Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

09 сентября 2025

Одна из ведущих тенденций в науке XXI века – междисциплинарность. Данный методологический подход уже несколько лет довольно прочно удерживает свои влиятельные позиции в профессиональном образовании и предполагает одновременное использование синтеза политических, гуманитарных, экономических знаний для решения ряда актуальных вопросов, касающихся обучения будущих специалистов. В аспекте междисциплинарности нельзя не упомянуть профессиональную область маркетинга, чьим предметом исследования является рыночный продукт, по сути, понятие абсолютно коммерческое.

Еще несколько лет назад невозможно было себе представить, что термин «продукт» из области маркетинга успешно перейдет в сферу профессионального образования и в инновационном смысле станет беспрецедентной альтернативой академическим образовательным результатам.

Но здесь необходимо избегать двойственности понятий. Дело в том, что академический образовательный результат, тщательно планируемый педагогическим сообществом в рамках архитектуры любой образовательной программы, это устойчивое сочетание знаний, умений и навыков, которые будет использовать специалист в любой рабочей ситуации. Это и есть компетенция в традиционном понимании. «Продукт» же как результат профессионального образования – это нечто иное. «Продукт» помимо компетенций подразумевает предельную практикоориентированность, нацеленность на требования и изменения рынка, упор на гибкие навыки (soft skills), лидерские качества, эмоциональный интеллект, инициативность, командную работу, критическое мышление и высокую адаптивность.

Исходя из последних международных и отечественных исследований рынка труда (со ссылкой на РБК Компании, отчеты LinkedIn, отчеты форума «Будущее рабочих мест» и др.), почти 90 % работодателей смещают акценты, желая  видеть у себя в компаниях специалистов с продвинутыми и узкоспециализированными навыками. Работодатели напрямую заявляют о том, что квалификация «весит» меньше, чем практические умения.

Эксперты в сфере высшего профессионального образования сходятся во мнении, что эти практические умения развить намного сложнее. Их можно формировать только в ситуации «рабочего места». А проявленность  практических навыков зависит от специально созданных условий в среде вуза, которые  усилят их инициацию и укрепление.

Существует и другая проблема. Технологический прогресс не стоит на месте. Практические умения устаревают слишком быстро. Как вузу и профессорско-педагогическому составу сделать все, чтобы такой «продукт» получился на выходе? Вариант решения только один – взаимодействовать со студентами в соответствии импульсам развертывающихся на наших глазах новых обучающих практик. А также принимать  существенное и преобразующее инновационное влияние продуктового подхода к реализации  на всех этапах обучения.

По мнению кандидата педагогических наук, старшего преподавателя кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Яны Рупасовой, «сейчас продуктовый подход превращается в отдельное методологическое направление, имея невероятно амбициозные планы в профессиональном образовании, а именно – выстроить единую образовательную продуктоцентричную концепцию, создать компромиссную и более отвечающую реальности трактовку учебного процесса».

Основная суть продуктового подхода в высшем образовании – поддержать студента на всех уровнях становления его как профессионала: помочь ему раскрыть свои доминанты, развить одаренность, талант, обрести уникальность, выявить и осознать собственные потенциалы и субъектность.

Механизмы продуктового подхода заключаются в следующем:

– студент располагается в центре учебного процесса, его постоянно «слышат» и «слушают», поддерживают его достижения, развивая персонализацию, а далее выстраивают образовательную траекторию под его потребности и интересы;

– университетская образовательная среда предлагает студенту почти безграничное пространство для генерации и воплощения самых смелых идей, творчества, проб и ошибок, активно принимает самые инновационные замыслы и стремления будущих специалистов, помогая их реализовывать здесь и сейчас;

– это тесная связь с рынком, обеспечивающая привлечение партнеров, практиков, интеграцию в систему профессионального обучения самых последних кейсов, примеров инновационного поведения;

– обеспечение «безболезненного» вхождения в профессиональную среду, наставничество, выбор стажировок для студентов, предложение карьерных возможностей уже на этапе обучения.

Яна Рупасова отмечает: «продуктовый подход  чрезвычайно значим и выступает одним из самых правильных решений в современном профессиональном образовании, задавая высокий темп развитию рынка востребованных специалистов, продвигая технологический контур. Определенно необходимо продолжать изучать принципы продуктового подхода, ведь ментально он близок инновационному российскому бизнесу. Мы постоянно должны искать новые возможности, способные оказывать трансформирующее воздействие на формирование кадрового потенциала для нашей страны». 

Другие новости

31 октября
Цифровые смартконтракты как перспективная форма развития платформенной экономики

Цифровые смартконтракты как перспективная форма развития платформенной экономики

31 октября
Технофеодализм: новая структура цифровой экономики

Технофеодализм: новая структура цифровой экономики

31 октября
Синтетические данные в машинном обучении

Синтетические данные в машинном обучении

31 октября
Пределы роста: почему миру не хватает вычислительных мощностей для развития ИИ

Пределы роста: почему миру не хватает вычислительных мощностей для развития ИИ

31 октября
Перспективы развития промышленного интернет вещей (IIoT)

Перспективы развития промышленного интернет вещей (IIoT)

31 октября
Локализация и перевод как часть цифровой экономики: рост рынка и экономическое значение

Локализация и перевод как часть цифровой экономики: рост рынка и экономическое значение

31 октября
Как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и образование: польза и риски генеративных технологий

Как искусственный интеллект меняет нашу жизнь и образование: польза и риски генеративных технологий

31 октября
Иностранные языки как инструмент «мягкой силы»: продвижение культуры и влияние через языковые программы

Иностранные языки как инструмент «мягкой силы»: продвижение культуры и влияние через языковые программы

31 октября
Золото в 2026 году: пузырь или новая цена безопасности?

Золото в 2026 году: пузырь или новая цена безопасности?

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год