В современном мире, где информация стала общедоступной, а успешными кейсами становятся истории так называемых школьников-дропаутов, основавших IT-гиганты, закономерно возникает вопрос: а так ли необходимо высшее образование? Не является ли оно пережитком прошлого, долгим и дорогостоящим путем, который не гарантирует успеха? Несмотря на эти резонные сомнения, высшее образование сохраняет свою фундаментальную ценность, трансформируясь под вызовы нового времени и оставаясь важным социальным лифтом, полагает Анна Морозова, доцент Финуниверситета.
Прежде чем анализировать причины, обратимся к цифрам, которые демонстрируют устойчивый спрос на «вышку» в российском обществе.
Так, в 2023 году по данным Министерства науки и высшего образования РФ (ныне — Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования), на бюджетные места в вузы было зачислено более 588 тысяч абитуриентов. Общее количество поданных заявлений превысило 2,5 миллиона, что указывает на высокую конкуренцию и сохраняющийся престиж государственных университетов.
При этом в 2024 году статистика приемной кампании подтвердила растущий тренд. Количество поступающих осталось на высоком уровне. Особый рост интереса абитуриенты проявили к инженерно-техническим, IT- и педагогическим специальностям, что напрямую связано с государственными программами поддержки и потребностями экономики.
В 2025 году по данным Интерфакса в российские вузы поступило около 904 тысячи абитуриентов, в том числе на бюджетные места принято более 440 тысяч студентов, а на условиях платного приема около 464 тысячи обучающихся. Рост востребованности высшего образования очевиден.
Минобрнауки РФ прогнозирует дальнейшее увеличение контрольных цифр приема (КЦП) на приоритетные для технологического суверенитета страны направления. Точных данных пока нет, но министерство с оптимизмом смотрит в будущее.
Приведенные данные красноречиво свидетельствуют, по мнению Анны Морозовой, доцента Финуниверситета, что для сотен тысяч молодых людей и их семей высшее образование по-прежнему воспринимается как стартовая площадка для успешной жизни.
Возникает вопрос, почему же, несмотря на альтернативные пути, «вышка» остается актуальной? Ее преимущества носят комплексный характер, допустим:
-
Системные знания и критическое мышление. В отличие от фрагментарных данных из интернета или узкоспециализированных курсов, университет предоставляет систему знаний. Вуз учит студентов не просто запоминать факты, но и анализировать информацию, выстраивать причинно-следственные связи, мыслить критически и самостоятельно добывать знания.
-
Карьерные перспективы и «социальный лифт». Для многих профессий диплом до сих пор является формальным допуском. Юриспруденция, медицина, инженерия, педагогика — без высшего образования путь в эти сферы закрыт. Кроме того, крупные корпорации и государственные структуры при отборе кандидатов часто рассматривают лишь выпускников вузов.
-
Окружение и нетворкинг. Университет — это уникальная среда, где формируется профессиональное и личное окружение. Эти связи зачастую оказываются не менее важными, чем сам диплом.
-
Личностное развитие и культурный капитал. Годы учебы в вузе — это период интенсивного взросления, формирования самостоятельности, поиска себя.
Интересна официальная позиция Министерства науки и высшего образования РФ, которая однозначно определяет высшую школу как основу для технологического и экономического суверенитета страны. Эти идеи отражены в национальном проекте «Наука и университеты» и государственной программе «Приоритет 2030». Таким образом, государство видит в высшем образовании не социальную услугу, а стратегический инвестиционный проект.
Анна Морозова, доцент Финуниверситета, делает вывод, что высшее образование сегодня — это не просто «корочка». Это сложный институт, который предоставляет человеку систему знаний, критическое мышление, карьерные возможности и ценнейшее окружение. В условиях, когда Минобрнауки РФ активно синхронизирует образовательные программы с национальными целями, диплом вуза становится не только личным активом выпускника, но и его вкладом в будущее страны. В конечном счете, ценность высшего образования определяет сам студент: его готовность учиться, мыслить и использовать открывающиеся возможности.