Современное общество вступило в эпоху четвертой промышленной революции. Экономика и все институты общества претерпевают изменения, вызванные стремительным ростом данных, информационных технологий, в частности, использованием технологий искусственного интеллекта. Трансформации неизбежны на макро и микро уровне. Это активирует силы, способствующие трансформациям и всеобщему прогрессу.
Концепции менеджмента и лидерства в организациях являются предметом дискуссий уже на протяжении десятилетий. В этой связи наиболее актуальным является вопрос о том, кто возглавит трансформационные процессы в организациях? Способны ли менеджеры возглавить эти процессы? Какова роль лидеров в управлении трансформационными процессами?
Современные ученые дают различные ответы на данные вопросы. В этой связи интересной представляется идея известного специалиста в области менеджмента и лидерства Дж. Коттера. Он признает эффективность традиционных иерархических структур в выполнении повседневных управленческих задач и одновременно предлагает использовать традиционные организационные структуры и процессы в сочетании со сложными сетевыми структурами, способными быстро реагировать на изменения качества. Это позволит организации своевременно принимать меры в ответ на возникающие вызовы.
Есть и сторонники идеи о том, что любая организация является сложной системой и перекрестное взаимодействие, развивающиеся на протяжении всего жизненного цикла организации во всех ее составных частях, создает условия для ее совершенствования и инновационных процессов, без которых невозможно выживать и успешно функционировать в современно деловой среде. Можно предположить, что лидерство рассматривается как накопительное качество множественных межкластерных взаимодействий внутри организации. Именно это в большей степени адекватно тем задачам, которые цифровизация ставит перед организациями на современном этапе развития.
Перейдем от теории к практике. Как сделать так, чтобы формальные и неформальные организационные культуры, стремящиеся к современным трансформационным преобразованиям, объединились в наиболее эффективную организационную культуру для каждой отдельно взятой организации в условиях цифровизации? Кто же является драйверами перемен? Теоретики и практики менеджмента подчеркивают роль лидерства в формировании культуры организации и повышении эффективности ее работы.
Лидеры должны определять направление трансформации, формировать видение и вдохновлять последователей, не полагаясь на свой формальный авторитет и полномочия. Ключевые лидерские качества включают в себя ориентированность на изменения и инновации, умение создавать убедительное видение организации, умение эффективно коммуницировать, добиваться вовлеченности и преданности делу, умение естественным образом мотивировать и вдохновлять последователей.
Можно задать вопрос о том, должны ли все менеджеры быть лидерами? Нет, по мнению управленцев, не всем лидерам обязательно быть менеджерами, и не все менеджеры являются таковыми. Но организации выигрывают от людей, обладающих как лидерскими, так и управленческими навыками. Наиболее успешные лидеры часто являются и хорошими менеджерами, которые могут преодолеть разрыв между формальными обязанностями и умением увлечь коллектив, вдохновляя его и эффективно реализуя сове видение.
По мнению доцента Кафедры иностранного языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Белогаш Марины Анатольевны, лидерство и менеджмент не являются взаимоисключающими понятиями.
Для представителей делового сообщества и работодателей нашей страны будет небезынтересно узнать, что думают студенты о современных лидерах и менеджерах в Российской экономике. Ниже приводятся результаты опроса студентов 2 курса бакалавриата Факультета Экономики Бизнеса. Выборка составила 46 человек.

Результаты исследования показывают, что желаемый образ своей роли в профессиональной деятельности в организационной структуре связывают со своей профессиональной реализацией. Также следует отметить, что большинство, в среднем 61%, студентов считают, что обладают качествами настоящих лидеров и считают, что способны стать лидерами организационных перемен, связанных с цифровизацией экономики. При этом одна пятая студентов, в среднем 20%, не имеют четкой позиции и в среднем 18% студентов, по собственному мнению, не имеют лидерских качеств, что, возможно, связано с низкой самооценкой и опасениями, связанными с нахождением работы по специальности.
В заключение следует сказать, что мы связываем свои ожидания трансформации экономики с приходом высокообразованной и мотивированной молодежи, и результаты данного исследования обнадеживают, однако, дают основание для преподавателей учитывать их в своей деятельности.