Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

28 августа 2025

Успешное инновационное развитие является залогом устойчивого экономического роста, полноправного участия страны в мировом разделении труда, закладывает фундамент международной конкурентоспособности страны, решает многие социально-экономические проблемы.

Каково место Российской Федерации в международных сопоставлениях инновационного развития экономик? Чтобы ответить на эти вопросы, эксперты Финансового университета при Правительстве Российской Федерации обратились к различным мировым рейтингам инновационности стран и поделились результатами.

Всемирная организация интеллектуальной собственности (World Intellectual Property Organization, WIPO) представила 17-й выпуск глобального инновационного индекса — Global Innovation Index (GII) 2024. Документ содержит результаты анализа 133 стран и их рейтинг по уровню инновационного развития.

GII-2024 включает 78 показателей, сгруппированных по затратам («вход инноваций») и результатам инноваций («выход инноваций»), и призван отразить многомерные аспекты инноваций. Общий показатель GII представляет среднее значение входного и выходного субиндексов, на основе которых составляются рейтинги экономик GII.

В 2024 году, согласно Глобальному инновационному индексу, Швейцария продолжает удерживать первое место по инновационному развитию, за ней следуют Швеция, Соединенные Штаты Америки, Сингапур и Великобритания. Россия находится на 59-м строчке в GII 2024. Также Россия занимает 13-е место среди 34 стран с уровнем дохода выше среднего и 33-е место среди 39 экономик Европы.

В таблице 1 представлены рейтинги GII Российской Федерации за последние четыре года.

 image001.png

 

Таблица 1 – Место России в рейтингах GII в 2020-2024 гг.

 

Российская Федерация занимает 76-е место по объёму инвестиций в инновации - это ниже, чем в прошлом году; 56-е место по объёму инновационной деятельности - также ниже прошлогоднего показателя.

Рисунок 1 показывает взаимосвязь между уровнем дохода (ВВП на душу населения) и инновационной эффективностью (индекс GII). Линия тренда отражает ожидаемую инновационную эффективность в зависимости от уровня дохода. Экономики, находящиеся выше линии тренда, демонстрируют результаты выше ожидаемых, а экономики, находящиеся ниже, – ниже ожидаемых.

По ВВП Российская Федерация отстает от ожиданий относительно уровня своего развития.

Рисунок 1 - Взаимосвязь между ВВП на душу населения и оценкой GII

image002.png

 

На рисунке 2 показана взаимосвязь между затратами на инновации и результатами их реализации. Экономики, находящиеся выше линии, эффективно преобразуют дорогостоящие инвестиции в инновации в более крупные и качественные результаты.

Рисунок 2 - Взаимосвязь между затратами на инновации и результатами их реализации

 image003.png

Как видно из рисунка 2, Российская Федерация производит больше инновационной продукции относительно уровня своих инвестиций в инновации.

Итак, по результатам обзора рейтинга Российской Федерации по семи направлениям GII в 2024 году складывается следующая картина:

- Россия занимает самые высокие места в рейтингах «Человеческий капитал и исследования» (39-е место), «Знания и технологии» (52-е место), «Развитость бизнеса и творческие результаты» (53-е место);

- Россия занимает самые низкие места по показателям «Институты» (126-е место), «Инфраструктура» (76-е место) и «Развитость рынка» (57-е место).

Помимо общего списка, в документе представлены лидеры по четырем группам в соответствии с уровнем доходов стран по классификации Всемирного банка, а также по регионам. Среди стран со средним уровнем дохода наиболее высокие темпы роста в рейтинге GII с 2013 года демонстрируют Китай, Турция, Индия, Вьетнам, Филиппины, Индонезия, Исламская Республика Иран и Марокко, сообщает WIPO.

Сравнительный анализ Российской Федерации с другими экономическими группами по каждой из семи областей индекса GII показал следующее:

- страны с экономикой выше среднего уровня: Россия демонстрирует результаты выше среднего по группе по таким направлениям, как человеческий капитал и исследования, развитость рынка, развитость бизнеса, результаты знаний и технологий, результаты творческой деятельности. В группе стран с доходами выше среднего она расположилась на 13-й позиции;

- Европа: показатели Российской Федерации по всем направлениям ниже среднего по группе. В европейском регионе у России 33-е место.

В мире составляется множество иных рейтингов стран по различным показателям инновационно-технологического развития.

Один из важнейших показателей инновационного развития страны - это расходы на исследования и разработки.

Институт статистики ЮНЕСКО представил актуальный список стран мира с показателями уровня национальных расходов на НИОКР, выраженного в процентах от ВВП. Результаты последнего исследования опубликованы в сентябре 2024 года.

В соответствии с ними пятерка стран-лидеров по затратам на НИОКР в % к ВВП выглядит так:

1.     Израиль: 5,56%

2.     Южная Корея: 4,93%

3.     США: 3,46%

4.     Бельгия: 3,43%

5.     Швеция: 3,42%.

Россия заняла 43-ю строчку рейтинга со значением показателя 0,94% от ВВП - в последние годы этот показатель остается на одном уровне.

Важно отметить, что Россия существенно отстает от ведущих стран по удельному весу затрат на науку в ВВП, что свидетельствует о более низком уровне инвестиций в наукоемкие отрасли по сравнению с лидерами мирового рейтинга, такими как Израиль и Южная Корея.

Рейтинг стран мира по количеству патентов (World Patent Ranking) — сравнительный анализ статистических данных о патентной активности стран мира, который выпускается Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO). Данные с результатами последнего исследования опубликованы в ноябре 2024 года.

