Правительство РФ 22 ноября 2025 года утвердило очередное расширение списка «современных технологий», применение которых даёт компаниям право на заключение с государством специальных инвестиционных контрактов (СПИК 2.0). В обновлённый перечень было добавлено 11 новых позиций — охватывающих такие отрасли, как энергетика, химическая и перерабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Это решение — логическое продолжение процесса, запущенного в июле 2025 года, когда перечень уже пополнялся 21 технологией, включающей, в частности, производство водорода, аммиака, азотной кислоты, кормовых ферментов, новых строительных материалов и продуктов питания с долгим сроком хранения.
Система СПИК, впервые введённая в обновлённой форме с конца 2020 года, ориентирована на стимулирование частных инвестиций в инновационные, высокотехнологичные отрасли, с целью создания конкурентоспособного промышленного производства на территории России. В рамках контракта компания обязуется реализовать проект по разработке и внедрению технологии из утверждённого перечня и организовать серийное производство. Взамен государство гарантирует стабильность условий: налоговые льготы, особые условия аренды земли, льготную амортизацию, фиксированную ставку налога на прибыль и имущества, а также обязательство сохранять за инвестором льготы на весь срок действия контракта. Срок действия СПИК 2.0 составляет до 15 лет для проектов с вложениями до 50 млрд. рублей, и до 20 лет, если суммы инвестиций выше этого порога.
Сегодня общий объём инвестиций, направленных через СПИК, превысил 2 триллиона рублей. При этом действует около 90 таких контрактов. Эти цифры свидетельствуют о том, что механизм работает, он способен мобилизовать крупный капитал, вовлекать бизнес в масштабные технологические проекты.
В числе прочего, расширение перечня технологий отражает эволюцию стратегии: от первоначального фокуса на чисто «тяжёлую» промышленность к гораздо более широкому спектру, а именно перерабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, химии и энергетики. Это даёт государству инструмент для решения сразу нескольких задач: технологического обновления, импортозамещения, повышения технологического суверенитета и диверсификации экономики.
«Сегодня СПИК 2.0 является одним из инструментов, которые могут привлечь долгосрочный частный капитал в фундаментальные отрасли, требующие больших затрат и длительных сроков окупаемости. Главное, чтобы соблюдалась дисциплина реализации: инвестор действительно внедрял современные технологии и обеспечил промышленное производство, а государство предоставляло льготы и создавало соответствующие условия. Тогда мы получим не кратковременный бум, а устойчивую платформу для технологической модернизации экономики», - считает Кудряшов Вадим Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга Финансового университета при Правительстве РФ.
«С учётом нынешнего расширения перечня и роста инвестиционного потока, у государства есть возможности оздоровить технологический фундамент экономики, повысить конкурентоспособность промышленного сектора и укрепить экономическую безопасность страны. При этом важно сочетать меры поддержки с жёстким контролем за исполнением обязательств со стороны компаний, только так СПИК останутся механизмом расширения промышленности, а не инструментом льгот для бизнеса без технологического наполнения» - также отметил эксперт.
Текущее расширение списка технологий для СПИК 2.0 является своевременным и стратегически важным решением, которое укрепляет инструментарий промышленной политики, способствует технологическому обновлению и повышению независимости экономики. При условии дальнейшего ответственного управления и дисциплинированного выполнения проектов, СПИК 2.0 может стать фундаментом устойчивого экономического роста, технологического суверенитета и модернизации промышленности России.







