Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

V Соловьевские историко-философские чтения состоялись!

В международной научной конференции приняло участие 146 участников из 6 разных стран мира (Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Узбекистан, Гвинеи-Бисау, Италии, Франции) и 8 регионов России. Своими научными достижениями в разных направлениях гуманитарного знания поделились спикеры из Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Москва), Российской академии наук (г. Москва), Белорусского государственного экономического университета (г. Минск), Ферганского государственного университета (г. Фергана), Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (г. Москва), Оренбургского государственного педагогического университета (г. Оренбург), Уфимского государственного нефтяного технического университета (г. Уфа), Военного университета имени Александра Невского Министерства обороны Российской Федерации (г. Москва), Университета «Синергия» (г. Москва), Кировского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской  Федерации (г. Киров), Московского института психоанализа (г. Москва), Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А. Герасимова (г. Москва), Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (г. Москва), Российского университета транспорта (г. Москва), Гродненского государственного университета имени Янки Купалы (г. Гродно), Государственного института русского языка имени  А.С. Пушкина, Краснодарского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации (г. Краснодар), средней общеобразовательной школы при Посольстве России во Франции   (г. Париж), Ярославского филиала Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (г. Ярославль), Департамента национальной политики и межрегиональных связей Правительства Москвы (г. Москва), Петрозаводского государственного университета (г. Петрозаводск), Московского государственного института международных отношений Министерства иностранных дел Российской Федерации (г. Москва), Российского государственного социального университета (г. Москва), Московского технического университета связи и информатики (г. Москва), муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения №116 (г. Самара), Аграрно-технологического Рудного университета (г. Москва), Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета (г. Москва), Московского госдарственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва), итальянской школы «Итало Кальвино» (г. Москва), Чирчикского государственного педагогического университета (г. Ташкент).

Пленарное заседание конференции «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь (В.О. Ключевский): тенденции и внутренние процессы современной системы образования» открыл доклад заведующего Кафедрой гуманитарных наук, доктора философских наук, профессора Натальи Анатольевны Ореховской, посвященный синергии социально-гуманитарного знания. Исполняющий обязанности директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук, доктор исторических наук, профессор Алексей Егорович Загребин рассказал об этнокультурном аспекте современных трендов гуманитарного знания. Доцент Кафедры политологии Социально-экономического факультета Белорусского государственного экономического университета, кандидат исторических наук Казак Олег Геннадьевич выступил с темой «Проект «Молодёжь дорогами истории» как форма гражданско-патриотического воспитания студентов БГЭУ». Завершил пленарное заседание доклад доктора философских наук, профессора Кафедры «Философия и национальная идея» Ферганского государственного университета Маматова Мамаджана Ахмаджановича, который провел параллель между «ферганскими» русскими в прошлом и настоящем.

Выступления спикеров пленарного заседания вызвали большой интерес и оживленную дискуссию участников конференции.

После иностранную делегацию из Узбекистана ждала экскурсия в музее Финансового университета. Гости познакомились с историей Финуниверситета, посетили выставку «История денег Второй мировой и Великой Отечественной войн, а также интерактивную выставку «Трогательная история», посвященную истории античных монет.

Конференция 30 ноября 2024 года продолжилась параллельной работой семи научных секций.

СЕКЦИЯ 1 «Проблемы и философские вопросы отечественной интеллектуальной традиции (к 150-летию русского философа и публициста Н.А. Бердяева)»

В рамках секции обсуждались вопросы, связанные с отечественной интеллектуальной традицией в философии Серебряного века, религиозным смыслом истории, проблемой российской национальной идентичности, гения непреклонной воли М.А. Бакунина. Развернулась дискуссия о демократическом социализме как наиболее полной реализации лозунга: свобода, равенство, братство!

На обсуждение вынесли такие темы, как идеи русских мыслителей о высшем образовании в России, социальные основания налоговой политики в трудах И.Х. Озерова, гуманитарные науки в системе современной неклассической войны и другие.

Особое место заняли доклады, посвященные Н.А. Бердяеву. Рассматривались такие вопросы, как особенности критики Н.А. Бердяевым философских взглядов В.С. Соловьева, истоки национальной идеи в оптике Н.А. Бердяева, славянофилы как настоящие европейцы в понимании Н.А. Бердяева и другие.

