Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

05 сентября 2025

В настоящее время одной из часто обсуждаемых тем является влияние высоких технологий на различные сферы нашей жизни. Особые опасения вызывает проблема внедрения искусственного интеллекта в образовательный процесс. Хорошо это или плохо? С одной стороны, это ведет к экономии времени, облегчает поиск информации, освобождает от чисто механистических действий. С другой, происходит подмена авторства. По мнению Евгении Ненюк, старшего преподавателя кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, «подобная помощь может привести к лености мышления. Мало кто из современной молодежи помнит наизусть таблицу умножения. Для этого существуют калькуляторы. И это естественно, так как практически невозможно заставить мозг идти по более сложному пути, в то время как существует более простой и верный».

В то же время не следует забывать, что ИИ и есть продукт научных открытий, сделанных человеком, иными словами, это плод образования. Насколько вероятна ситуация, при которой роли могут поменяться и в какой-то момент нейросети будут управлять человеческой волей и поступками.

Многие ученые и деятели культуры выражают свои мнения по данному вопросу в прессе и на страницах научных и реферативных журналов.

Наш эксперт, Евгения Ненюк, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, провела интересный эксперимент. Она решила побеседовать с ИИ и узнать его мнение на интересующую тему. Следует отметить, что это не было сконструировано в формате интервью, полностью написанном чатом. Это была точная имитация интервью с человеком: вопрос от Е. Ненюк, ответ от ИИ и т.д.

- Снизится ли качество образования без использования ИИ?

Качество образования не обязательно снизится без использования ИИ. Оно зависит от множества факторов: учителей, методик, ресурсов, инфраструктуры, мотивации учащихся и т. д. ИИ может улучшать качество, но его отсутствие само по себе не значит - обреченность — можно достичь хороших результатов и без него.

- Может ли ИИ служить помощником студенту в образовательном процессе?

Да. Искусственный интеллект может быть полезным помощником студенту в образовательном процессе.

- Один из важнейших критериев хорошего преподавателя – это его профессиональный уровень. Можно ли определить профессиональный уровень ИИ?

Да, можно определить «профессиональный уровень» ИИ в рамках конкретной задачи или области, но это не то же самое, что уровень профессионализма реального преподавателя. У ИИ нет сознания, мотивации и этики в человеческом понимании; его «уровень» зависит от задачи, данных и контекста использования. Оценку обычно проводят по набору метрик, тестов и внешних проверок, а не по личному опыту и отношению к ученикам.

- Если у ИИ отсутствуют этические принципы, то как его можно допускать к ученику?

ИИ не стоит допускать к ученику. В образовательной среде это рискованно.

- Что можно считать примерами удачных практик в современном высшем образовании?

Международная и междисциплинарная интеграция: двойные степени, обмены и совместные программы, объединение знаний из разных дисциплин через проектное обучение.

- А можно ли осуществить международную интеграцию в системе высшего образования в условиях международных санкций?

Частично возможно, но под строгим соблюдением действующих санкций и правового регулирования. Нужно внимательно анализировать конкретные ограничения в вашей юрисдикции и на международных направлениях.

- Почему снижается интерес к гуманитарному образованию?

Интерес к гуманитарному образованию снижается по совокупности причин, которые варьируются по регионам, но в целом связаны с рынком труда, финансированием образования и культурными тенденциями.

- Что можно сделать, чтобы интерес вернулся или вырос?

Провести полную реформу. Включить междисциплинарные программы, интегрировать практические проекты, стажировки и сотрудничество с работодателями. Соответствовать рынку труда. Разрабатывать дорожки карьерного роста в рамках гуманитарных программ: например, связка «гуманитарное образование + дата-аналитика», «медиа и коммуникации + цифровые навыки», «культурный менеджмент + проектный опыт».

- Можно ли научить ИИ читать художественную литературу?

Да, ИИ можно обучить и использовать для чтения и анализа художественной литературы на уровне полезных задач: пересказы, анализ персонажей и тем. Но он не заменит человеческое восприятие и критическое мышление; его выводы следует проверять и интерпретировать в контексте культуры и художественной ценности.

- Может ли ИИ заменить преподавателя?

Вряд ли ИИ полностью заменит преподавателя. Но он может существенно расширить возможности учителей, систематизировать рутинные задачи и персонализировать обучение. ИИ не может оказать социально-эмоциональную поддержку, которая включает мотивацию, эмпатию, умение мотивировать и работать с переживаниями и стрессами. Искусственный интеллект — мощный инструмент для поддержки образования, но роль человека-преподавателя остаётся незаменимой в плане эмпатии, этики, наставничества и творческого дизайна обучения.

- Можно ли обучить ИИ эмпатии?

