НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА В 2024 ГОДУ
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Государственная финансовая политика: новые вызовы и новые концепции в постковидной экономике".
Цель исследования: разработка новых концептуальных подходов к формированию государственной финансовой политики и определению инструмента ее реализации в соответствии с вызовами и рисками постковидной экономики и с учетом требований эффективного и ответственного управления общественными финансами.
Результаты исследования:
- Концептуальные подходы к формированию государственной финансовой политики в посковидной экономике с учетом трансформации ее структуры и прогрессирующего санкционного давления.
- Подходы к определению эффективности реализации государственной финансовой политики для сглаживания пандемийных шоков и последствий применения инструментов гибридной экономической войны.
- Рекомендации по выбору мер и инструментов реализации государственной фискальной политики в условиях вызовов и рисков постковидной экономики и учетом ограничений и пределов их применения.
- Рекомендации по повышению эффективности мер и инструментов государственной фискальной политики в условиях кризиса, вызванного пандемией коронавирусной инфекции, с учетом лучших зарубежных практик управления общественными финансами.
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Цифровая экосистема финансово-экономических прогнозов в системе управления государственными финансами".
Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ финансово-экономического прогнозирования для государственного сектора на основе исследования современных цифровых технологий предикативной аналитики и основных направлений их применения для решения задач прогнозирования в процессе управления государственными финансами.
Результаты исследования:
- Разработана модель прогнозирования ежегодных текущих расходов и доходов бюджетной системы Российской Федерации, в реальном времени, включающая комбинацию регрессионных моделей типа MIDAS (Mixed Data Sampling), построенных с использованием предикторов с различной частотой дискретизации.
- Разработана модель прогнозирования государственных налоговых поступлений бюджетной системы Российской Федерации, с большим набором макроэкономических и финансовых данных смешанной частоты (ежедневных, ежемесячных, ежеквартальных, годовых) (Mixed Frequency Data), с использованием методов машинного обучения (ML) искусственных нейронных сетей (ANN).
- Разработана модель макроэкономического прогнозирования, а также прогнозирования доходов и расходов бюджетной системы Российской Федерации, на основе резервуарных вычислений (Reservoir Computing) с большим набором макроэкономических и финансовых данных смешанной частоты (ежедневных, ежемесячных, ежеквартальных, годовых) (Mixed Frequency Data).
- Разработана модель прогнозирования ежедневных остатков бюджетных средств на едином казначейском счете, с использованием метода дискретного вейвлет преобразования, на этапе предварительной декомпозиции временного ряда / данных о ежедневных остатках бюджетных средств на едином казначейском счете.
- Разработан исследовательский прототип цифровой экосистемы прогнозирования основных параметров бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, с учетом выявленных преимуществ и основных ограничений при решении прикладных задач методами, использованными при решении задач 1 - 4.
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету (фундаментальная НИР) по теме "Финансовые мультипликаторы обеспечения устойчивого экономического роста в условиях санкционной экономики".
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Бюджетно-налоговые механизмы интеграции новых регионов в экономическое пространство России".
Цель исследования: разработка рекомендаций по применению бюджетно-налоговых механизмов интеграции новых регионов в экономическое пространство России.
Результаты исследования:
- Разработаны и обоснованы концептуальные подходы к применению фискальных механизмов интеграции новых регионов в экономическое пространство России. Проведена систематизация бюджетно-налоговых мер и инструментов интеграции новых территорий, проанализирован зарубежный опыт фискальной интеграции регионов. Концептуальный подход базируется на идее институциональной адаптации, равноправия новых регионов, необходимости одновременного учета и использования как бюджетных, так и налоговых мехаанизмов, а также значимости фискальных инструментов для восстановления и развития региональных экономик.
- Сформированы аналитические материалы по использованию бюджетно-налоговых механизмов на территории новых субъектов Российской Федерации, учитывающие особенности внутренних налоговых условий, действующих преференциальных режимов и стимулирующих мер в сопоставлении с налоговым окружением в других субъектах Российской Федерации.
