Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

Институт исследований социально-экономических трансформаций и финансовой политики

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА В 2024 ГОДУ


В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Государственная финансовая политика: новые вызовы и новые концепции в постковидной экономике".

Цель исследования: разработка новых концептуальных подходов к формированию государственной финансовой политики и определению инструмента ее реализации в соответствии с вызовами и рисками постковидной экономики и с учетом требований эффективного и ответственного управления общественными финансами.

Результаты исследования:

  1. Концептуальные подходы к формированию государственной финансовой политики в посковидной экономике с учетом трансформации ее структуры и прогрессирующего санкционного давления.
  2. Подходы к определению эффективности реализации государственной финансовой политики  для сглаживания пандемийных шоков и последствий применения инструментов гибридной экономической войны.
  3. Рекомендации по выбору мер и инструментов реализации государственной фискальной политики в условиях вызовов и рисков постковидной экономики и учетом ограничений и пределов их применения.
  4. Рекомендации по повышению эффективности мер и инструментов государственной фискальной политики в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, с учетом лучших зарубежных практик управления общественными финансами.

В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Цифровая экосистема финансово-экономических прогнозов в системе управления государственными финансами".

Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ финансово-экономического прогнозирования для государственного сектора на основе исследования современных цифровых технологий предикативной аналитики и основных направлений их применения для решения задач прогнозирования в процессе управления государственными финансами.

Результаты исследования:

  1. Разработана модель прогнозирования ежегодных текущих расходов и доходов бюджетной системы Российской Федерации, в реальном времени, включающая комбинацию регрессионных моделей типа MIDAS (Mixed Data Sampling), построенных с использованием предикторов с различной частотой дискретизации.
  2. Разработана модель прогнозирования государственных налоговых поступлений бюджетной системы Российской Федерации, с большим набором макроэкономических и финансовых данных смешанной частоты (ежедневных, ежемесячных, ежеквартальных, годовых) (Mixed Frequency Data), с использованием методов машинного обучения (ML) искусственных нейронных сетей (ANN).
  3. Разработана модель макроэкономического прогнозирования, а также прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации, на основе резервуарных вычислений (Reservoir Computing) с большим набором макроэкономических и финансовых данных смешанной частоты (ежедневных, ежемесячных, ежеквартальных, годовых) (Mixed Frequency Data).
  4. Разработана модель прогнозирования ежедневных остатков бюджетных средств на едином казначейском счете, с использованием метода дискретного вейвлет преобразования, на этапе предварительной декомпозиции временного ряда / данных о ежедневных остатках бюджетных средств на едином казначейском счете.
  5. Разработан исследовательский прототип цифровой экосистемы прогнозирования основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом выявленных преимуществ и основных ограничений при решении прикладных задач методами, использованными при решении задач 1 - 4.

В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Финансовые мультипликаторы обеспечения устойчивого экономического роста в условиях санкционной экономики".


В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Бюджетно-налоговые механизмы  интеграции новых регионов в экономическое пространство России".

Цель исследования: разработка рекомендаций по применению бюджетно-налоговых механизмов интеграции новых регионов в экономическое пространство России.

Результаты исследования:

  1. Разработаны и обоснованы концептуальные подходы к применению фискальных механизмов интеграции новых регионов в экономическое пространство России. Проведена систематизация бюджетно-налоговых мер и инструментов интеграции новых территорий, проанализирован зарубежный опыт фискальной интеграции регионов. Концептуальный подход базируется на идее институциональной адаптации, равноправия новых регионов, необходимости одновременного учета и использования как бюджетных, так и налоговых мехаанизмов, а также значимости фискальных инструментов для восстановления и развития региональных экономик.
  2. Сформированы аналитические материалы по использованию бюджетно-налоговых механизмов на территории новых субъектов Российской Федерации, учитывающие особенности внутренних налоговых условий, действующих преференциальных режимов и стимулирующих мер в сопоставлении с налоговым окружением в других субъектах Российской Федерации.
  3. Предложен комплекс мероприятий стимулирующей налоговой политики и инструментов по совершенствованию механизма финансовой поддержки для развития экономики новых регионов, включающий ряд налоговых и бюджетных инструментов, ориентированных на точечное стимулирование отраслей-драйверов экономического развития, инвестиционых преференций и обеспечивающих постепенный переход к самостоятельности региональных бюджетов на основе принципов программных бюджетов и кредитования.

В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Особенности реализации программы "Фабрика проектного финансирования в Российской Федерации".

Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию инструментов программы "Фабрика проектного финансирования" с учетом изменения геополитических и экономических условий в целях обеспечения развития экономики Российской Федерации.