Обучить искусственный интеллект эмпатии в традиционном понимании этого слова — сложно, поскольку эмпатия включает в себя глубокие человеческие чувства и понимание эмоционального состояния других людей. Однако ИИ можно обучить распознавать эмоции и реагировать на них соответствующим образом.

- Как нейросети влияют на самостоятельность студентов?

Нейросети влияют на самостоятельность студентов двойственно: могут усиливать автономию и одновременно снижать её, в зависимости от того, как ими пользуются и как сформулированы образовательные задачи.

- Можно ли позволить студенту списывать на экзамене в ситуации, когда он не готов, а экзамен очень важен?

Понимаю, экзамен - это стресс, но я не буду помогать списывать на экзамене. Это нарушение правил.

- Может ли студент обмануть ИИ?

Да, в теории студент может попытаться обмануть ИИ, но современные системы имеют защиту и ограничители, поэтому успех не гарантирован и часто зависит от конкретной задачи и модели.

- Может ли ИИ способствовать формированию зависимости у студентов?

Да, ИИ может способствовать формированию зависимости у студентов, но степень влияния зависит от того, как и зачем студент использует ИИ, до какой степени он встроен в учебный процесс и какие преимущества он даёт. Почему это может происходить:

1.Быстрая и персонализированная поддержка: мгновенная помощь снижает усилия и может привести к постоянному обращению к ИИ.

2.Вознаграждения и геймификация: частые положительные отклики от систем ИИ могут вызывать привычку возвращаться за «мозговой подзарядкой».

3.Снижение когнитивной нагрузки: отвыкание запоминать факты или развивать навыки решения без подсказок.

4.Замещение части учебной деятельности: студенты привыкают полагаться на ИИ, вместо самостоятельного анализа, аргументации и творчества.

- Нужно ли запрещать нейросети?

Полностью запретить нейросети нецелесообразно и это трудно реализовать. Гораздо эффективнее использовать риск‑ориентированное регулирование и меры безопасного использования.

- А можно ли технически отменить нейросети?

- Технически отменить нейросети в глобальном масштабе невозможно, но можно ограничить их использование и доступ к ним. Хотя полное отмена нейросетей невозможна, можно предпринять шаги для их регулирования и контроля, чтобы минимизировать потенциальные риски и обеспечить безопасность. Это требует совместных усилий государственных органов, научного сообщества и общества в целом.

- Спасибо за интересную беседу.

Пожалуйста! Рад был помочь. Если хочешь, можем продолжить. Можем разобрать любую тему глубже, объяснить сложное, разработать план проекта. Я могу помочь с задачами и порекомендовать книги и другие ресурсы. О чём ты хочешь поговорить дальше?

Как считает Евгения Ненюк, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ, «в структуре ответов есть много неожиданных оборотов, как по смыслу, так и по форме. В частности, слово «обреченность» в самом начале интервью, слово не просто из человеческой, но скорее из поэтической лексики. По мнению Евгении Ненюк, любая терминология, употребляемая нейросетями, технически объяснима. И тем не менее, разговор вызвал глубокую симпатию и уважение к «собеседнику», и в то же время, как это ни парадоксально, ощущение превосходства человека с его способностью к провокативным вопросам, ироничностью и снисходительностью».

Таким образом, по мнению человека и ИИ технологический прогресс неостановим. Развитие технологий продолжается, возникают новые вопросы и встают новые проблемы, которые ждут своего решения для того, чтобы технологический прогресс служил исключительно подспорьем прогрессу человеческому.

Другие новости

05 сентября
Социально-экономические последствия потребления ультрапереработанных продуктов: глобальные вызовы и меры регулирования

Социально-экономические последствия потребления ультрапереработанных продуктов: глобальные вызовы и меры регулирования

05 сентября
Тяга к Пушкину как востребованный навык управленца

Тяга к Пушкину как востребованный навык управленца

05 сентября
«Популярность удаленного и домашнего образования: причины и последствия»»

«Популярность удаленного и домашнего образования: причины и последствия»»

05 сентября
Зелёный университет: как экологическое образование формирует сознание нового поколения

Зелёный университет: как экологическое образование формирует сознание нового поколения

05 сентября
Люди против нейросетей, как изменится рынок труда в России к 2030 году

Люди против нейросетей, как изменится рынок труда в России к 2030 году

05 сентября
Восточная кухня: как Китай продвигает себя через еду

Восточная кухня: как Китай продвигает себя через еду

05 сентября
Трава выше метра и дом без крыши: утверждены признаки неиспользования земельных участков

Трава выше метра и дом без крыши: утверждены признаки неиспользования земельных участков

05 сентября
Современные мировые налоговые тенденции

Современные мировые налоговые тенденции

05 сентября
Эмоциональное выгорание: как сохранить кадры

Эмоциональное выгорание: как сохранить кадры

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год