- Предложен комплекс мероприятий стимулирующей налоговой политики и инструментов по совершенствованию механизма финансовой поддержки для развития экономики новых регионов, включающий ряд налоговых и бюджетных инструментов, ориентированных на точечное стимулирование отраслей-драйверов экономического развития, инвестиционых преференций и обеспечивающих постепенный переход к самостоятельности региональных бюджетов на основе принципов программных бюджетов и кредитования.
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Особенности реализации программы "Фабрика проектного финансирования в Российской Федерации".
Цель исследования: разработка предложений по совершенствованию инструментов программы "Фабрика проектного финансирования" с учетом изменения геополитических и экономических условий в целях обеспечения развития экономики Российской Федерации.
Результаты исследования:
- Сформированы аналитические материалы, содержащие оценку хода реализации программы "Фабрика проектного финансирования" в Российской Федерации.
- Проведен анализ лучших зарубежных практик проектного финансирования через государственные институты развития.
- Подготовлены предложения по совершенствованию механизма "Фабрика проектного финансирования".
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Расширение фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы России с учетом последствий санкционных ограничений".
Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ формирования и расширения фискального пространства федерального и субфедерального уровней бюджетов бюджетной системы.
Результаты исследования:
- Системно рассмотрена и уточнена роль фискального пространства как фискального института в управлении государственными финансами, выделена двойствоенная сущность как объекта и инструмента фискальной политики, расширены элементы фискального пространства с включением элемента прогнозирования.
- Методология фискального пространства дополнена выделением трех обособленных подходов, характеризующихся специфическими принципами и набором инструментов фискального пространства.
- Сгруппированы методики оценки фискального пространства по критерию применяемых показателей и обосновано выделение группы операционных инструментов.
- Выделены факторы расширения фискального пространства на национальном уровне, к которым отнесены экономический рост, изменение ценовой конъюнктуры на внешних рынках, управление государственным долгом, структурные изменения в экономике, институциональные трансформации, модернизация бюджетной политики.
- Обоснована возможность применения методологии фискального пространства на субфедеральном уровне с учетом типологизации регионов, при формировании фискального пространства региона предложено рассматривать рыночную, целевую и нормативную модели.
- Предложено выделять статичную и динамичную компоненты фискального пространства: статичное фискального пространство предполагает оценку на текущий момент в текущих фискальных условиях; динамичное фискальное пространство предполаагет средне- и долгосрочные возможности финансировнаия дополнительных или новых расходов; каждой из компонент соответствуют инструменты фискального регулирования.
- Проведено сравнение моделей цикличности фискальной политики, выявлена закономерность - чем выше уровень развития страны (в период оценки), тем менее проциклична политика расходов; фискальное поведение налоговых ставок, напротив, показало контрцикличность по трем исследованным налогам (НДС, НДФЛ, налог на прибыль организаций).
- Доказано, что системные проблемы низкого качества прогнозирования как на федеральном (национальном) уровне, так и на субфедеральном уровне обуславливают нарушения взаимосвязи бюджетной политики и приоритетов экономического развития.
- Доказано, что резервы расширения фискального пространства регионов, в первую очередь, связаны с развитие их ресурсного потенциала, вывод получен на основе оценки с учетом кластеризации по показателям ресурсного потенциала и уровня долга; в структуре ресурсного потенциала выделены следующие составляющие: экономический, инвестиционный, финансовый, инновационный, производственный и трудовой потенциал.
- Предложен обобщенный методический подход к расширению фискального пространства на субфедеральном уровне по доходам, расходам, дефициту бюджета, государственному долгу.
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому универсритету по теме "Развитие государственного финансового регулирования демографических процессов".
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Трансформация модели бюджетного федерализма с учетом современных тенденций пространственного и экономического развития Российской Федерации".
Цель исследования: разработка предложений по трансформации модели бюджетного федерализма с учетом современных тенденций пространственного и экономического развития России.