Результаты исследования: 

  1. Сформированы аналитические материалы, содержащие оценку хода реализации программы "Фабрика проектного финансирования" в Российской Федерации.
  2. Проведен анализ лучших зарубежных практик проектного финансирования через государственные институты развития.
  3. Подготовлены предложения по совершенствованию механизма "Фабрика проектного финансирования".

В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Расширение фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы России с учетом последствий санкционных ограничений".

Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ формирования и расширения фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы.

Результаты исследования:

  1. Системно рассмотрена и уточнена роль фискального пространства как фискального института в управлении государственными финансами, выделена двойствоенная сущность как объекта и инструмента фискальной политики, расширены элементы фискального пространства с включением элемента прогнозирования.
  2. Методология фискального пространства дополнена выделением трех обособленных подходов, характеризующихся специфическими принципами и набором инструментов фискального пространства.
  3. Сгруппированы методики оценки фискального пространства по критерию применяемых показателей и обосновано выделение группы операционных инструментов.
  4. Выделены факторы расширения фискального пространства на национальном уровне, к которым отнесены экономический рост, изменение ценовой конъюнктуры на внешних рынках, управление государственным долгом, структурные изменения в экономике, институциональные трансформации, модернизация бюджетной политики.
  5. Обоснована возможность применения методологии фискального пространства на субфедеральном уровне с учетом типологизации регионов, при формировании фискального пространства региона предложено рассматривать рыночную, целевую и нормативную модели.
  6. Предложено выделять статичную и динамичную компоненты фискального пространства: статичное фискального пространство предполагает оценку на текущий момент в текущих фискальных условиях; динамичное фискальное пространство предполаагет средне- и долгосрочные возможности финансировнаия дополнительных или новых расходов; каждой из компонент соответствуют инструменты фискального регулирования.
  7. Проведено сравнение моделей цикличности фискальной политики, выявлена закономерность - чем выше уровень развития страны (в период оценки), тем менее проциклична политика расходов; фискальное поведение налоговых ставок, напротив, показало контрцикличность по трем исследованным налогам (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций).
  8. Доказано, что системные проблемы низкого качества прогнозирования как на федеральном (национальном) уровне, так и на субфедеральном уровне обуславливают нарушения взаимосвязи бюджетной политики и приоритетов экономического развития.
  9. Доказано, что резервы расширения фискального пространства регионов, в первую очередь, связаны с развитие их ресурсного потенциала, вывод получен на основе оценки с учетом кластеризации по показателям ресурсного потенциала и уровня долга; в структуре ресурсного потенциала выделены следующие составляющие: экономический, инвестиционный, финансовый, инновационный, производственный и трудовой потенциал.
  10. Предложен обобщенный методический подход к расширению фискального пространства на субфедеральном уровне по доходам, расходам, дефициту бюджета, государственному долгу.

В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому универсритету по теме "Развитие государственного финансового регулирования демографических процессов".


В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Трансформация модели бюджетного федерализма с учетом современных тенденций пространственного и экономического развития Российской Федерации".

Цель исследования: разработка предложений по трансформации модели бюджетного федерализма с учетом современных тенденций пространственного и экономического развития России.

Результаты исследования:

  1. Выделены базовые и специфические принципы бюджетного федерализма на основе обобщения теоретических подходов к содержанию бюджетного федерализма, представленных в авторской группировке.
  2. Выделены этапы генезиса принципов бюджетного федерализма во взаимосвязи с принимаемыми на соответствующем этапе основополагающими законами и программными документами в сфере развития бюджетного устройства и межбюджетных отношений в России.
  3. Сформулированы предложения по корректировке норм правового регулирования принципов бюджетного федерализма в России с учетом факторов, влияющих на их содержание на современном этапе развития бюджетного федерализма.
  4. Определены концептуальные подходы к модели бюджетного федерализма в России, включающей основные и сквозные составляющие; идентифицированы группы факторов, влияющие на трансформацию современной модели бюджетного федерализма.
  5. Определено положение бюджетов публично-правовых образований особого статуса (в частности, федеральной территории "Сириус") в структуре бюджетной системы, выявлены особенности организации бюджетных отношений в федеральной территории и на этой основе сформулированы предложения по корректировке норм правового регулирования вопросов формирования бюджета федеральной территории "Сириус".
  6. Выделены основные подходы к бюджетному устройству в субъектах Российской Федерации с учетом процессов трансформации территориальной организации местного самоуправления; показано отсутствие стабильного положительного эффекта в отношении параметров формирования местных бюджетов (горизонтального и вертикального дисбаланса, оптимизации бюджетных расходов) в субъектах Российской Федерации, перешедших к одноуровневой территориальной организации местного самоуправления.
  7. Обоснована целесообразность введения межмуниципальной агломерации как новой формы межмуниципального взаимодействия, отвечающей запросу на консолидацию муниципальных финансовых ресурсов; определены условия образования и элементы финансово-бюджетного механизма межмуниципальной агломерации.
  8. Определены особенности организации горизонтального межбюджетного перераспределения в современной архитектуре межбюджетных отношений; на основе обобщения практики горизонтального субсидирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформулированы предложения по корректировке методического и нормативного обеспечения горизонтальных субсидий с учетом перспектив межрегионального и межмуниципального сотрудничества.
  9. Предложена система мер по совершенствованию стратегического планирования пространственного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансового обеспечения делегируемых государственных полномочий, разграничения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации как факторов развития бюджетного федерализма.


