование личности обучающегося, помимо общих критериев, должен соответствовать и специфичным, отвечающим этим целям критериям, к которым можно отнести следующие: нравственно-эстетическая направленность материала; мотивационный характер, побуждающий к созидательной и развивающей деятельности обучающихся; направленность на нравственно-эстетическое взаимодействие между обучающимися; созидательный, продуктивный характер учебного материала; интегрированность с духовным содержанием науки и искусства.

Можно порекомендовать учебники, которые содержат то или иное количество тем, удовлетворяющих задачам нравственно-эстетического обучения и воспитания в школе и ВУЗе. Из них наиболее ориентирован на формирование эстетических вкусов и идеалов личности учебник для школ с углубленным изучением английского языка, «Английский язык» автора О. В. Афанасьевой, представивший в своём содержании 15 тем эстетической направленности.

Формированию нравственных идеалов личности в учебниках отведены разделы, посвященные жизни и творчеству выдающихся людей, внесших вклад в мировую историю и культуру. Нравственный индивидуализм в материалах представленных учебников формируется у обучающихся посредством тем, посвященных дружбе, взаимопомощи, отношениям в семье, школе и ВУЗе, здоровому образу жизни. Сведения о национально-специфических компонентах иноязычной культуры даны учебными материалами, включающими информацию по истории, географии, культуре, национальным праздникам стран-носителей изучаемого языка. Развитию способности к самостоятельному творчеству и созданию прекрасного посвящены темы об увлечениях искусством и хобби.

Характеризуя общее содержание представленных учебниками тем, можно сказать, что основными материалами эстетического содержания в них явились материалы о культуре, искусстве и великих исторических личностях. В целях представления более широкого спектра тем с нравственно-эстетической направленностью мне видится целесообразным расширение этой тематики и другими направлениям – например, темами взаимовыручки, выживания в экстремальных ситуациях, милосердия – и введение таких материалов в учебно-методические комплексы.

Можно смело утверждать, что критерий нравственно-эстетической направленности учебного материала является приоритетным среди других обозначенных критериев, предъявляемых к содержанию материала, при этом материал может быть и однокомпонентным, то есть эстетического или нравственного содержания.

К критериям информационного отбора можно порекомендовать отнести нравственно-эстетическую направленность материала, мотивационный и созидательной характер материала, активирующий ценностную направленность деятельности обучающихся, направленность на создание атмосферы, благоприятной для активного межличностного и группового взаимодействия между обучающимися.

Материал, содержащий нравственную проблематику, вопросы морального выбора и примеры патриотизма и героических поступков очень уместен в работе с подрастающим поколением. Включение в иноязычное образование нравственно-эстетического материла является базовым элементом для активизации созидательной деятельности обучающегося.

В свете вышеизложенного материала можно с надеждой ожидать, что нравственно-эстетическая деятельность обучающихся (интерес к изучению и занятию культурой и искусством, изучение истории, традиций, языка своего и других народов, стремление к взаимопомощи и поддержке нуждающихся в ней и др.), вызванная посылами правильно подобранных учебных материалов, раскроет и разовьёт их нравственные потенциалы и укажет пути реализации этих качеств в практической деятельности.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что нравственно-эстетическое воспитание помогает формировать гармонично развитую личность студента. Педагогу необходимо проявить творчество, чтобы предмет стал средством нравственно-эстетического воспитания. И, конечно, необходимо пробудить творческий интерес у обучающихся.

Другие новости

22 октября
Маркетплейсы как инструмент национального маркетинга: зачем России нужна государственная поддержка онлайн-площадок

Маркетплейсы как инструмент национального маркетинга: зачем России нужна государственная поддержка онлайн-площадок

22 октября
Цифровые платформы как перспективная форма развития платформенной экономики

Цифровые платформы как перспективная форма развития платформенной экономики

22 октября
Роль английского языка как лингва франка в международном бизнесе

Роль английского языка как лингва франка в международном бизнесе

22 октября
Нужен ли России событийный биржевой тотализатор?

Нужен ли России событийный биржевой тотализатор?

22 октября
Первый миллион на Wildberries. Пошаговая стратегия для новичков

Первый миллион на Wildberries. Пошаговая стратегия для новичков

22 октября
От витрины к процессам: как онлайн-торговля меняет приоритеты

От витрины к процессам: как онлайн-торговля меняет приоритеты

22 октября
Образ будущего технологического суверенитета России: проекты и инициативы

Образ будущего технологического суверенитета России: проекты и инициативы

22 октября
Национальный вектор трансформации корпоративной ESG-повестки - развитие статистической отчетности

Национальный вектор трансформации корпоративной ESG-повестки - развитие статистической отчетности

22 октября
Гиперавтоматизация выходит на новый уровень

Гиперавтоматизация выходит на новый уровень

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год