Результаты исследования:
- Выделены базовые и специфические принципы бюджетного федерализма на основе обобщения теоретических подходов к содержанию бюджетного федерализма, представленных в авторской группировке.
- Выделены этапы генезиса принципов бюджетного федерализма во взаимосвязи с принимаемыми на соответствующем этапе основополагающими законами и программными документами в сфере развития бюджетного устройства и межбюджетных отношений в России.
- Сформулированы предложения по корректировке норм правового регулирования принципов бюджетного федерализма в России с учетом факторов, влияющих на их содержание на современном этапе развития бюджетного федерализма.
- Определены концептуальные подходы к модели бюджетного федерализма в России, включающей основные и сквозные составляющие; идентифицированы группы факторов, влияющие на трансформацию современной модели бюджетного федерализма.
- Определено положение бюджетов публично-правовых образований особого статуса (в частности, федеральной территории "Сириус") в структуре бюджетной системы, выявлены особенности организации бюджетных отношений в федеральной территории и на этой основе сформулированы предложения по корректировке норм правового регулирования вопросов формирования бюджета федеральной территории "Сириус".
- Выделены основные подходы к бюджетному устройству в субъектах Российской Федерации с учетом процессов трансформации территориальной организации местного самоуправления; показано отсутствие стабильного положительного эффекта в отношении параметров формирования местных бюджетов (горизонтального и вертикального дисбаланса, оптимизации бюджетных расходов) в субъектах Российской Федерации, перешедших к одноуровневой территориальной организации местного самоуправления.
- Обоснована целесообразность введения межмуниципальной агломерации как новой формы межмуниципального взаимодействия, отвечающей запросу на консолидацию муниципальных финансовых ресурсов; определены условия образования и элементы финансово-бюджетного механизма межмуниципальной агломерации.
- Определены особенности организации горизонтального межбюджетного перераспределения в современной архитектуре межбюджетных отношений; на основе обобщения практики горизонтального субсидирования субъектов Российской Федерации и муниципальных образований сформулированы предложения по корректировке методического и нормативного обеспечения горизонтальных субсидий с учетом перспектив межрегионального и межмуниципального сотрудничества.
- Предложена система мер по совершенствованию стратегического планирования пространственного развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансового обеспечения делегируемых государственных полномочий, разграничения налоговых доходов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации как факторов развития бюджетного федерализма.
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Модернизация бюджетных правил в контексте обеспечения устойчивости бюджетной системы".
В 2024 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме "Государственное финансовое стимулирование развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг".
Цель исследования: решение научной задачи по государственному финансовому стимулированию развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства, выработка рекомендаций по его совершенствованию в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг.
Результаты исследования:
- Исследование методологических подходов и нормативно-правового регулирования государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства.
- Оценка мер и инструментов государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в России.
- Сравнительная характеристика практики государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства зарубежных стран, оценка возможности имплементации лучших подходов в российской практике.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию государственного финансового стимулирования развития туристической инфраструктуры и индустрии гостеприимства в условиях изменения туристических потоков и ландшафта рынка туристических услуг.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИНСТИТУТА В 2023 ГОДУ
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка предложений по формированию системы управления налоговыми расходами".
Цель исследования: Решение научной задачи по формированию системы управления налоговыми расходами, а также разработка методологической основы, подходов и принципов оценки эффективности налоговых расходов и выработка рекомендаций по формированию комплексной системы управления налоговыми расходами.
Результаты исследования:
- Исследование методологических подходов и принципов оценки эффективности налоговых расходов.
- Оценка эффективности налоговых расходов.
- Сравнительная характеристика практики использования концепции налоговых расходов в бюджетном процессе разных стран.
- Разработка рекомендаций по формированию комплексной системы управления налоговыми расходами.
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка предложений по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов".
Цель исследования: разработка предложений по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решения о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджетов публично-правовых образований.
Результаты исследования:
- Анализ существующих правовых и методических основ, ограничивающих проявление коррупциогенных факторов, при принятии решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (выборочно).
