Версия для слабовидящих

Размер текста:

Цветовая схема:

Изображения:

23 июня 2025

Финансовый университет при Правительстве РФ провел изучение развития креативных индустрий в России и предпосылок, повлекших эти изменения.

В конце ХХ века произошли колоссальные социокультурные изменения по всему миру, как в развитых, так и в развивающихся странах. Люди все больше имеют возможность проводить досуг не только дома, перед телевизором, а получая культурные услуги, впечатления, во внешней среде, посещая выставки, театры, музеи, шоу. В последние годы прослеживается четкая тенденция роста расходов населения, связанных с досугом, и ростом доходов бизнеса, функционирующего в креативных индустриях. Коммерческие компании осознали, что можно получать прибыль не только в производстве, но и в шоу бизнесе, культурных и телекоммуникационных индустриях. Креативные индустрии сегодня все больше рассматриваются как особый вид предпринимательской деятельности, с характерными чертами, особенностями, динамикой. Но помимо особого вида предпринимательской деятельности креативные индустрии являются инструментом развития национальных культур и формирования культурного сознания населения, поскольку сегодня продукты культурных индустрий доступны не только узкой, элитарной прослойке населения, а всем слоям населения и являются массовым продуктом потребления. Развитие креативных индустрий сегодня направлено на достижение экономических, культурных, стратегических целей, а создание креативных товаров и услуг рассматривается в контексте национальной культуры и является одной из стратегических задач развития национальной экономики, как отмечено в Национальном проекте «Культура».

Как отмечает доцент Кафедры отраслевых рынков Финансового университета, к.э.н. Курдюкова Н.О., «развитию креативных индустрий сегодня уделяется особое внимание, т.к. в современном мире креативные индустрии являются объединением творческого, инновационного, предпринимательского, цифрового потенциала, наиболее эффективное использование которого возможно при централизованной поддержке и регулировании, создании среды для данной коллаборации».

Креативные индустрии включают в себя различные сферы деятельности, в которых производятся как креативный товары (к таким сферам относятся дизайн, изобразительное искусство, издательское дело, производство медиа и цифрового контента, художественные ремесла, производство аудиовизуальных материалов, исполнительское искусство), так и создаются креативные услуги (сферы создания телекоммуникационных, компьютерных, информационных услуг, создание программного обеспечения, услуги по рекламе, исследованию рынка и опросу общественного мнения, личные культурные и рекреационные услуги, аудиовизуальные и сопутствующие услуги). Различные сферы креативных индустрий создают рабочие места на различных стадиях производства, от создания продукта до его воспроизводства и распространения.

В креативных индустриях работают около 760 предприятий и организаций, число занятых превышает 1,5 млн человек, притом, что большая часть — это молодые люди в возрасте до 35 лет.

По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ), доля креативной экономики в мировом валовом продукте чуть более 6% и колеблется от 2 до 7% в зависимости от региона и страны.

Динамику развития креативных индустрий в РФ можно проследить по динамике изменения валовой добавленной стоимости креативных индустрий и динамике изменения доли валовой добавленной стоимости креативной экономики в ВВП РФ.

Динамика изменения валовой добавленной стоимости креативных индустрий в экономике в ВВП РФ представлена на рис. 1.

 1image001.png

Рисунок 1. Динамика изменения валовой добавленной стоимости креативных индустрий в экономике в ВВП РФ (составлено автором по данным Росстата).

Динамика изменения доли добавленной валовой стоимости креативных индустрий в ВВП РФ представлена на рисунке 2.

1image003.png 

Рисунок 2. Динамика изменения доли валовой добавленной стоимости креативных индустрий в ВВП РФ (составлено автором по данным Росстата).

Исследование показало, что за анализируемый период с 2017 по 2024 год валовая добавленная стоимость креативных индустрий в ВВР РФ выросла в 2,3 раза, с 2,2 трлн. руб. до 7,5 трлн. руб. соответственно. Доля валовой добавленной стоимости креативных индустрий в ВВП РФ за анализируемый период увеличилась практически на 50%.

Креативные индустрии развиваются более быстрыми темпами чем прочие отрасли экономики. Рост валовой добавленной стоимости креативных индустрий РФ превышает средний показатель по экономике в 1,7 раза. По данным Агентства стратегических инициатив (АСИ) в среднем доля валовой добавленной стоимости креативных индустрий составляет от 2 до 7% национального ВВП по всему миру. Так доля валовой добавленной стоимости креативных индустрий в ВВП США и Китая (по данным 2021 года) составляет 4,2% и 4,3% соответственно.

Креативные индустрии РФ имеют потенциал роста, но как отмечает доцент Кафедры отраслевых рынков Финансового университета, к.э.н. Курдюкова Н.О., «их развитие и большее вовлечение в экономику страны возможно при более пристальном государственном программировании и регулировании, создании благоприятных условий для креативного предпринимательства». 

 

Курдюкова Н.О.,

доцент Кафедры отраслевых рынков

Финансового университета при Правительстве РФ

Другие новости

20 октября
Этика искусственного интеллекта: кому принадлежит результат работы машин

Этика искусственного интеллекта: кому принадлежит результат работы машин

20 октября
Цифровая коммуникация на работе в России и за рубежом

Цифровая коммуникация на работе в России и за рубежом

20 октября
Разумные алгоритмы и новая экономика – как ИИ меняет архитектуру платформ

Разумные алгоритмы и новая экономика – как ИИ меняет архитектуру платформ

20 октября
Особенности управления кредитным портфелем компании в условиях повышенных экономических рисков

Особенности управления кредитным портфелем компании в условиях повышенных экономических рисков

20 октября
Новые правила игры на IT-рынке: как меняются профессии и запросы работодателей

Новые правила игры на IT-рынке: как меняются профессии и запросы работодателей

20 октября
Многоуровневая анатомия криптовалютной экосистемы

Многоуровневая анатомия криптовалютной экосистемы

20 октября
Методики повышения вовлеченности и мотивации студентов в онлайн-формате

Методики повышения вовлеченности и мотивации студентов в онлайн-формате

20 октября
 Маркетинговый интеллект: новая профессия на стыке данных, психологии и искусственного интеллекта

Маркетинговый интеллект: новая профессия на стыке данных, психологии и искусственного интеллекта

20 октября
Цена цифровой эффективности: почему товары на цифровых платформах дешевле, чем в обычных магазинах?

Цена цифровой эффективности: почему товары на цифровых платформах дешевле, чем в обычных магазинах?

Выбрать дату

Выбрать дату

Выбрать год