В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Модернизация бюджетных правил в контексте обеспечения устойчивости бюджетной системы".


В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Государственное финансовое стимулирование развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг".

Цель исследования: решение научной задачи по государственному финансовому стимулированию развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства, выработка рекомендаций по его совершенствованию в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг.

Результаты исследования:

  1. Исследование методологических подходов и нормативно-правового регулирования государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства.
  2. Оценка мер и инструментов государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в России.
  3. Сравнительная характеристика практики государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства зарубежных стран, оценка возможности имплементации лучших подходов в российской практике.
  4. Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА В 2023 ГОДУ


В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка предложений по формированию системы управления налоговыми расходами".

Цель исследования: Решение научной задачи по формированию системы управления налоговыми расходами, а также разработка методологической основы, подходов и принципов оценки эффективности налоговых расходов и выработка рекомендаций по формированию комплексной системы управления налоговыми расходами.

Результаты исследования:

  1. Исследование методологических подходов и принципов оценки эффективности налоговых расходов.
  2. Оценка эффективности налоговых расходов.
  3. Сравнительная характеристика практики использования концепции налоговых расходов в бюджетном процессе разных стран.
  4. Разработка рекомендаций по формированию комплексной системы управления налоговыми расходами.

В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка предложений по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".

Цель исследования: разработка предложений по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов публично-правовых образований.

Результаты исследования:

  1. Анализ существующих правовых и методических основ, ограничивающих проявление коррупциогенных факторов, при принятии решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (выборочно).
  2. Определение подходов федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (выборочно) к выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
  3. Проведение группировки основных коррупционных рисков и возможных способов реагирования на указанные риски при принятии решений федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (выборочно) о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
  4. Подготовка предложений Минфину России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом современных вызовов".

Цель исследования: разработка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

Результаты исследования:

  1. Обоснование концептуальных подходов к определению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
  2. Определение современного инструментария оценки устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
  3. Анализ инструментов обеспечения устойчивости региональных бюджетов с учетом современных вызовов.
  4. Подготовка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Цифровая экосистема финансово-экономических прогнозов в системе управления государственными финансами".

Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ финансово-экономического прогнозирования для государственного сектора на основе исследования современных цифровых технологий предикативной аналитики и основных направлений их применения для решения задач прогнозирования в процессе управления государственными финансами.

Результаты исследования:

  1. Определение целей и комплекса задач прогнозирования в управлении государственными финансами, формирование системы целевых показателей и необходимой информационной базы для их исчисления, выявление их фундаментальных взаимосвязей с другими макроэкономическими параметрами и индикаторами.
  2. Исследование методологических подходов к решению задач финансового прогнозирования в государственном секторе, выявление наиболее перспективных методов и моделей и разработка практических рекомендаций по их использованию.
  3. Изучение современных цифровых технологий и инструментальных средств построения экосистем прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами, выявление их преимуществ и основных ограничений при решении прикладных задач в выбранной предметной области.
  4. Анализ лучших зарубежных практик построения цифровой экосистемы прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами.
  5. Создание прототипов специальных дашбордов, функционирующих в открытом интернет-пространстве, для практического выполнения задач прогнозирования государственных доходов.

В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Государственная финансовая политика: новые вызовы и новые концепции в постковидной экономике".

Цель исследования: определение целей и задач государственной финансовой политики в условиях постковидной экономики, с учетом парадигмы ее развития, и лучших зарубежных практик.