- Определение подходов федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (выборочно) к выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
- Проведение группировки основных коррупционных рисков и возможных способов реагирования на указанные риски при принятии решений федеральных органов исполнительной власти, а также региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления (выборочно) о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
- Подготовка предложений Минфину России по выявлению и минимизации коррупционных рисков при принятии федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления решений о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации с учетом современных вызовов".
Цель исследования: разработка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
Результаты исследования:
- Обоснование концептуальных подходов к определению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Определение современного инструментария оценки устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
- Анализ инструментов обеспечения устойчивости региональных бюджетов с учетом современных вызовов.
- Подготовка рекомендаций по повышению устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации.
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Цифровая экосистема финансово-экономических прогнозов в системе управления государственными финансами".
Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ финансово-экономического прогнозирования для государственного сектора на основе исследования современных цифровых технологий предикативной аналитики и основных направлений их применения для решения задач прогнозирования в процессе управления государственными финансами.
Результаты исследования:
- Определение целей и комплекса задач прогнозирования в управлении государственными финансами, формирование системы целевых показателей и необходимой информационной базы для их исчисления, выявление их фундаментальных взаимосвязей с другими макроэкономическими параметрами и индикаторами.
- Исследование методологических подходов к решению задач финансового прогнозирования в государственном секторе, выявление наиболее перспективных методов и моделей и разработка практических рекомендаций по их использованию.
- Изучение современных цифровых технологий и инструментальных средств построения экосистем прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами, выявление их преимуществ и основных ограничений при решении прикладных задач в выбранной предметной области.
- Анализ лучших зарубежных практик построения цифровой экосистемы прогнозирования финансово-экономических показателей в сфере управления общественными финансами.
- Создание прототипов специальных дашбордов, функционирующих в открытом интернет-пространстве, для практического выполнения задач прогнозирования государственных доходов.
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Государственная финансовая политика: новые вызовы и новые концепции в постковидной экономике".
Цель исследования: определение целей и задач государственной финансовой политики в условиях постковидной экономики, с учетом парадигмы ее развития, и лучших зарубежных практик.
Результаты исследования:
- Исследование парадигмы развития государственной финансовой политики в постковидной экономике.
- Анализ отечественного опыта формирования финансовой политики в постковидной экономике с учетом нарастания санкционного давления.
- Анализ рекомендаций международных и межправительственных организаций по корректировке национальных финансовых политик в целях снижения влияния пандемии коронавирусной инфекции на рост и структуру экономик.
- Анализ лучших зарубежных практик формирования государственной финансовой политики в постковидных национальных экономиках.
- Определение целей и задач государственной финансовой политики в постковидной экономике.
В 2023 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Рекомендации по развитию цифровизации управления общественными финансами".
Цель исследования: развитие подходов к управлению общественными финансами в условиях цифровой трансформации экономики с учетом современных вызовов и трендов.
Результаты исследования:
- Анализ современных тенденций цифровизации управления общественными финансами.
- Оценка нового контура управления общественными финансами в рамках парадигмы «цифровое общество – цифровая экономика – цифровые финансы» и обеспечения финансово-бюджетной прозрачности.
- Разработка механизмов привлечения граждан и институтов гражданского общества для повышения результативности управления общественными финансами с использованием информационно-коммуникационных технологий.
- Разработка предложений по совершенствованию методического обеспечения управления общественными финансами в условиях цифровой трансформации экономики.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2022 ГОДУ
В 2022 году сотрудники Центра выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Рекомендации по учету общественного запроса на изменение приоритетов бюджетной политики в период обострения геополитической ситуации".
Цель исследования: выявление и оценка запросов общества в условиях расширения санкционных ограничений и разработка механизмов их учета при определении приоритетов бюджетной политики на средне-и долгосрочную перспективу.
Результаты исследования:
- Изучение и систематизация приоритетов и запросов российского общества к бюджетной политике с учетом изменения геополитической ситуации и последствий санкционных ограничений.
