Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

30 мая 2025

Создателем метода интеллект карт (ИК) принято считать Тони Бьюзена – британского психолога, автор многочисленных, пользующихся успехом, книг, специалист в области самосовершенствования - развития памяти, мышления и т.д. Однако корни подобного метода работы с информацией можно найти и в III веке нашей эры: греческий философ неоплатоник Порфирий использовал графическую древовидную схему в комментариях к «Категориям» Аристотиля

Структура интеллект-карты повторяет нейронную структуру мозга. Более того, интеллект-карта повторяет миллиарды синапсов и соединений между клетками мозга. Результаты недавних научных исследований подтвердили, что интеллект-карта является естественным отражением процесса мышления, происходящего в головном мозге. Иными словами, человек мыслит внутренними интеллект-картами!

im001.png

Основным преимуществом метода интеллект карт является то, что при его применении используется два полушария мозга человека. Например, при использовании тестов в основном работает левое полушарие мозга, а при использовании метода интеллект карт включается еще и правое полушарие мозга, и это позволяет обеспечить целостность восприятия информации. Линейное представление информации в виде текста не позволяет обучаемому одновременно воспринимать всю информацию, что значительно затрудняет ее запоминание.

Интеллект-карта, ментальная карта, диаграмма связей, карта мыслей (по-английски — mind map) — метод может называться по-разному, но это всегда визуальное представление информации, отражающее системные связи между целым и его частями. Такая диаграмма строится вокруг центральной идеи, концепции, темы или проблемы, от которой отходят «ветви» со связанными идеями. С помощью ментальных карт можно структурировать любой материал — от простого списка литературы до учебного плана.

В Финансовом университете при Правительстве РФ, профессором Шахраманьяном М.А., начиная с 2019 г. активно используется метод интеллект карт при обучении студентов по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности». Многолетняя практика использования интеллект карт при проведении семинарских занятий со студентами 1 курса показала высокую их эффективность. Этому способствует сам предмет «Безопасность жизнедеятельности», который содержит много наглядных образов, которые органично дополняют текстовую компоненту интеллект карты, и тем самым повышают эффективность обучения студентов и запоминания ими пройденного материала.

im003.jpg

Как видно из построенной одним из студентов 1 курса Финансового университета интеллект карты информационный материал по теме «Землетрясение», содержащий 3 страницы текста по причинам, последствиям и правилам поведении при землетрясении может быть скомпонован в виде одной компактной интеллект карты, что в значительной степени облегчает воспиятие студентами учебного материала.

В период 2023- 2024 гг. были проведены курсы повышения квалификации представителей центров управления кризисными ситуациями территориальных главным управления МЧС России в субъектах РФ. В процессе обучения слушатели строили интеллект карты по различным разделам программы ДПО «Основы работы с российским данными дистанционного зондирования Земли из космоса». Применение метода интеллект карт позволяет слушателям наиболее эффективно усваивать новые знания, а преподавателю оценивать уровень, полученных обучаемыми знаний и компетенций.

Можно выделить следующие особенности применения интеллект карт в учебном процессе:

Во-первых, отображение ИК поддерживает определение основной учебной программы в рамках изучаемой темы, поскольку структура ИК облегчает иерархическую структуру содержимого предметной области на основные и подчиненные концепции, а также детали или примеры. Основные понятия помещаются в центре ветви ИК, поскольку они представляют верхний уровень в иерархической структуре. Подчиненные понятия размещаются на подветвях, представляющих следующий уровень в концептуальной иерархии. Концепции, представляющие детали и примеры, будут размещены на последующих уровнях в ментальных картах. Таким образом, ядро учебной программы можно определить, как концепции на уровне основных и под отраслей или близкие к ним.

Во-вторых, метод ИК поддерживает поток и разнообразие вопросов, визуализируя предыдущие знания. Интеллект карты подходят для визуализации предшествующих знаний, поскольку она вовлекает студентов в мозговой штурм и обмен информацией. Резонансный вопрос может быть вызван тем, что несколько ключевых концепций на основных ветвях визуально поддерживают идею о том, что тема может быть изучена с разных точек зрения и интересов. Более того, когда вопросы связаны с концепциями, к которым они обращаются, структура интеллект карты визуализирует разнообразие вопросов как по уровню, так и по интересу. Иерархическая структура интеллект карт визуализирует: является ли вопрос фундаментальным, затрагивающим ключевую концепцию в главной ветви, или очень конкретным, исследующим незначительные детали в под-под-ветви. Таким образом, структура ИК визуально помогает студентам в постановке различных вопросов и помогает оценить потенциальный вклад вопроса в изучение учебной программы.