Результаты исследования:

  1. Исследование парадигмы развития государственной финансовой политики в постковидной экономике.
  2. Анализ отечественного опыта формирования финансовой политики в постковидной экономике с учетом нарастания санкционного давления.
  3. Анализ рекомендаций международных и межправительственных организаций по корректировке национальных финансовых политик в целях снижения влияния пандемии коронавирусной инфекции на рост и структуру экономик.
  4. Анализ лучших зарубежных практик формирования государственной финансовой политики в постковидных национальных экономиках.
  5. Определение целей и задач государственной финансовой политики в постковидной экономике.

В 2023 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Рекомендации по развитию цифровизации управления общественными финансами".

Цель исследования: развитие подходов к управлению общественными финансами в условиях цифровой трансформации экономики с учетом современных вызовов и трендов.

Результаты исследования:

  1. Анализ современных тенденций цифровизации управления общественными финансами.
  2. Оценка нового контура управления общественными финансами в рамках парадигмы «цифровое общество – цифровая экономика – цифровые финансы» и обеспечения финансово-бюджетной прозрачности.
  3. Разработка механизмов привлечения граждан и институтов гражданского общества для повышения результативности управления общественными финансами с использованием информационно-коммуникационных технологий.
  4. Разработка предложений по совершенствованию методического обеспечения управления общественными финансами в условиях цифровой трансформации экономики.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2022 ГОДУ


В 2022 году сотрудники Центра  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Рекомендации по учету общественного запроса на изменение приоритетов бюджетной политики в период обострения геополитической ситуации".

Цель исследования: выявление и оценка запросов общества в условиях расширения санкционных ограничений и разработка механизмов их учета при определении приоритетов бюджетной политики на средне-и долгосрочную перспективу.

Результаты исследования:

  1. Изучение и систематизация приоритетов и запросов российского общества к бюджетной политике с учетом изменения геополитической ситуации и последствий санкционных ограничений.
  2. Разработка методических подходов к модернизации механизмов привлечения общества и экспертной среды к реальному участию в бюджетном процессе.
  3. Разработка предложений по корректировке целей и задач национальных проектов и государственных программ с учетом выявленных и систематизированных запросов общества.
  4. Определение направлений модернизации государственной финансовой поддержки населения с учетом последствий санкционных ограничений.
  5. Разработка предложений по уточнению состава налоговых расходов в соответствии с запросом общества.

В 2022 году сотрудники Института  выполнили НИР  в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Финансовые мультипликаторы обеспечения устойчивого экономического роста в условиях санкционной экономики".

Цель исследования: разработка подхода к финансовому регулированию национальной экономики в условиях ужесточения внешнего санкционного давления на основе выявления финансовых мультипликаторов экономического роста.

Результаты исследования:

  1. Исследование стимулов и ограничений устойчивого роста российской экономики в условиях усиления внешнего санкционного давления.
  2. Систематизация современных теоретических и эмпирических подходов к оценке воздействия мер бюджетно-налоговой политики на экономический рост.
  3. Разработка и калибровка моделей оценки финансовых мультипликаторов для российской экономики в разрезе отдельных мер налогового регулирования и функциональных разделов бюджетных расходов.
  4. Имитационный анализ сценариев кратковременных и продолжительных изменений в бюджетно-налоговой политике на базе разработанных моделей.

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2021 ГОДУ


В 2021 году сотрудники Центра выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка рекомендаций по развитию накопительных пенсионных механизмов".

Цель исследования: разработка рекомендаций по развитию накопительных пенсионных механизмов с учетом лучших зарубежных практик, современных макроэкономических условий и социально-экономических и демографических тенденций в России

Результаты исследования:

  1. Анализ международных конвенций, рекомендаций и зарубежных практик применения накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан;
  2. Анализ российского опыта создания и применения механизмов финансирования пенсионных прав граждан;
  3. Разработка комплекса рекомендаций по развитию накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан Российской Федерации;
  4. Разработка формализованных предложений по совершенствованию правового обеспечения накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан Российской Федерации.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:

  • в качестве основы для внесения поправок в законодательство об обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении и Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере пенсионного обеспечения.

В 2021 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Научно-методическое обеспечение работы с рисками при достижении национальных целей развития Российской Федерации".

Цель исследования: выявление и оценка операционных бюджетных рисков (в разрезе видов бюджетных расходов) при достижении национальных целей развития Российской Федерации.