- Разработка методических подходов к модернизации механизмов привлечения общества и экспертной среды к реальному участию в бюджетном процессе.
- Разработка предложений по корректировке целей и задач национальных проектов и государственных программ с учетом выявленных и систематизированных запросов общества.
- Определение направлений модернизации государственной финансовой поддержки населения с учетом последствий санкционных ограничений.
- Разработка предложений по уточнению состава налоговых расходов в соответствии с запросом общества.
В 2022 году сотрудники Института выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Финансовые мультипликаторы обеспечения устойчивого экономического роста в условиях санкционной экономики".
Цель исследования: разработка подхода к финансовому регулированию национальной экономики в условиях ужесточения внешнего санкционного давления на основе выявления финансовых мультипликаторов экономического роста.
Результаты исследования:
- Исследование стимулов и ограничений устойчивого роста российской экономики в условиях усиления внешнего санкционного давления.
- Систематизация современных теоретических и эмпирических подходов к оценке воздействия мер бюджетно-налоговой политики на экономический рост.
- Разработка и калибровка моделей оценки финансовых мультипликаторов для российской экономики в разрезе отдельных мер налогового регулирования и функциональных разделов бюджетных расходов.
- Имитационный анализ сценариев кратковременных и продолжительных изменений в бюджетно-налоговой политике на базе разработанных моделей.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2021 ГОДУ
В 2021 году сотрудники Центра выполнили НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Разработка рекомендаций по развитию накопительных пенсионных механизмов".
Цель исследования: разработка рекомендаций по развитию накопительных пенсионных механизмов с учетом лучших зарубежных практик, современных макроэкономических условий и социально-экономических и демографических тенденций в России
Результаты исследования:
- Анализ международных конвенций, рекомендаций и зарубежных практик применения накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан;
- Анализ российского опыта создания и применения механизмов финансирования пенсионных прав граждан;
- Разработка комплекса рекомендаций по развитию накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан Российской Федерации;
- Разработка формализованных предложений по совершенствованию правового обеспечения накопительных механизмов финансирования пенсионных прав граждан Российской Федерации.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:
- в качестве основы для внесения поправок в законодательство об обязательном пенсионном страховании и негосударственном пенсионном обеспечении и Налоговый кодекс Российской Федерации;
- при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере пенсионного обеспечения.
В 2021 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Научно-методическое обеспечение работы с рисками при достижении национальных целей развития Российской Федерации".
Цель исследования: выявление и оценка операционных бюджетных рисков (в разрезе видов бюджетных расходов) при достижении национальных целей развития Российской Федерации.
Результаты исследования:
- Разработка признаков определения негативных фактов (событий, условий) в разрезе видов бюджетных расходов, комбинации которых формируют рисковые сценарии, приводящие к возникновению операционных бюджетных рисков.
- Определение состава негативных фактов, необходимых для формирования рисковых сценариев.
- Определение источников данных (информации) о негативных фактах.
- Разработка алгоритмов формирования рисковых сценариев (на основе комбинации негативных фактов).
- Разработка рисковых сценариев.
- Разработка методических подходов к оценке вероятности наступления негативных последствий (в том числе недостижение результатов, удорожание стоимости их достижения или увеличение сроков их достижения) в связи с реализацией рисковых сценариев в разрезе видов бюджетных расходов.
- Разработка мер реагирования на рисковые сценарии (с учетом видов рисковых сценариев) в разрезе видов бюджетных расходов
при достижении национальных целей развития Российской Федерации - Разработка методических подходов к оценке эффектов, полученных от «снятия» рисковых сценариев (с учетом специфики объектов контроля (контракты, соглашения и иные формы договорных отношений по предоставлению бюджетных средств)
- Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
В 2021 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Операционная эффективность использования бюджетных средств".
Цель исследования: разработка комплекса рекомендаций по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств.
Результаты исследования:
- Характеристика содержания и признаков операционной эффективности использования бюджетных средств.
