По мнению Смирновой Елены Евгеньевны, к.э.н., доцента, советника налоговой службы II ранга, доцента кафедры налогов и налогового администрирования, ведущего научного сотрудника Центра научных исследований и стратегического консалтинга Факультета налогов, аудита и бизнес-анализа, Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в настоящее время при увеличении числа зарегистрированных индивидуальных предпринимателей возрастает интерес к оценке налоговых рисков, которые могут у них возникнуть.
В данном контексте налоговые риски рассматриваются как финансовые потери, возникающие у индивидуального предпринимателя - налогоплательщика (или налогового агента), как правило, при осуществлении налогового контроля. Некоторые риски можно оценить путем определения сумм доначислений налогов, пеней и штрафов или отказа в возмещении налога), другие напрямую не рассчитываются, но влекут определенные финансовые потери (при блокировке счета или назначении выездной проверки, хотя это достаточно редкая ситуация).
Налоговый контроль в отношении индивидуальных предпринимателей осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок (чаще – камеральных, реже – выездных).
В целях проведения налогового контроля индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (пример – постановка на учет по месту добычи полезных ископаемых).
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Это основная форма налоговой отчетности, которая анализируется в процессе контрольно-аналитической работы для выявления возможных налоговых правонарушений. Если индивидуальный предприниматель не применяет специальные налоговые режимы, подаются налоговые декларации по НДФЛ, в отдельных случаях – по НДПИ, акцизам, водному налогу. Если применяют специальные налоговые режимы – декларации по упрощенной системе налогообложения, ЕСХН.
В определенных случаях индивидуальным предпринимателем предоставляются в налоговые органы специальные расчеты – например, расчет 6-НДФЛ (расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом) и РСВ (расчет по страховым взносам).
Для отбора на выездную проверку налоговые органы анализируют всю информацию о налогоплательщике, которая у них есть. В первую очередь в план выездных проверок включат тех, кто участвует в схемах по уходу от налогов, и тех, у кого предположительно есть налоговые нарушения. Важный фактор – принадлежность к отрасли, в которой выявляются значительные нарушения налогового законодательства (оптовая торговля, строительство и т.д.), а также наличие операций с крупнейшими налогоплательщиками или теми, у которых подтверждено участие в налоговых схемах.
Есть 12 критериев, по которым оценивают налогоплательщиков, они приведены в Приложении N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@. Большинство из них применяют как к организациям, так и к ИП, причем это доступная информация, т.е. налогоплательщики сами могут оценить величину показателей и сравнить их с адекватными значениями.
Для ИП основными рисками являются:
№ 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных НК РФ величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы.
№ 7. Отражение индивидуальным предпринимателем суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год (83%).
Но даже при соответствии критериям не обязательно, что выездная налоговая проверка будет назначена, но риск назначения выше при большем количестве совпадений.
Отметим, что ИП могут быть привлечены к ответственности и как налогоплательщик, и как налоговый агент. Достаточно часто величину штрафных санкций рассматривают как размер налогового риска для ИП.
Индивидуального предпринимателя оштрафуют в следующих случаях:
1) налоговые платежи не уплачены в срок (не полностью уплачены), потому что плательщик занизил налоговую базу, неправильно выполнил расчет или по иным причинам неверно определил сумму к уплате (ст. 122 НК РФ).
Штраф составит 20% от неуплаченной суммы, если доказан умысел (например, при наличии необоснованной налоговой выгоды) - 40% от недоимки.
Если непрерывно со дня, на который приходится срок уплаты налога, до дня вынесения решения о привлечении к ответственности у налогоплательщика имелись положительное сальдо ЕНС и (или) средства, зачтенные в счет его будущей уплаты, в размере, достаточном для полного (частичного) погашения задолженности, его освободят от ответственности в части, соответствующей этому сальдо (сумме средств) (п. 4 ст. 122 НК РФ);
2) недоимка возникла из-за грубого нарушения правил учета (п. 3 ст. 120 НК РФ). Штраф составит 20% от суммы недоимки, но не менее 40 000 руб. При этом одновременно не применяется ст. 120 НК РФ и ст. 122 НК РФ.
3) налогового агента, если он не уплатил налог (мог удержать, но не удержал и не перечислил налог в бюджет либо удержал, но не уплатил его) (ст. 123 НК РФ) в размере 20% от суммы недоимки.