Результаты исследования:

  1. Разработка признаков определения негативных фактов (событий, условий) в разрезе видов бюджетных расходов, комбинации которых формируют рисковые сценарии, приводящие к возникновению операционных бюджетных рисков.
  2. Определение состава негативных фактов, необходимых для формирования рисковых сценариев.
  3. Определение источников данных (информации) о негативных фактах.
  4. Разработка алгоритмов формирования рисковых сценариев (на основе комбинации негативных фактов).
  5. Разработка рисковых сценариев.
  6. Разработка методических подходов к оценке вероятности наступления негативных последствий (в том числе недостижение результатов, удорожание стоимости их достижения или увеличение сроков их достижения) в связи с реализацией рисковых сценариев в разрезе видов бюджетных расходов.
  7. Разработка мер реагирования на рисковые сценарии (с учетом видов рисковых сценариев) в разрезе видов бюджетных расходов
    при достижении национальных целей развития Российской Федерации
  8. Разработка методических подходов к оценке эффектов, полученных от «снятия» рисковых сценариев (с учетом специфики объектов контроля (контракты, соглашения и иные формы договорных отношений по предоставлению бюджетных средств)
  9. Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

В 2021 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Операционная эффективность использования бюджетных средств".

Цель исследования: разработка комплекса рекомендаций по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств.

Результаты исследования:

  1. Характеристика содержания и признаков операционной эффективности использования бюджетных средств.
  2. Группировка бюджетных расходов для целей оценки их операционной эффективности.
  3. Разработка критериев и параметров оценки операционной эффективности использования бюджетных средств.
  4. Подготовка рекомендаций по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств.
  5. Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

В 2021 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по фундаментальной теме (III этап): "Теория развития финансов государственного сектора".

Цель исследования: разработка концептуально новых подходов к эффективному и ответственному управлению финансами государственного сектора на основе определения тенденций развития финансов государственного сектора в ХХI в. с учетом лучших зарубежных практик, а также влияния современных макроэкономический условий.

Результаты исследования:

  1. Разработка инструментария управления финансами государственного сектора в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности, перезагрузки глобализации на новых принципах и модернизации управления общественными финансами на принципах эффективности и ответственности.
  2. Разработка многовариантного сценария управления государственным долгом Российской Федерации в условиях современных макроэкономических вызовов и шоков.
  3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности бюджетных инвестиций, финансированию масштабных инфраструктурных проектов в условиях неопределенности ключевых макропоказателей.
  4. Разработка и апробация аналитических моделей финансирования государственных социальных расходов в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности.
  5. Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.

В 2021 году сотрудники Центра выполнили экспертно-аналитическое исследование по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Разработка предложений по совершенствованию законодательного регулирования мер государственной поддержки российских производителей".

Цель исследования: разработка предложений по изменению действующего законодательства в целях введения новых подходов к предоставлению мер государственной поддержки российских производителей.

Результаты исследования:

  1. Анализ зарубежного законодательства в целях определения фискальных и финансовых мер стимулирования производства продукции обрабатывающей промышленности (прежде всего, машиностроения).
  2. Анализ действующих инструментов поддержки российских производителей промышленной продукции в целом и продукции машиностроения в частности.
  3. Ретроспективный анализ мер и инструментов государственной поддержки компаний реального сектора экономики в Российской Федерации с 2000 по 2020 гг.
  4. Анализ хода реализации Национальных проектов развития Российской Федерации до 2024 года в части поддержки российских производителей.
  5. Разработка методологии выбора приоритетных отраслей для применения мер государственной поддержки.
  6. Выработка рекомендаций по приоретизации отраслей российской экономики для применения мер государственной поддержки.
  7. Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственной политики в целях обеспечения опережающего развития машиностроительного сектора промышленности, включая предложения в области стимулирования НИОКР, модернизации основных средств, обучения по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам повышения инвестиционной привлекательности отрасли и повышения производительности труда.
  8. Разработка предложений по изменению действующего законодательства, в том числе в целях введения дифференцированных налоговых ставок при экспорте сырьевых товаров и несырьевых товаров нижнего, среднего и верхнего переделов.

В 2021 году сотрудники Центра выполнили экспертно-аналитическое исследование по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Использование технологий глубокой переработки угля: анализ мирового опыта, оценка экономической эффективности их применения в России с учетом рынков потребления продуктов глубокой переработки угля, предложения по законодательному регулированию".

Цель исследования: Совершенствование законодательных инструментов регулирования глубокой переработки угля в Российской Федерации.

Результаты исследования:

  1. Анализ современного состояния отрасли глубокой переработки угля в Российской Федерации
  2. Анализ российского законодательства в области регулирования глубокой переработки угля
  3. Анализ мирового опыта применения технологий глубокой переработки угля[1]
  4. Оценка экономической эффективности применения в России зарубежных технологий глубокой переработки угля с учетом рынков потребления продуктов глубокой переработки угля
  5. Анализ российской практики добычи метана угольных пластов и разработка предложений по мерам государственный поддержки внедрения наилучших доступных технологий
  6. Выявление взаимосвязи и взаимовлияния разработанного комплекса мер государственной поддержки глубокой переработки угля с достижением Национальных целей развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования
  7. Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательных инструментов регулирования отрасли глубокой переработки угля в Российской Федерации.