- Группировка бюджетных расходов для целей оценки их операционной эффективности.
- Разработка критериев и параметров оценки операционной эффективности использования бюджетных средств.
- Подготовка рекомендаций по повышению операционной эффективности использования бюджетных средств.
- Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
В 2021 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по фундаментальной теме (III этап): "Теория развития финансов государственного сектора".
Цель исследования: разработка концептуально новых подходов к эффективному и ответственному управлению финансами государственного сектора на основе определения тенденций развития финансов государственного сектора в ХХI в. с учетом лучших зарубежных практик, а также влияния современных макроэкономический условий.
Результаты исследования:
- Разработка инструментария управления финансами государственного сектора в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности, перезагрузки глобализации на новых принципах и модернизации управления общественными финансами на принципах эффективности и ответственности.
- Разработка многовариантного сценария управления государственным долгом Российской Федерации в условиях современных макроэкономических вызовов и шоков.
- Разработка рекомендаций по повышению эффективности бюджетных инвестиций, финансированию масштабных инфраструктурных проектов в условиях неопределенности ключевых макропоказателей.
- Разработка и апробация аналитических моделей финансирования государственных социальных расходов в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности.
- Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.
В 2021 году сотрудники Центра выполнили экспертно-аналитическое исследование по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Разработка предложений по совершенствованию законодательного регулирования мер государственной поддержки российских производителей".
Цель исследования: разработка предложений по изменению действующего законодательства в целях введения новых подходов к предоставлению мер государственной поддержки российских производителей.
Результаты исследования:
- Анализ зарубежного законодательства в целях определения фискальных и финансовых мер стимулирования производства продукции обрабатывающей промышленности (прежде всего, машиностроения).
- Анализ действующих инструментов поддержки российских производителей промышленной продукции в целом и продукции машиностроения в частности.
- Ретроспективный анализ мер и инструментов государственной поддержки компаний реального сектора экономики в Российской Федерации с 2000 по 2020 гг.
- Анализ хода реализации Национальных проектов развития Российской Федерации до 2024 года в части поддержки российских производителей.
- Разработка методологии выбора приоритетных отраслей для применения мер государственной поддержки.
- Выработка рекомендаций по приоретизации отраслей российской экономики для применения мер государственной поддержки.
- Разработка предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, направленных на повышение эффективности государственной политики в целях обеспечения опережающего развития машиностроительного сектора промышленности, включая предложения в области стимулирования НИОКР, модернизации основных средств, обучения по основным профессиональным образовательным программам, основным программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам повышения инвестиционной привлекательности отрасли и повышения производительности труда.
- Разработка предложений по изменению действующего законодательства, в том числе в целях введения дифференцированных налоговых ставок при экспорте сырьевых товаров и несырьевых товаров нижнего, среднего и верхнего переделов.
В 2021 году сотрудники Центра выполнили экспертно-аналитическое исследование по заказу Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации на тему: "Использование технологий глубокой переработки угля: анализ мирового опыта, оценка экономической эффективности их применения в России с учетом рынков потребления продуктов глубокой переработки угля, предложения по законодательному регулированию".
Цель исследования: Совершенствование законодательных инструментов регулирования глубокой переработки угля в Российской Федерации.
Результаты исследования:
- Анализ современного состояния отрасли глубокой переработки угля в Российской Федерации
- Анализ российского законодательства в области регулирования глубокой переработки угля
- Анализ мирового опыта применения технологий глубокой переработки угля[1]
- Оценка экономической эффективности применения в России зарубежных технологий глубокой переработки угля с учетом рынков потребления продуктов глубокой переработки угля
- Анализ российской практики добычи метана угольных пластов и разработка предложений по мерам государственный поддержки внедрения наилучших доступных технологий
- Выявление взаимосвязи и взаимовлияния разработанного комплекса мер государственной поддержки глубокой переработки угля с достижением Национальных целей развития Российской Федерации и иных документов стратегического планирования
- Разработка рекомендаций по совершенствованию законодательных инструментов регулирования отрасли глубокой переработки угля в Российской Федерации.
