Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

01 июля 2025

С момента утверждения Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года прошёл первый отчётный период. Анализ доклада о реализации стратегии за 2024 год, размещенный на портале Минфина, позволяет сделать взвешенные выводы о достижениях и проблемных зонах этого масштабного проекта.

Согласно официальному отчету Минфина, индекс финансовой грамотности населения вырос с 54 до 55 баллов, а охват образовательных программ в школах увеличился на 12 процентных пунктов – с 38% до 50%. Однако эти цифры лишь подчеркивают, сколько работы еще предстоит.

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, выполняющий функции Федерального методического центра, играет системообразующую роль в этой работе. «Рост показателей подтверждает правильность выбранного курса. Стратегия работает, но это марафон, а не спринт, - отмечает Роман Чугумбаев, доцент кафедры бизнес-аналитики факультета налогов, аудита и бизнес-анализа Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. – Главное сейчас – сохранить динамику и усилить практическую составляющую».

Однако реализация стратегии столкнулась и с некоторыми вызовами. Так, показатель вовлечённости взрослого населения в программы повышения финансовой грамотности остаётся на низком уровне – всего 10%, что лишь незначительно превышает базовое значение 2023 года. Остаются сложности с измерением индекса финансовой культуры – методика его расчета все еще находится в разработке.

Бюджетные расходы на реализацию стратегии в 2024 году составили 564 млн рублей, направленных преимущественно на ведомственный проект «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)». Однако практически отсутствует привлечение внебюджетных средств, что может стать ограничивающим фактором для масштабирования программ.

«Основная задача на ближайшую перспективу – переход от количественных показателей к качественным изменениям финансового поведения граждан, - подчёркивает Роман Чугумбаев. – Особое внимание следует уделить разработке чётких критериев оценки эффективности принимаемых мер».

Таким образом, первый год работы показал, что созданы необходимые институциональные основы для системного повышения финансовой грамотности. Однако для достижения стратегических целей к 2030 году предстоит решить целый комплекс методических, организационных и содержательных задач.

Роман Чугумбаев,

доцент кафедры бизнес-аналитики

факультета налогов, аудита и бизнес-анализа

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

12 декабря
Цифровые госуслуги как фактор снижения транзакционных издержек бизнеса

Цифровые госуслуги как фактор снижения транзакционных издержек бизнеса

12 декабря
Управление налоговыми рисками, возникающих у субъектов малого предпринимательства

Управление налоговыми рисками, возникающих у субъектов малого предпринимательства

12 декабря
Туристический налог: что надо знать туристам

Туристический налог: что надо знать туристам

12 декабря
Стартапы в России. Новые ниши, которые растут быстрее остальных

Стартапы в России. Новые ниши, которые растут быстрее остальных

12 декабря
Реверсивный скроллинг: как медиа манипулируют ностальгией и создают «прошлое будущего» в TikTok и Reels

Реверсивный скроллинг: как медиа манипулируют ностальгией и создают «прошлое будущего» в TikTok и Reels

12 декабря
 Применение модифицированной модели DuPont для анализа нефтедобывающих компаний России

Применение модифицированной модели DuPont для анализа нефтедобывающих компаний России

12 декабря
Страхование от стихии: как США, Германия и Китай спасают дома от ураганов, наводнений и землетрясений

Страхование от стихии: как США, Германия и Китай спасают дома от ураганов, наводнений и землетрясений

12 декабря
ИИ-агент как первый аналитик: автоматизация проверки малых и средних контрагентов для банков, страховых и крупных корпораций

ИИ-агент как первый аналитик: автоматизация проверки малых и средних контрагентов для банков, страховых и крупных корпораций

12 декабря
Влияние регулирования интернет-рекламы (ЕРИР) на маркетинговые практики бизнеса

Влияние регулирования интернет-рекламы (ЕРИР) на маркетинговые практики бизнеса

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год