В-третьих, метод интеллект карт поддерживает чувство общей ответственности, визуализируя коллективное развитие знаний студентов. Все вопросы студентов могут быть визуализированы в коллективной интеллект карте: либо в виде ветви, либо в виде гипертекстовой разметки в цифровой ментальной карте. Ответы студентов могут быть интегрированы в интеллект карту путем добавления новой информации о ветвях и реструктуризации ветвей. Построение коллективных знаний становится видимым, когда студенты совместно создают мысленную карту группы, которая разрабатывается по размеру и уточняется по структуре. Сотрудничая на этой коллективной визуальной платформе, студенты осознают, свой вклад в коллективный результат.

Наконец, интеллект карты могут показывать в какой степени эффективны занятия и была ли достигнута основная учебная программа.

Преподаватели могут использовать ИК для мониторинга и оценки развития индивидуальных знаний, поскольку построение ИК требует как запоминания концепций, так и пространственной организации знаний студентов по теме в визуальной структуре.

Эффективность использования интеллект карт можно оценивать по следующим критериям, перечень которых представлен ниже

№п/п

Наименование критерия

Показатель

1

Увеличение скорости запоминания

Сравнение времени, затраченного на изучение материала с интеллект-картой и без неё.

2.

Улучшение результатов тестирования

Процентное увеличение правильных ответов у группы, использующей интеллект-карты, по сравнению с контрольной группой.

3.

Количество генерируемых идей

При мозговом штурме с использованием интеллект-карт по сравнению с традиционными методами.

4.

Скорость решения задач

Время, затраченное на анализ проблемы и поиск решений.

5.

Глубина проработки темы

Количество уровней ветвления в интеллект-карте (чем больше, тем детальнее проработана тема).

6

Снижение времени на подготовку

На сколько % сократилось время составления конспектов, планов, отчетов.

7.

Увеличение вовлеченности

Процент участников, которые отмечают, что интеллект-карты помогают им лучше понимать материал.

8.

Снижение количества ошибок

При использовании интеллект-карт для планирования проектов.

9.

Рост успеваемости

Средний балл студентов/школьников до и после внедрения интеллект-карт.

10.

Сокращение времени совещаний

На сколько минут/часов уменьшилась продолжительность встреч благодаря визуализации идей.

11.

Увеличение KPI 

Например, рост продаж после внедрения интеллект-карт для анализа клиентов и стратегий.

При проведении исследований использовались различные методы: тестирование (сравнение групп, использующие и не использующие интеллект карты), анкетирование и опросы (субъективная оценка пользователей), анализ статистики (время выполнения задач, количество ошибок, результаты тестов), экспериментальные исследования (замеры активности мозга (ЭЭГ) при работе с интеллект-картами).

 

Результаты проведенных исследований:

·                    Исследования Тони Бьюзена (создателя mind mapping) показывают, что использование интеллект-карт может улучшить запоминание информации на 10-15%;

·                    В бизнес-среде применение интеллект-карт сокращает время планирования проектов на 20-30%;

·                    В обучении студенты, использующие mind maps, показывают на 25% лучшие результаты в тестах на понимание материала.

Таким образом, можно констатировать, что метод интеллект карт является мощным инструментом, позволяющий визуализировать мыслительную деятельность человека и повышать его мозговую активность.

 

Профессор кафедры «Безопасность жизнедеятельности»    Финансового университета при Правительстве РФ Шахраманьян М.А.

Другие новости

15 октября
Языковые барьеры как фактор снижения международной торговли

Языковые барьеры как фактор снижения международной торговли

15 октября
Этика использования ИИ: как предотвратить списывание и плагиат и развить критическое мышление у студентов

Этика использования ИИ: как предотвратить списывание и плагиат и развить критическое мышление у студентов

15 октября
«Чёрная пятница» с тёмной стороны или Охота на покупателя

«Чёрная пятница» с тёмной стороны или Охота на покупателя

15 октября
Цифровой рубль как инструмент трансформации денежно-кредитной системы России

Цифровой рубль как инструмент трансформации денежно-кредитной системы России

15 октября
Обнаружение фишинга с помощью ИИ

Обнаружение фишинга с помощью ИИ

15 октября
Специалист по PR в медиа: симбиоз или конфликт?

Специалист по PR в медиа: симбиоз или конфликт?

15 октября
Рынок альтернативных инвестиций 2025 от вина и искусства до NFT и кроссовок

Рынок альтернативных инвестиций 2025 от вина и искусства до NFT и кроссовок

15 октября
Результативность риск-ориентированного подхода при организации налогового контроля налогоплательщиков

Результативность риск-ориентированного подхода при организации налогового контроля налогоплательщиков

15 октября
Программа долгосрочных сбережений граждан: налоговые меры стимулирования вложений

Программа долгосрочных сбережений граждан: налоговые меры стимулирования вложений

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год