Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

03 октября 2025

Геймификация обучения, безусловно, является одним из трендов современного образовательного пространства, которая успешно применяется как в классических учебных заведениях, таких как школы, колледжи и университеты, так в области корпоративного обучения. Однако, как и любая педагогическая техника, геймификация имеет свои подводные камни. Мария Сергеевна Ремизова и Зоя Николаевна Игнашина, эксперты Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ проанализировали основные достоинства и недостатки актуального подхода.

Под геймификацией обычно понимается   применение игровых элементов, механик и принципов в неигровых контекстах (таких как обучение, работа или выполнение повседневных задач) с целью повышения мотивации, вовлеченности и эффективности. При этом не следует смешивать понятие геймификации с «обучающими играми»: если обучающая игра — это полноценная игра, созданная для обучения (например, симулятор или квест), то геймификация — это внедрение отдельных игровых элементов в обычный процесс, чаще на протяжении длительного времени. Среди элементов геймификации можно выделить элементы прогресса и достижений (очки и уровни, прогресс-бар и др.), элементы мотивации и вовлеченности: (миссии и цели, сюжет и повествование), элементы вызова (разнообразные челленджи). Большинство исследований сходятся во мнении, что более 70% преподавателей положительно относятся к внедрению игровых элементов. Многие отчеты указывают на цифры в диапазоне 75-85% для преподавателей, которые либо уже используют геймификацию, либо хотели бы ее попробовать. К примеру, исследование от компании Kahoot! (платформа для создания викторин) показало, что более 90% преподавателей, использующих их сервис, видят положительное влияние на вовлеченность учеников.

Внедрение элементов геймификации обычно дает мощный образовательный эффект: в первую очередь, он связан с диверсификацией обучения, позволяя обучающимся по-новому взглянуть на получаемые знания и навыки. Геймификация положительно сказывается на развитии так называемых «мягких навыков», ведь в рамках ее подходов поощряется критическое мышление, планирование, решение проблем и работа в команде. Обучающиеся отмечают снижение страха перед ошибками, ведь в игре ошибка — это не провал, а шаг к поиску правильного решения. Это создает психологически безопасную среду. Геймификация способствует эмоциональной вовлеченности учащихся, что помогает успешному запоминанию материала.

Главным риском геймификации как подхода является подмена целей и перенос фокуса мотивации с внутренней, рассматриваемой исследователями как наиболее важной для обучения, на внешнюю: обучающиеся начинают гнаться за наградами, баллами и бейджами, при этом сам интерес к предмету и желание в нем совершенствоваться отходит на второй план. Методы геймификации уместны не на всех этапах обучения, к примеру, при подготовке к экзаменам, в особенности итоговым, их надо вводить весьма осторожно, так как это может отвлечь обучающихся от формата экзаменационных заданий, запутать их, вызвав, вместо эмоциональной разрядки, еще больший уровень стресса. Также следует помнить о том, что не все сложные темы можно эффективно упаковать в игровую форму без потери глубины. Однотипные бейджи, лидерборды и баллы быстро приедаются. Если нет развития механик, новизна пропадает, и геймификация начинает восприниматься как надоедливый трюк – преподавателям, решившим внедрять геймификацию в образовательный процесс, стоит постоянно актуализировать применяемые техники, модифицируя и обновляя их для обучающихся.

Таким образом, геймификация является мощным, но требующим точной настройки инструментом в арсенале современного педагога. Ее успех зависит не от количества бейджей, а от глубокого понимания учебных целей и особенностей аудитории. Чтобы извлечь максимум пользы и избежать рисков, преподавателям следует:

  1. Четко определять цель: что именно должна усилить геймификация? Мотивацию к сложной теме? Вовлеченность в рутинные задачи?
  2. Фокусироваться на содержании: Игровая оболочка должна подчеркивать ценность знаний, а не заменять их.
  3. Регулярно обновлять механики: чтобы предотвратить привыкание, стоит разработать "дорожную карту" с новыми челленджами и сюжетными поворотами на протяжении всего курса.

При разумном и осознанном применении геймификация действительно способна превратить обучение в увлекательное и эффективное путешествие, а не в погоню за формальными баллами. Ключевой принцип здесь — подчинение игры образовательным целям, а не наоборот. Когда игровая механика становится не просто развлекательным оформлением, а органичным продолжением учебного процесса, она раскрывает свой истинный потенциал.

В этом случае внешняя мотивация (бейджи, уровни, таблицы лидеров) плавно перерастает во внутреннюю — пробуждается искренний интерес к предмету, азарт первооткрывателя и желание докопаться до сути. Ученик перестает быть пассивным исполнителем и становится активным участником, «игроком», который принимает решения, учится на своих ошибках и видит реальный результат своих усилий.

Таким образом, грамотно выстроенная геймификация — это не просто средство для усвоения знания, а своеобразная образовательная «философия», которая:

  1. Легализует ошибку как ступеньку к успеху, снимая страх перед неудачей.
  2. Визуализирует прогресс, давая учащемуся ощущение движения вперед и контроля над своим обучением.
  3. Создает содержательный контекст, в котором знания становятся не абстрактной теорией, а инструментом для решения конкретных игровых (а по сути — учебных) задач.

В итоге, наградой становятся не виртуальные очки, а подлинное понимание, уверенность в своих силах и радость от самого процесса познания.

Другие новости

22 октября
Маркетплейсы как инструмент национального маркетинга: зачем России нужна государственная поддержка онлайн-площадок

Маркетплейсы как инструмент национального маркетинга: зачем России нужна государственная поддержка онлайн-площадок

22 октября
Цифровые платформы как перспективная форма развития платформенной экономики

Цифровые платформы как перспективная форма развития платформенной экономики

22 октября
Роль английского языка как лингва франка в международном бизнесе

Роль английского языка как лингва франка в международном бизнесе

22 октября
Нужен ли России событийный биржевой тотализатор?

Нужен ли России событийный биржевой тотализатор?

22 октября
Первый миллион на Wildberries. Пошаговая стратегия для новичков

Первый миллион на Wildberries. Пошаговая стратегия для новичков

22 октября
От витрины к процессам: как онлайн-торговля меняет приоритеты

От витрины к процессам: как онлайн-торговля меняет приоритеты

22 октября
Образ будущего технологического суверенитета России: проекты и инициативы

Образ будущего технологического суверенитета России: проекты и инициативы

22 октября
Национальный вектор трансформации корпоративной ESG-повестки - развитие статистической отчетности

Национальный вектор трансформации корпоративной ESG-повестки - развитие статистической отчетности

22 октября
Гиперавтоматизация выходит на новый уровень

Гиперавтоматизация выходит на новый уровень

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год