Возможно использование результатов данных научно-исследовательских работ и экспертно-аналитических исследований при подготовке и актуализации учебно-методического обеспечения учебных дисциплин по управлению общественными финансами.


НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2020 ГОДУ


В 2020 году сотрудники Центра выполняют НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Анализ бюджетных расходов на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям".

Цель исследования: подготовка обзора и аналитической оценки расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям с целью подготовки к рассмотрению обзора бюджетных расходов на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям на заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.

Результаты исследования:

  1. Характеристика организационно-правовых и методических основ предоставления субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
  2. Разработка методики и плана проведения обзора расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям, обоснование статистической и информационно – аналитической базы обзора.
  3. Анализ расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
  4. Подготовка аналитической оценки и обзора расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
  5. Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.

В 2020 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Модификация инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации российской экономики".

Цель исследования: разработка комплекса рекомендаций по модификации инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации российской экономики.

Результаты исследования:

  1. Систематизация инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на средне- и долгосрочную перспективу.
  2. Проведение оценки результативности инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста в России с использованием экономико-математического инструментария.
  3. Анализ зарубежного и отечественного опыта применения мер и инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста.
  4. Разработка предложений по модификации инструментов бюджетной политики России для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации экономики (стимулирование развития наукоемких и ресурсосберегающих производств, реструктуризации базовых отраслей, цифровизации экономики и т.д.).

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.


В 2020 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по фундаментальной теме (II этап): "Теория развития финансов государственного сектора".

Цель исследования: разработка концептуально новых подходов к эффективному и ответственному управлению финансами государственного сектора на основе определения тенденций развития финансов государственного сектора в XXI в., с учетом лучших зарубежных практик, а также влияния современных макроэкономических условий.

Результаты исследования:

  1. Исследование тенденций развития финансов государственного сектора в XXI в. в условиях современных макроэкономических вызовов и шоков.
  2. Оценка возможности использования лучших зарубежных практик организации и управления финансами государственного сектора в Российской Федерации.
  3. Определение направлений и ограничений развития финансов государственного сектора в России на средне- и долгосрочную перспективу с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также требований эффективного и ответственного управления государственными финансами.
  4. Разработка концептуальных подходов к управлению финансами государственного сектора с учетом выявленных современных факторов, тенденций и рисков развития.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.


НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2019 ГОДУ


В 2019 году сотрудники Центра выполняли НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Оптимизация конструкции бюджетных правил с учетом циклических и конъюнктурных колебаний на мировых нефтяных рынках".

Цель исследования: разработка методических и практических рекомендаций, направленных на оптимизацию конструкции бюджетных правил с учетом циклических и конъюнктурных колебаний на мировых нефтяных рынках.

Результаты исследования:

  1. Исследование природы сырьевых суперциклов и оценка их влияния на сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
  2. Анализ российской практики разработки и применения бюджетных правил в отношении нефтегазовых доходов.
  3. Анализ зарубежного опыта применения бюджетных правил в отношении конъюнктурных сырьевых доходов.
  4. Обоснование методологических подходов к совершенствованию бюджетных правил с учетом динамики сырьевых суперциклов.
  5. Оптимизация конструкции бюджетных правил в России с учетом сырьевых суперциклов.
  6. Разработка подходов к оценке эффектов для бюджетной системы от изменения бюджетных правил.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:

  • в качестве основы для внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  • в качестве основы для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации;
  • при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере нефтегазодобычи.

В 2019 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по фундаментальной теме (I этап): "Теория развития финансов государственного сектора".

Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ функционирования финансов государственного сектора в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности.

Результаты исследования:

  1. Изучение современных концепций государства и финансов государственного сектора, систематизация и уточнение современных теоретических подходов и методологических основ развития финансов государственного сектора.
  2. Группировка и анализ значимости факторов и рисков, влияющих на развитие финансов государственного сектора в XXI веке.
  3. Анализ тенденций развития, структуры и границ финансов государственного сектора в России и за рубежом в конце XX – начале XXI вв.
  4. Определение цели, задач и инструментария надлежащей бюджетной политики в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности, перезагрузки глобализации на новых принципах и модернизации управления общественными финансами на принципах эффективности и ответственности.
  5. Разработка методологических подходов к обеспечению прозрачности финансов государственного сектора и оценке качества управления.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.


