С резким развитием цифровых технологий возрастает значимость «эмоционального интеллекта» в профессиональной среде организаций и компаний и потребность его совершенствования для успешной самореализации сотрудников в профессиональной деятельности.
В настоящее время значительное количество работодателей учитывают эмоциональный интеллект при найме сотрудников на работу. Материал РБК приводит статистические данные опроса в компании Career Builder, в котором отмечается, что 59% работодателей не готовы нанимать кандидата с высоким IQ, но низким эмоциональным интеллектом. 75% работодателей отмечают, что склонны продвигать по службе сотрудника с развитым эмоциональным интеллектом, чем обладающего высоким IQ. Согласно статистическим данным эмоциональный интеллект оказывает 58% влияние на эффективность выполнения работы.
Эмоциональный интеллект связан с когнитивной способностью человека замечать и понимать свои эмоции, умением управлять ими и применять в соответствии с обстоятельствами конкретной ситуации, а также считывать эмоции других людей и влиять на них. Поэтому в педагогической практике ЭИ можно рассматривать как навыки, которые помогают преподавателю регулировать личностное поведение таким образом, чтобы позитивно влиять на эмоциональное восприятие студентами личной учебной деятельности.
Взаимодействие преподавателя со студентами каждый день наполнено эмоциональными проявлениями. Преподавателю важно уметь пользоваться личностными когнитивными механизмами для того, чтобы контролировать свое эмоциональное поведение, определять изменения эмоционального поведения студентов и оказывать позитивное воздействие на формирование познавательных и профессиональных интересов обучающихся. Доцент Кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ Татьяна Танцура отмечает, что успех педагогического общения и взаимодействия преподавателя со студентами напрямую зависит от умений педагога оценивать эмоции обучающихся, сохранять спокойствие в ситуациях эмоциональной напряженности, управлять коммуникацией.
Эмоциональный интеллект обычно рассматривается как метод достижения высокого положения в карьере. Однако последние исследования направлены на изучение того, каким образом развитие навыков контроля и направления эмоций способствует успешному взаимодействию в профессиональной деятельности. К сожалению, в настоящее время в России не так много курсов, связанных с развитием эмоционального интеллекта. Решением проблемы могут стать курсы повышения квалификации, включающие тренинги по развитию эмоционального интеллекта.
Следует отметить, что процесс общения с коллегами способствует развитию эмоционального интеллекта, поскольку включает оценку ситуации, проявление эмпатии. Поэтому обсуждение сложных педагогических ситуаций, совместный поиск эмоционально комфортного разрешения конфликтных ситуаций рассматриваются не только как поддержка опытных членов коллектива, но и как способ коррекции эмоционального интеллекта педагогов.
Практика развития эмоционального интеллекта в образовательной среде проявляется в умении сделать эмоции ресурсом успешного взаимодействия со студентами, позитивного общения с коллегами в педагогическом коллективе, то есть построения гармоничной коммуникации в профессиональной среде, резюмирует Татьяна Танцура.