Возможно использование результатов данных научно-исследовательских работ и экспертно-аналитических исследований при подготовке и актуализации учебно-методического обеспечения учебных дисциплин по управлению общественными финансами.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2020 ГОДУ
В 2020 году сотрудники Центра выполняют НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Анализ бюджетных расходов на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям".
Цель исследования: подготовка обзора и аналитической оценки расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям с целью подготовки к рассмотрению обзора бюджетных расходов на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям на заседании Правительственной комиссии по вопросам оптимизации и повышения эффективности бюджетных расходов.
Результаты исследования:
- Характеристика организационно-правовых и методических основ предоставления субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
- Разработка методики и плана проведения обзора расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям, обоснование статистической и информационно – аналитической базы обзора.
- Анализ расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
- Подготовка аналитической оценки и обзора расходов федерального бюджета на предоставление субсидий на иные цели бюджетным (автономным) учреждениям.
- Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
В 2020 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Модификация инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации российской экономики".
Цель исследования: разработка комплекса рекомендаций по модификации инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации российской экономики.
Результаты исследования:
- Систематизация инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста на средне- и долгосрочную перспективу.
- Проведение оценки результативности инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста в России с использованием экономико-математического инструментария.
- Анализ зарубежного и отечественного опыта применения мер и инструментов бюджетной политики для стимулирования экономического роста.
- Разработка предложений по модификации инструментов бюджетной политики России для стимулирования экономического роста на базе реструктуризации экономики (стимулирование развития наукоемких и ресурсосберегающих производств, реструктуризации базовых отраслей, цифровизации экономики и т.д.).
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти.
В 2020 году сотрудники Центра принимают участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по фундаментальной теме (II этап): "Теория развития финансов государственного сектора".
Цель исследования: разработка концептуально новых подходов к эффективному и ответственному управлению финансами государственного сектора на основе определения тенденций развития финансов государственного сектора в XXI в., с учетом лучших зарубежных практик, а также влияния современных макроэкономических условий.
Результаты исследования:
- Исследование тенденций развития финансов государственного сектора в XXI в. в условиях современных макроэкономических вызовов и шоков.
- Оценка возможности использования лучших зарубежных практик организации и управления финансами государственного сектора в Российской Федерации.
- Определение направлений и ограничений развития финансов государственного сектора в России на средне- и долгосрочную перспективу с учетом влияния внутренних и внешних факторов, а также требований эффективного и ответственного управления государственными финансами.
- Разработка концептуальных подходов к управлению финансами государственного сектора с учетом выявленных современных факторов, тенденций и рисков развития.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2019 ГОДУ
В 2019 году сотрудники Центра выполняли НИР в рамках Государственного задания Финансовому университету по теме: "Оптимизация конструкции бюджетных правил с учетом циклических и конъюнктурных колебаний на мировых нефтяных рынках".
Цель исследования: разработка методических и практических рекомендаций, направленных на оптимизацию конструкции бюджетных правил с учетом циклических и конъюнктурных колебаний на мировых нефтяных рынках.
Результаты исследования:
- Исследование природы сырьевых суперциклов и оценка их влияния на сбалансированность бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
- Анализ российской практики разработки и применения бюджетных правил в отношении нефтегазовых доходов.
- Анализ зарубежного опыта применения бюджетных правил в отношении конъюнктурных сырьевых доходов.
- Обоснование методологических подходов к совершенствованию бюджетных правил с учетом динамики сырьевых суперциклов.
- Оптимизация конструкции бюджетных правил в России с учетом сырьевых суперциклов.
- Разработка подходов к оценке эффектов для бюджетной системы от изменения бюджетных правил.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:
- в качестве основы для внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- в качестве основы для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации;
- при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере нефтегазодобычи.
В 2019 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по фундаментальной теме (I этап): "Теория развития финансов государственного сектора".