В 2019 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Совершенствование управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами".

Цель исследования: развитие методологии управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами Российской Федерации с учетом передовых стандартов управления государственным долгом.

Результаты исследования:

  1. Обоснование методологических подходов к управлению международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами.
  2. Анализ нормативно-правового регулирования сферы управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской федерации и за рубежом.
  3. Анализ, обоснование и классификация рисков в управлении государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской Федерации.
  4. Анализ современных практик управления государственным долгом в зарубежных странах (не менее четырех из Группы 20, относящихся к группам развитых и развивающихся) и Российской Федерации на основе стандартов управления государственным долгом, изложенных в DeMPA Мирового банка.
  5. Оценка эффективности управления международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами Российской Федерации в сопоставлении с другими странами.
  6. Разработка предложений по совершенствованию инструментов управления международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами Российской Федерации.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти


НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2018 ГОДУ


В 2018 году сотрудники Центра выполняли НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Бюджетные инструменты стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии".

Цель исследования: разработка методических и практических рекомендаций, направленных на создание и совершенствование бюджетных инструментов стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.

Результаты исследования:

  1. Анализ действующей системы государственного стимулирования рационального и эффективного недропользования в нефтегазовой отрасли промышленности России с проведением количественной оценки влияния этой системы на развитие отрасли и показатели ее деятельности.
  2. Определение и описание проблем в сфере увеличения коэффициентов извлечения нефти и газа, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии.
  3. Анализ зарубежных концепций, методов, инструментария бюджетного стимулирования инвестиционных процессов в нефтегазовом комплексе и выпуска продукции с высокой степенью добавленной стоимости; оценка возможности адаптации к российской специфике.
  4. Обоснование необходимости корректировки методологических подходов к бюджетному стимулированию рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.
  5. Разработка математической модели оценки влияния бюджетно-налоговой политики на стимулирование рационального и эффективного недропользования, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии на основе структуралистской теории развития.
  6. Разработка предложений по совершенствованию инструментов государственного финансового стимулирования рационального недропользования и развития нефтегазохимии в рамках программного формата формирования бюджета.
  7. Разработка комплекса мер по повышению эффективности бюджетных инструментов стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.

Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:

  1. в качестве основы для внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
  2. в качестве основы для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации;
  3. в качестве основы для внесения поправок в законодательство о недропользовании в Российской Федерации;
  4. при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.

При выполнении данной НИР был получен Результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде программного обеспечения "Математическая модель оценки влияния бюджетно-налоговой политики на стимулирование рационального и эффективного недропользования, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии".


НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2017 ГОДУ


В 2017 году сотрудники Центра выполняли НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Повышение качества бюджетного планирования".

Цель исследования: разработка методических и практических рекомендаций, направленных на повышение качества бюджетного планирования и обеспечивающих его координацию со стратегическим экономическим планированием.

Результаты исследования:

  1. Анализ и обобщение организационно-правовых основ и методического обеспечения бюджетного планирования в России.
  2. Выводы по результатам анализа зарубежного опыта бюджетного планирования с учетом опыта США, Канады, Великобритании и Нидерландов.
  3. Систематизация и анализ российского опыта программно-целевого бюджетирования, оценка проблем и ограничений, снижающих его качество.
  4. Систематизация и анализ математических инструментов и методов макроэкономического и бюджетного прогнозирования, в т.ч. анализ причин провалов традиционных макроэкономических моделей, основанных на семействе дифференциальных стохастических уравнений общего равновесия и причин недостаточной адекватности бюджетной и долговой политик, разработанных на основе DSGE моделей.
  5. Рекомендации по повышению качества бюджетного планирования с учетом зарубежного опыта.
  6. Предложения по использованию в бюджетном планировании пост-кейнсианских макроэкономических моделей и методов SFC, в т.ч. анализ особенностей конструирования эмпирических SFC моделей для целей бюджетного планирования, анализ структуры SFC модели и описание поведенческих уравнений.
  7. Прогнозирование результатов различных вариантов экономической политики на основе ряда эмпирических SFC моделей: Ирландия (Лимерик SFC модель); США (Леви SFC модель); Австрия (SFC модель); Великобритания (SFC модель Банка Англии и UKMOD), а также рекомендации по построению SFC модели экономики России.

В 2017 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении экспертно-аналитического исследования по заказу Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по теме: "Пути совершенствования законодательного обеспечения механизмов координации денежно-кредитной, налогово-бюджетной и промышленной политики России".

