Геймификация обучения, безусловно, является одним из трендов современного образовательного пространства, которая успешно применяется как в классических учебных заведениях, таких как школы, колледжи и университеты, так в области корпоративного обучения. Однако, как и любая педагогическая техника, геймификация имеет свои подводные камни. Мария Сергеевна Ремизова и Зоя Николаевна Игнашина, эксперты Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ проанализировали основные достоинства и недостатки актуального подхода.
Под геймификацией обычно понимается применение игровых элементов, механик и принципов в неигровых контекстах (таких как обучение, работа или выполнение повседневных задач) с целью повышения мотивации, вовлеченности и эффективности. При этом не следует смешивать понятие геймификации с «обучающими играми»: если обучающая игра — это полноценная игра, созданная для обучения (например, симулятор или квест), то геймификация — это внедрение отдельных игровых элементов в обычный процесс, чаще на протяжении длительного времени. Среди элементов геймификации можно выделить элементы прогресса и достижений (очки и уровни, прогресс-бар и др.), элементы мотивации и вовлеченности: (миссии и цели, сюжет и повествование), элементы вызова (разнообразные челленджи). Большинство исследований сходятся во мнении, что более 70% преподавателей положительно относятся к внедрению игровых элементов. Многие отчеты указывают на цифры в диапазоне 75-85% для преподавателей, которые либо уже используют геймификацию, либо хотели бы ее попробовать. К примеру, исследование от компании Kahoot! (платформа для создания викторин) показало, что более 90% преподавателей, использующих их сервис, видят положительное влияние на вовлеченность учеников.
Внедрение элементов геймификации обычно дает мощный образовательный эффект: в первую очередь, он связан с диверсификацией обучения, позволяя обучающимся по-новому взглянуть на получаемые знания и навыки. Геймификация положительно сказывается на развитии так называемых «мягких навыков», ведь в рамках ее подходов поощряется критическое мышление, планирование, решение проблем и работа в команде. Обучающиеся отмечают снижение страха перед ошибками, ведь в игре ошибка — это не провал, а шаг к поиску правильного решения. Это создает психологически безопасную среду. Геймификация способствует эмоциональной вовлеченности учащихся, что помогает успешному запоминанию материала.
Главным риском геймификации как подхода является подмена целей и перенос фокуса мотивации с внутренней, рассматриваемой исследователями как наиболее важной для обучения, на внешнюю: обучающиеся начинают гнаться за наградами, баллами и бейджами, при этом сам интерес к предмету и желание в нем совершенствоваться отходит на второй план. Методы геймификации уместны не на всех этапах обучения, к примеру, при подготовке к экзаменам, в особенности итоговым, их надо вводить весьма осторожно, так как это может отвлечь обучающихся от формата экзаменационных заданий, запутать их, вызвав, вместо эмоциональной разрядки, еще больший уровень стресса. Также следует помнить о том, что не все сложные темы можно эффективно упаковать в игровую форму без потери глубины. Однотипные бейджи, лидерборды и баллы быстро приедаются. Если нет развития механик, новизна пропадает, и геймификация начинает восприниматься как надоедливый трюк – преподавателям, решившим внедрять геймификацию в образовательный процесс, стоит постоянно актуализировать применяемые техники, модифицируя и обновляя их для обучающихся.
Таким образом, геймификация является мощным, но требующим точной настройки инструментом в арсенале современного педагога. Ее успех зависит не от количества бейджей, а от глубокого понимания учебных целей и особенностей аудитории. Чтобы извлечь максимум пользы и избежать рисков, преподавателям следует:
- Четко определять цель: что именно должна усилить геймификация? Мотивацию к сложной теме? Вовлеченность в рутинные задачи?
- Фокусироваться на содержании: Игровая оболочка должна подчеркивать ценность знаний, а не заменять их.
- Регулярно обновлять механики: чтобы предотвратить привыкание, стоит разработать "дорожную карту" с новыми челленджами и сюжетными поворотами на протяжении всего курса.
При разумном и осознанном применении геймификация действительно способна превратить обучение в увлекательное и эффективное путешествие, а не в погоню за формальными баллами. Ключевой принцип здесь — подчинение игры образовательным целям, а не наоборот. Когда игровая механика становится не просто развлекательным оформлением, а органичным продолжением учебного процесса, она раскрывает свой истинный потенциал.
В этом случае внешняя мотивация (бейджи, уровни, таблицы лидеров) плавно перерастает во внутреннюю — пробуждается искренний интерес к предмету, азарт первооткрывателя и желание докопаться до сути. Ученик перестает быть пассивным исполнителем и становится активным участником, «игроком», который принимает решения, учится на своих ошибках и видит реальный результат своих усилий.
Таким образом, грамотно выстроенная геймификация — это не просто средство для усвоения знания, а своеобразная образовательная «философия», которая:
- Легализует ошибку как ступеньку к успеху, снимая страх перед неудачей.
- Визуализирует прогресс, давая учащемуся ощущение движения вперед и контроля над своим обучением.
- Создает содержательный контекст, в котором знания становятся не абстрактной теорией, а инструментом для решения конкретных игровых (а по сути — учебных) задач.
В итоге, наградой становятся не виртуальные очки, а подлинное понимание, уверенность в своих силах и радость от самого процесса познания.