СЕКЦИЯ 2 «Русская литература – служение Отечеству и часть мирового культурного наследия (к 100-летию советских и российских литераторов В.П. Астафьева, Б.Л. Васильева, Ю.В. Бондарева, Б.Ш. Окуджавы, Ю.В. Друниной,  В.В. Быкова)»

Работа секции выявила глубокий интерес к русской литературе как к пространству конструирования и репрезентации политической идеологии России. Говорили об идее служения в «университетской» прозе XX века, о стихах и письмах В.С. Соловьева в контексте его философского наследия, об образе русского народа в художественном пространстве Ф.М. Достоевского. Особое внимание докладчики уделили теме Великой Отечественной войны. Были рассмотрены такие вопросы, как проблема героизма в литературном творчестве Б.Л. Васильева, человек и война в творчестве В.П. Астафьева, трагизм и героика истории России в художественной интерпретации.

СЕКЦИЯ 3 «Достижения российской гуманитарной науки в развитии страны и общества: от традиции к новации (к 300 – летию учреждения Российской академии наук)»

Участники секции рассмотрели типологию гуманитарных технологий формирования общественного сознания на современном этапе, понятие времени в контексте закономерностей и случайностей в истории, гибридизацию исследовательских сред в современном социально-политическом анализе, актуальные аспекты формирования когнитивного компонента чувства патриотизма, реализацию метапредметного подхода в проектной деятельности заграншколы, визуализацию художественного текста как средства совершенствования читательской грамотности школьников и многое другое.

СЕКЦИЯ 4 «Осмысление исторического опыта и исторических связей народов и регионов России (к 10 – летию воссоединения Крыма с Россией)»

Участники секционного заседания обсудили ценностную основу цивилизационного своеобразия России, Крымскую весну, легитимацию воссоединения «исторических территорий» с Россией, отношение карел к России и Финляндии в годы Гражданской войны, налоговые аспекты ведения бизнеса в Крыму, перераспределительные механизмы ресурсов от центра к региону, Калининград в контексте внешней политики ЕС и многое другое.

СЕКЦИЯ 5 «Наследие военных лет: достижения, культура и повседневность в годы Великой Отечественной войны (к 80-летию снятия блокады Ленинграда)»

Доклады были посвящены подростковой смертности и производственному травматизму промышленности СССР в годы Великой Отечественной войны, быту Красной армии под Москвой, культуре советской песни в годы Великой Отечественной войны, заботе о семьях фронтовиков в годы Великой Отечественной войны. Особенно хочется отметить, что участники рассказывали не только об общем вкладе советского гражданина в развитие послевоенного устройства СССР, но и на примере собственной семьи доказали, что в развитии страны важно участие каждого отдельного человека.

СЕКЦИЯ 6 «Историческая память – междисциплинарный конструкт и элемент национальной безопасности (к 100-летию основания Государственного центрального музея современной истории России)»

В рамках секции обсуждались такие вопросы, как преподавание дисциплины «Финансовый университет: история и современность», использование исторической памяти как инструмента национального самоопределения, роль малых исторических народов и их культурного наследия в сохранении исторической памяти, «войны памяти» как оружие в когнитивных войнах, коммеморативные практики как инструмент сохранения исторической памяти.

На обсуждение вынесли такие темы, как роль учителя в противодействии фальсификации истории, усадебный быт дворянства XIX века в воспоминаниях и публицистике, формирование исторической памяти в школе, фейки про советское прошлое, особенности манипуляции с исторической памятью в новых медиа и многие другие.

СЕКЦИЯ 7 «Торжественное заседание кружка «Философская Москва», Межкультурное взаимодействие - основа благополучия и развития общества»

Студенческий научный кружок организовал круглый стол, посвященный межкультурному взаимодействию России и Италии. Флоренция в жизни и творчестве деятелей русской культуры XIX-XX веков, Платоновская академия в Кареджи, интеллектуальное наследие Манлио Сгаламбро, Рим в жизни и творчестве Вячеслава Иванова, - эти и многие другие темы звучали из уст студентов и гостей мероприятия.

Доклады участников секций были яркими, актуальными и интересными! Заседания секций в доброжелательной и творческой атмосфере!

Благодарим всех за участие и ждем в следующем году!​

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год