Эмоциональное выгорание – это проблема, которая стала актуальной в последнее время. Всемирная организации здравоохранения определяет синдром «эмоционального выгорания» как результат хронического стресса на работе. Наиболее характерными признаками эмоционального выгорания являются эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция личностных достижений в профессиональной деятельности.
Эмоциональное выгорание является одной из причин, по которой молодые учителя и преподаватели уходят из профессии. Согласно материалам «Известий» психологическая атмосфера в коллективе, постоянные изменения требований, бессмысленные нововведения, перегрузки – факторы, приводящие к увольнению учителей и преподавателей. В 2024 году уволилось 200 000 учителей, и как сообщает Минпросвещения – это самый высокий показатель за последние семь лет.
Проведенное исследование Лабораторией оценки профессиональных компетенций и развития взрослых НИИ урбанистики и глобального образования Московского городского педагогического университета определило наряду с низкой заработной платой психологические причины, которые приводят неудовлетворенности и, как следствие, к синдрому эмоционального выгорания у молодых преподавателей Москвы: отсутствие свободы (большая зарегулированность образовательного процесса) – 22,6%, конфликтные ситуации – 25,2%, некомфортный микроклимат в педагогическом коллективе – 2,1%, однообразие – 3,2.
Зачастую синдром эмоционального выгорания связан с отсутствием знаний и опыта рациональной организации труда и отдыха. Такая ситуация особенно характерна для таких видов профессий, как учителя и преподаватели, поскольку период подготовки к занятиям и осуществление контроля выполнения определенных заданий выпадает на время после уроков, лекций и семинаров. Планирование распределения времени на выполнение задач профессиональной деятельности в период «свободной» части дня становится крайне важным.
Молодым педагогам необходима помощь наставников, считает доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финуниверситета Татьяна Танцура. В Финансовом университете при Правительстве РФ уже несколько лет реализуется программа наставничества. Наставниками становятся преподаватели, которые желают поделиться опытом организации профессиональной деятельности, а также помочь новому преподавателю комфортно влиться в коллектив. Успешное взаимодействие наставников и наставляемых нивелирует стрессовые ситуации адаптации к новым условиям.
В настоящее время меняется подход к проблеме эмоционального выгорания сотрудников. Сейчас это не проблема конкретного сотрудника. Руководство крупных компаний, организаций, учебных учреждений серьезно обеспокоены ситуацией роста проявления синдрома «эмоционального выгорания», поскольку зачастую именно наиболее эффективные сотрудники подвержены влиянию стрессовых ситуаций на рабочем месте.
Заинтересованность администрации учебных учреждений в определении факторов, которые становятся катализатором профессиональных проблем преподавателей, проявляется в создании условий, которые будут способствовать устранению причин эмоционального выгорания. Реализация программ наставничества, повышения квалификации, психологические тренинги позволяют своевременно устранять проблемы личностной самоактуализации преподавателей, резюмирует Татьяна Танцура.