Цель исследования: развитие теоретических и методологических основ функционирования финансов государственного сектора в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности.
Результаты исследования:
- Изучение современных концепций государства и финансов государственного сектора, систематизация и уточнение современных теоретических подходов и методологических основ развития финансов государственного сектора.
- Группировка и анализ значимости факторов и рисков, влияющих на развитие финансов государственного сектора в XXI веке.
- Анализ тенденций развития, структуры и границ финансов государственного сектора в России и за рубежом в конце XX – начале XXI вв.
- Определение цели, задач и инструментария надлежащей бюджетной политики в условиях высокого уровня макроэкономической неопределенности, перезагрузки глобализации на новых принципах и модернизации управления общественными финансами на принципах эффективности и ответственности.
- Разработка методологических подходов к обеспечению прозрачности финансов государственного сектора и оценке качества управления.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти, а также в учебном процессе и научно-исследовательской работе.
В 2019 году сотрудники Центра принимали участие в выполнении НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Совершенствование управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами".
Цель исследования: развитие методологии управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами Российской Федерации с учетом передовых стандартов управления государственным долгом.
Результаты исследования:
- Обоснование методологических подходов к управлению международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами.
- Анализ нормативно-правового регулирования сферы управления государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской федерации и за рубежом.
- Анализ, обоснование и классификация рисков в управлении государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской Федерации.
- Анализ современных практик управления государственным долгом в зарубежных странах (не менее четырех из Группы 20, относящихся к группам развитых и развивающихся) и Российской Федерации на основе стандартов управления государственным долгом, изложенных в DeMPA Мирового банка.
- Оценка эффективности управления международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами Российской Федерации в сопоставлении с другими странами.
- Разработка предложений по совершенствованию инструментов управления международными финансовыми активами и государственными внешними долговыми обязательствами Российской Федерации.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти
НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕНТРА ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В 2018 ГОДУ
В 2018 году сотрудники Центра выполняли НИР в рамках Государственного задания финансовому университету по теме: "Бюджетные инструменты стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии".
Цель исследования: разработка методических и практических рекомендаций, направленных на создание и совершенствование бюджетных инструментов стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.
Результаты исследования:
- Анализ действующей системы государственного стимулирования рационального и эффективного недропользования в нефтегазовой отрасли промышленности России с проведением количественной оценки влияния этой системы на развитие отрасли и показатели ее деятельности.
- Определение и описание проблем в сфере увеличения коэффициентов извлечения нефти и газа, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии.
- Анализ зарубежных концепций, методов, инструментария бюджетного стимулирования инвестиционных процессов в нефтегазовом комплексе и выпуска продукции с высокой степенью добавленной стоимости; оценка возможности адаптации к российской специфике.
- Обоснование необходимости корректировки методологических подходов к бюджетному стимулированию рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.
- Разработка математической модели оценки влияния бюджетно-налоговой политики на стимулирование рационального и эффективного недропользования, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии на основе структуралистской теории развития.
- Разработка предложений по совершенствованию инструментов государственного финансового стимулирования рационального недропользования и развития нефтегазохимии в рамках программного формата формирования бюджета.
- Разработка комплекса мер по повышению эффективности бюджетных инструментов стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.
Результаты исследования могут быть использованы в работе Аппарата Правительства Российской Федерации и заинтересованных федеральных органов законодательной и исполнительной власти:
- в качестве основы для внесения поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- в качестве основы для внесения поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации;
- в качестве основы для внесения поправок в законодательство о недропользовании в Российской Федерации;
- при совершенствовании стратегических и программных документов в сфере стимулирования рационального и эффективного недропользования, повышения глубины нефтепереработки и развития нефтегазохимии.
При выполнении данной НИР был получен Результат интеллектуальной деятельности, реализованный в виде программного обеспечения "Математическая модель оценки влияния бюджетно-налоговой политики на стимулирование рационального и эффективного недропользования, повышения глубины переработки углеводородов и развития нефтегазохимии".