Цель экспертно-аналитического исследования: разработка законодательной основы для совершенствования механизма координации денежно-кредитной, налогово-бюджетной и инвестиционной политики России, обеспечивающей повышение темпов экономического роста.

Результаты исследования:

  1. Анализ факторов, определяющих темпы роста российской и мировой экономик в 2000 – 2017 гг.
  2. Разработка методики выбора стран для анализа лучших зарубежных практик формирования и реализации различных видов государственной экономической политики, направленных на стимулирование экономического роста и трансформацию национальных экономик.
  3. Выбор и верификация перечня стран для анализа лучших зарубежных практик формирования и реализации различных видов государственной экономической политики, с учетом возможности использования их опыта в современных российских условиях.
  4. Анализ международного опыты применения комплекса мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и государственной инвестиционной политики, направленных на совершенствования механизмов разработки и реализации инвестиционной политики.
  5. Обзор лучших зарубежных практик формирования и реализации различных видов государственной экономической политики в целях обеспечения экономического роста и развития.
  6. Систематизация и анализ нормативной правовой базы, формализующей промышленную политику в России.
  7. Комплексная инвентаризация и анализ действующих стратегических и доктринальных программных документов, которые направлены на повышение роли государственной инвестиционной и структурной политики, стимулирование процесса привлечения внебюджетных инвестиций в производственную сферу, создание условий для дальнейшего развития инициативы частных инвесторов по реализации высокоэффективных инвестиционных проектов.
  8. Характеристика действующих стратегических документов в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной и государственной инвестиционной политики, принятых на уровне Правительства РФ и ведомств.
  9. Сопоставительный анализ программных документов по денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике в контексте решения задач формирования и реализации внутреннего инвестиционного спроса, ориентированного на экономический рост и финансовую стабильность.
  10. Анализ соответствия стратегических и программных документов по денежно-кредитной и налогово-бюджетной политике стратегическим документам по государственной инвестиционной политике.
  11. Обзор результативности применяемых в России мер и инструментов бюджетно-налоговой и денежно-кредитной политик.
  12. Оценка эффективности отдельных мер и инструментов экономической политики России в зависимости от стадии экономического цикла и задач развития экономики.
  13. Оценка целесообразности сохранения / совершенствования / отказа от использования отдельных мер и инструментов российской государственной экономической политики.
  14. Разработка основных направлений совершенствования денежно-кредитной политики, обеспечивающих экономический рост.
    Определение направлений совершенствования бюджетно-налоговой политики, нацеленных на достижение финансовой стабильности и обеспечение экономического развития.
  15. Выбор приоритетов осуществления государственной инвестиционной политики, направленных на привлечение инвестиций в экономику с целью повышения темпов роста ВВП до среднемирового уровня.
  16. Разработка системы мер по координации денежно-кредитной, налогово-бюджетной и инвестиционной политики России.
  17. Разработка концептуальных подходов к определению целей и задач государственной денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и инвестиционной политик в современных условиях.
  18. Определение методологических подходов к выбору мер и инструментов реализации денежно-кредитной, бюджетно-налоговой и инвестиционной политик в условиях высокого уровня экономической неопределенности.
  19. Анализ согласования мер денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики России.
  20. Характеристика мер государственной инвестиционной политики и их согласования с мерами денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики.
  21. Формулирование предложений по выстраиванию комплекса мер денежно-кредитной, налогово-бюджетной и государственной инвестиционной политики в России, направленных на увеличение темпов экономического роста.
  22. Разработка практических рекомендаций по совершенствованию законодательного регулирования механизмов реализации инвестиционной политики России.
  23. Разработка предложений по совершенствованию действующего законодательства в области денежно-кредитной, налогово-бюджетной и инвестиционной политики России.
  24. Разработка предложений по совершенствованию законодательных механизмов координации денежно-кредитной, налогово-бюджетной и инвестиционной политики России.
  25. Разработка проектов нормативных правовых актов о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2016 ГОДУ


В 2016 году сотрудники Центра финансовой политики принимали участие в выполнении научно-исследовательских работ по следующим темам в рамках Государственного задания:

  • Концепция использования нефтегазовых доходов для государственной финансовой поддержки инвестиционного развития отраслей экономики, ориентированных на импортозамещение и не сырьевой экспорт;
  • Разработка предложений по развитию страхового рынка Российской Федерации;
  • Замена государственного контроля на СРО и страхование;
  • Механизм софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации на основе укрупнения (консолидации) субсидий из федерального бюджета.

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год