Таблица 2 – Топ-10 рейтинга стран мира по количеству патентов 2024

image004.png

Россия занимает 9-е место в списке стран с наибольшим числом выданных патентов. Большая часть мирового патентного рынка принадлежит Китаю. В 2023 году Россия заняла 7-е место по числу выданных патентов, что свидетельствует о некотором изменении позиции страны в рейтинге.

Индекс развития информационно-коммуникационных технологий (ICT Development Index) — комбинированный показатель Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union), характеризующий достижения стран мира с точки зрения развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Показатели индекса касаются доступа к ИКТ, использования ИКТ, а также навыков, то есть практического знания этих технологий населением стран, охваченных исследованием. Результаты последнего исследования опубликованы в июне 2024 года, и в нем Россия располагается на 40-м месте. Лидеры рейтинга Кувейт, Финляндия, Эстония, Катар, Сингапур.

Для полноты картины следует обратиться к основным показателям инновационной деятельности в Российской Федерации, которые предоставляет официальная статистика (рис. 3-4).

    image005.png

Рисунок 3 - Затраты на инновационную деятельность организаций Российской Федерации, млн рублей

Данные графика на рисунке 3 иллюстрируют рост объемов затрат на технологические инновации с 1 472 822,3 млн руб. в 2018 г. до 3 519 543,3 млн руб. в 2023 г., или в 2,4 раза.

image006.png

Рисунок 4 - Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами, в том числе инновационных товаров, работ, услуг, млн рублей

За период 2018-2023 гг. объем инновационных товаров, работ, услуг увеличился с 4 516 276,4 млн руб. до 8 323 885,5 млн руб., или в 1,8 раза.

В целом наблюдается положительная динамика абсолютных показателей. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг колеблется в интервале 6,5-6%% за тот же период.

Анализ положения России в мировых рейтингах инновационного развития показывает, что, несмотря на положительные достижения в таких областях, как человеческий капитал, знания и технологии, экономика страны сталкивается с серьезными вызовами в других аспектах, включая уровень инвестиций в НИОКР и условия для инновационной активности. В условиях высокой конкурентности на глобальной арене и необходимости адаптации к стремительно меняющимся технологическим условиям становится очевидной необходимость активной государственной поддержки инновационного развития.

В настоящее время утверждена Концепция технологического развития на период до 2030 года (Распоряжение Правительства РФ от 20.05.2023 № 1315-р «Об утверждении Концепции технологического развития на период до 2030 года»), которая определяет три ключевые цели технологического развития страны: обеспечение национального контроля над воспроизводством критических и сквозных технологий; переход к инновационно ориентированному экономическому росту, усиление роли технологий как фактора развития экономики и социальной сферы; технологическое обеспечение устойчивого функционирования и развития производственных систем.

Наряду с Концепцией, в сфере инновационного развития действуют:

- Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642);

- Федеральный закон от 4 августа 2023 г. № 478-ФЗ «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»;

- государственные программы: «Экономическое развитие и инновационная экономика», «Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности», «Научно-технологическое развитие Российской Федерации»;

- национальные проекты: «Экономика данных и цифровая трансформация государства», «Эффективная транспортная система», «Новые технологии сбережения здоровья», «Беспилотные авиационные системы», «Кадры» и др.

Эти инициативы нацелены на развитие высокотехнологичных отраслей, цифровую трансформацию, создание новых материалов и энергетических технологий, а также на подготовку квалифицированных кадров для инновационной экономики. Важно продолжать усилия по развитию науки и внедрению инновационных решений, чтобы укрепить позиции России в глобальном инновационном ландшафте.

Данный аналитический обзор подготовлен по результатам отчетов Всемирной организации интеллектуальной собственности, Института статистики ЮНЕСКО, Международного союза электросвязи, данным Гуманитарного портала, сайта Федеральной службы государственной статистики, сайта Правительства Российской Федерации.

 

Казанбиева Аида Хизриевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

 

Зубов Ярослав Олегович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры бизнес-информатики

Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

Другие новости

09 октября
Цифровая революция в праве: как технологии меняют юриспруденцию

Цифровая революция в праве: как технологии меняют юриспруденцию

09 октября
Актуальность математического образования в эпоху Big Data и Al: новые вызовы и возможности

Актуальность математического образования в эпоху Big Data и Al: новые вызовы и возможности

09 октября
Разрыв в ценности инвестиций в ИИ

Разрыв в ценности инвестиций в ИИ

09 октября
Продление программы развития Дербента до 2030 года: маркетинговый потенциал территории

Продление программы развития Дербента до 2030 года: маркетинговый потенциал территории

09 октября
S&P 500 снова на вершине. Как России построить свой рынок доверия?

S&P 500 снова на вершине. Как России построить свой рынок доверия?

09 октября
Корпоративное обучение: метрики оценки эффективности

Корпоративное обучение: метрики оценки эффективности

09 октября
Личный гид в мир языков: как ИИ и дополненная реальность персонализируют обучение в Финансовом университете

Личный гид в мир языков: как ИИ и дополненная реальность персонализируют обучение в Финансовом университете

09 октября
Искусственный интеллект и линейная алгебра: взгляд через двойственное пространство

Искусственный интеллект и линейная алгебра: взгляд через двойственное пространство

09 октября
Заместить нельзя импортировать: особенности импорта товаров фармацевтической промышленности через таможенную границу ЕАЭС

Заместить нельзя импортировать: особенности импорта товаров фармацевтической промышленности через таможенную границу ЕАЭС

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год